рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Смысл жизни человека

Что делать ? - типичный вопрос, к которому привык русский интеллигент. Что мне делать в данном случае ? - такой вопрос ставим себе ежедневно и каждый шаг нашей практической жизни есть смысл и законность вопроса ²Что делать ?² в такой совершенно конкретной и рассудочно- деловой его форме, но такой вопрос по отношению к смыслу жизни не имеет в виду сродство к достижению определённой цели, а вопрос о самой цели жизни и деятельности. Жизнь так, как она непосредственно течёт, определяемая стихийными силами, бессмысленна; что нужно сделать, как наладить жизнь, чтобы она стала осмысленной ? Что делать мне и другим, чтобы спасти мир и тем впервые оправдать свою жизнь ? Как переделать мир, чтобы осуществить в нём абсолютный смысл ? Толстовцы на вопрос ²что делать ?² отвечают: ²нравственно совершенствоваться², т. е. они не усматривают насильственную революционную деятельность, а внутреннюю воспитательную деятельность над самим собой и другими, скажем, вегетарианство, земледельческий труд и т. п., но ²дело² толстовцев остаётся ²делом², т. е. по человеческому замыслу и человеческими силами осуществляемая планомерная мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысливающая жизнь. А вот по силам ли это сделать людям ? Думается, что нет, это иллюзия, так как человек, как часть и соучастник мировой жизни, не может сделать никакого такого ²дела², которое бы спасло его и придало смысл его жизни.² Франк ясно выразил эту мысль: ²Искать недостающего смысла жизни в каком-либо деле, в совершении чего-то значит впадать в иллюзию, как будто человек сам может сотворить смысл своей жизни.² И тут же он продолжает: ²Чтобы искать смысл жизни - не говоря уже о том, чтобы найти его, - надо прежде всего остановиться, сосредоточиться и ни о чём не ²хлопотать.² А на вопрос: ²Что делать, чтобы переделать мир на лучший лад?  Один ответ: - ²Ничего - потому что этот замысел превышает человеческие силы.² Значит надо задавать не вопрос: ²Как мне переделать мир, чтобы его спасти?², а ²Как мне самому жить, чтобы не утонуть и не погибнуть в этом хаосе жизни?² Далее автор отсылает к Евангелию, т. е. к христианской вере. Итак, ²что делать?² правомерно значит только: ²Как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь?² Другими словами, не через какое-либо человеческое дело преодолевается бессмысленность жизни и вносится в неё смысл, а единственное человеческое дело только в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни. Но где его искать и как найти?

Условие возможности смысла жизни. Постараемся вдуматься, что это означает - ²найти смысл жизни,² точнее, чего мы, собственно, ищем, какой смысл вкладываем в само понятие ²смысл жизни² и при каких условиях мы посчитали бы его осуществлённым ? ²Вопрос о ²смысле² чего-либо имеет всегда относительное значение, он предполагает ²смысл² для чего-нибудь, целесообразность при достижении определённой цели. Жизнь же в целом никакой цели не имеет, и потому о ²смысле² её нельзя ставить вопроса,² - пишет Франк. Жизнь наша осмыслена, когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь, она должна быть высшему и абсолютному благу. Высшее же благо не может быть не чем иным, кроме самой жизни. Жизнь во благе, или благая жизнь - вот цель наших стремлений. Франк подводит такой итог: ²Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность ему, достижимая для нас в жизни в Боге или божественной жизни.²

Бессмысленность жизни. Что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна, что она ни в малейшей мере не удовлетворяет условиям, при которых её можно было бы признать имеющей смысл, - это есть истина, в которой нас всё убеждает: и личный опыт, и непосредственные наблюдения над жизнью, и историческое познание судьбы человечества, и естественнонаучное познание мирового устройства и мировой эволюции. Франк сделал ссылки на древних мудрецов, на Экклесиаст из Библии и сказал, что как бессмысленна каждая единичная жизнь человека, так же бессмысленна и общая жизнь человечества; и даже сослался на Освальда Шпенглера, что ²всемирная история есть принципиально бессмысленная смена рождения, расцветания, упадка и смерти отдельных культур.² Индивидуальная человеческая жизнь в её эмпирическом осуществлении имеет только один смысл - научить нас той жизненной мудрости, что счастье неосуществимо, что все наши мечты были иллюзорны и что процесс жизни, как таковой, бессмыслен, - так и всечеловеческая жизнь есть тяжкая опытная школа, необходимая для очищения нас от иллюзий всечеловеческого счастья, для обличения суетности и обманчивости всех наших упований на воплощение в этом мире царства добра и правды, всех наших человеческих замыслов идеального общественного самоустроения. Рассматривая мир, как он есть, мы неизбежно приходим в вопросе о его первопричине или о действии бога в нём к дилемме. Одно из двух: или Бога совсем нет, и мир есть творение бессмысленной слепой силы, или же Бог есть, как всеблагое и всеведущее существо, есть, но тогда он не всемогущ и не есть Творец и единодержавный Промыслитель мира. Но в том и другом случае, - если Бога нет, и если он не в силах нам помочь и нас спасти от мирового зла и бессмыслия - наша жизнь одинаково бессмысленна. Но даже и существование Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветлённость и покой удовлетворённости нашей собственной, человеческой жизни. Резюме Франка такое: ²Бессмысленность жизни открылась не со вчерашнего дня, её утверждала древняя мудрость. И всё же человечество издавна имело религиозное сознание, верило в Бога и возможность спасения человека и тем утверждало осуществимость смысла жизни. Мы должны сами глубже вдуматься в дело, полнее оценить мотивы руководящие религиозным сознанием человечества и поставить теперь себе вопрос: есть ли умозаключение от эмпирической природы мира и жизни достаточный и единственный критерий для решения вопроса о смысле жизни?²  

Самоочевидность истинного бытия. Ответ напрашивается быть отрицательным, но есть одно и очень важное. Раз мы ясно видим нашу слепоту, значит, мы всё же не совсем слепы, но и зрячи, ибо существо, абсолютно и всецело лишённое смысла, не могло бы осознавать свою бессмысленность. Если бы жизнь и мир были сплошным хаосом слепых, бессмысленных сил, то в них не нашлось бы существа, которое это сознавало и высказывало бы. Итак, мир так устроен, что, будучи слепым и бессмысленным в своём течении, в своих действенных силах, он, в лице человеческого разума, вместе с тем пронизан лучом света, озарён знанием самого себя. Франк пишет, что мы искали этот смысл не там, где есть надежда его найти, и что этой тёмной и хаотической областью совсем не исчерпывается бытие, а есть целый новый и неизмеримо более глубокий и прочный мир - мир истинного, духовного бытия.

И если человек обращается к собственному исканию смысла жизни, то он ясно видит, что оно само есть проявление в нём реальности того, что он ищет. Ведь искание Бога есть уже действие бога в человеческой душе. Не только Бог есть вообще, - иначе мы не могли бы Его помыслить и искать. Он в нас действует, и именно Его действие обнаруживается в этом странном, столь нецелесообразном и непонятном с мирской точки зрения нашем беспокойстве, нашей неудовлетворённости, нашем искании того, что в мире не бывает ²Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не найдёт Тебя.² Франк с уверенностью заявляет: ²Добро, вечность, полнота блаженной удовлетворённости, как и свет истины - всё то, что нам нужно для того, чтобы наша жизнь обрела смысл,²

Оправдание веры. Данная глава практически посвящена ссылкам на Евангелие. Автор убеждён, что человек если твёрдо усвоит и верно усвоит Слово Божие, то жизнь будет иметь смысл, и этот смысл легко и просто осуществится для каждого из нас, - ибо Бог с нами, в нас. Далее Франк задаёт вопрос: ²Но зачем же нужно было вообще существование этого бессмысленного мира ? Отчего Бог не мог сотворить человека и вселенскую жизнь так, чтобы она сразу раз и навсегда была в Нём, была проникнута Его благодатью и Его разумом ? Кому и для чего нужны наши страдания, наши немощи, наша слепота. Раз они есть, жизнь всё-таки бессмысленна и нельзя найти ей никакого оправдания.²  Но ведь пути Господни неисповедимы, мы забываем, что Бог, будучи всеблаг и всеведущ, ведает те глубины блага и разума, которые нам недоступны. Очевидно, бессмысленность жизни нужна как преграда, требующая преодоления, ибо ²широки врата и пространен путь, ведущей в погибель, и тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь.² Следует понять, что смысл жизни не дан, - он задан. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. ²Найти смысл жизни значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его обнаружения, более того для его осуществления, поэтому искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы.

Осмысление жизни. Искание смысла жизни есть собственно ²осмысление² жизни раскрытие и внесение в неё смысла, который вне нашей духовной действительности не только не мог бы быть найден, но в эмпирической жизни и не существовал бы. Человек, живущий в суете непрерывного внешнего общения с множеством людей, готовый во всём им подражать, быть, ²как все² и жить вместе со всеми, знающий только наружную поверхность земной жизни, оказывается никчёмным существом, никому не нужным и вечно одиноким, ибо в нём мало внутренней духовной работы. Наше отравленное материализмом время совершенно утратило понятие о вселенской, космической, магической силе молитв и духовного подвига. Одинокий волшебник в своей келье, в затворе, невидимый и неслышимый никем, творит дело, сразу действующее на жизнь в целом и затрагивающее всех людей. Франк пишет: ²Смысл жизни в её утверждённости в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало... лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живёт в нём, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни.² Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить её, мы должны усовершенствовать её сразу как целое Единственное дело, осмысливающее жизнь есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. И мы понимаем слова Спасителя, на вопрос: ²что нам делать ?², отвечавшего: ²Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.²(Ев. Иоанн, 6, 29)

О духовном и мирском делании. Но как же быть со всеми остальными человеческими делами, со всеми интересами нашей эмпирической жизни, со всем тем, что отовсюду нас окружает и заполняет нашу обычную жизнь ? Автор книги даёт ответ: ²Жизнь осмысливается только отречением от её эмпирического содержания; твёрдую подлинную опору для неё мы находим лишь вне её; лишь перешагнув за пределы мира, мы отыскиваем ту вечную основу, на которой он утверждён. Пребывая в нём мы охвачены и вместе с ним шатаемся и кружимся в бессмысленном вихре.²  Это значит, что никакое земное человеческое дело, никакой земной интерес не может осмыслить жизнь, и в этом отношении они все совершенно бессмысленны; но когда жизнь уже осмыслена иным началом - своею последней глубиной, то она осмысленна всецело и, следовательно, всё её содержание. Жизнь как наслаждение, власть, богатство, как упоённость миром и самим собой есть бессмыслица; жизнь как служение есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленно. Но нужно помнить, что человек праведно свободен от мирского труда и мирской борьбы только в том случае, если он в своей духовной жизни осуществляет ещё более тяжкий труд, ведёт ещё более опасную и трудную борьбу. Серафим Саровский, простоявший на коленях на камне 1000 дней и ночей и говоривший о цели этого подвига: ²Томню томящего мя² обнаружил неизмеримо больше терпения и мужества, чем самый герой-солдат на войне. Кто живёт в сегодняшнем дне, - не отдаваясь ему, а подчиняя его себе, - тот живёт в вечности. Своё нравственно-психологическое выражение такая правильная установка находит в смирении, в сознании ограниченности своих сил и вместе с тем в душевной тишине и прочности, с какою совершаются эти дела сегодняшнего дня, это соучастие в конкретной жизни мира; тогда как идолопоклонническое служение миру, с другой стороны, всегда проявляется в гордыне и восторженности и связано с чувством беспокойства, неуверенности и суеты. Таким образом, внешнее, мирское делание, будучи производным от основного, духовного делания и им только осмысляясь, должно стоять в нашей общей духовной жизни на надлежащем ему месте, чтобы не было опрокинуто нормальное духовное равновесие. Силы духа, укреплённые и питаемые изнутри, должны свободно изливаться наружу, ибо вера без дел мертва, свет, идущий из глубины, должен озарять тьму вовне. Но силы духа не должны идти в услужение и в плен к бессмысленным силам мира, и тьма не должна заглушить вечного Света.

Литература:

1.Н.О. Лосский, История русской философии, Москва, 1991, с. 339-372

2.В.В. Зеньковский; История русской философии, Т. 2, ч. 2, Ленинград ²Эго², 1991, с.157-179

3.Вопросы философии № 3, 1992, Москва, Наука, 1992, Материалы к биографии   С.Л. Франка, с. 128-130

4.С.Л. Франк, Духовные основы общества, Москва, Изд. ²Республика², 1992, Смысл жизни, с. 148-216


Смысл   жизни   в   работах       С.Л. Франк поставил массу вопросов о смысле

 В.В.Розанова и Н.Ф.Фёдорова  жизни, а все ответы нашел в Евангелии. Но ведь он не первый и не последний в этом плане. Мы ознакомились с мыслями Достоевского, Толстого, Новгородцева и тоже приходили к выводу, что решить вопрос о смысле жизни без Господа Бога невозможно. Да и сама постановка вопроса о смысле жизни говорит о том, что человек, который поставит такой вопрос, уже как-то приобщён к Богу, иначе ничего не выйдет из его умозаключений. Вспомним В.В. Розанова, которого ценил В.В. Зеньковский, а Н.О. Лосский, хотя и считал его оригинальным мыслителем и наблюдателем жизни, но подчёркивал, к сожалению, патологичность его личности во многих отношениях. В.В. Розанов в “Уединённом” пишет: ²Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня... Ибо жизнь есть день мой, и он именно мой день, а не Сократа или Спинозы²(“Уединённое” стр. 11) или  ²Я ещё не такой подлец, чтобы думать о морали. Миллион лет прошло, пока моя душа выпущена была погулять на белый свет; и вдруг бы я ей сказал: ты, душенька, не забывайся и гуляй ²по морали.² Нет, я ей скажу: гуляй душенька, гуляй, славненькая, гуляй добренькая, гуляй как сама знаешь. А к вечеру пойдёшь к Богу² (стр. 48) и, наконец, последнее: ²Двигаться хорошо с запасом большой тишины в душе; например, путешествовать. Тогда всё кажется ярко, осмысленно, всё укладывается в хороший результат. Но и ²сидеть на месте хорошо только с запасом большого движения в душе. Кант всю жизнь сидел: но у него в душе было столько движения, что от ²сидения² его двинулись миры.² (стр. 48)


       ²Счастье в усилии² - говорит молодость,

       ²Счастье в покое² - говорит смерть.

       ²Всё преодолею² - говорит молодость,

       ²Да, но всё кончится,² - говорит смерть.

Возможно,  вот  такой  ответ  дал  бы  Розанов  на  многие  вопросы,  поставленные С.Л. Франком. В.В. Розанов тоже искал смысл жизни. В работе “Семья и жизнь” Розанов видит семью единственным местом, в котором человек может проявить личное творчество, всячески стремится раскрыть священное значение семьи, рождение детей, в чём и усматривает смысл жизни, предначертанный человеку.

Особое место в развитии христианской философии принадлежит Николаю Фёдоровичу Фёдорову (1828 - 1903 гг.). Фёдоров связывает своё учение с христианством, в частности с православием, как религией, а смысл жизни находит в борьбе со смертью с идеей воскрешения и вечности жизни. Фёдоров резко критиковал отрицательное отношение Толстого к высшим культурным ценностям, науке и искусству. Однажды, когда Толстой пришёл в Румянцевскую библиотеку (где Фёдоров работал в качестве библиотекаря в Москве), Фёдоров начал показывать ему книжные сокровища. ²Как много люди пишут глупостей, - заметил Толстой, - Всё это стоило бы сжечь.² Фёдоров вспылил: ²Я видел за свою жизнь много глупцов, но таких как Вы, ещё не видел.²

К сожалению рамки реферата не позволяют отразить ценные мысли о смысле жизни других русских мыслителей: Замалеев А.Ф. (“Фазисы русской нравственности”); Кареев Н.И. (“Мысли об основах нравственности”); Розанов В.В. (“Цель человеческой жизни”); Трубецкой Е.Н. (“Смысл жизни”); Лопатин Л.М. (“Теоретические основы сознательной нравственной жизни”); Соловьёв В.С. (“Идолы и идеалы”); Грот Н.Я. (“Устои нравственной жизни и деятельности”); Веденский А.И. (“Условие позволительности веры в смысл жизни”); Безносов В.Г. (“Русская философия конца 19 и начала 20 века о смысле жизни и назначении человека”). Особое место среди них занимает малоизвестный и позабытый религиозный философ К.Н. Леонтьев (1831 - 1891 гг.) поборник Православия, некоторые труды которого не утратили актуальности и по сей день, например его работа “О всемирной любви” (по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике).

Литература:

1.Н.О. Лосский, История русской философии, Москва, ²Высшая школа², 1991, с.105, (статья о Н.Ф. Фёдорове.)

2.Н.О. Лосский, История русской философии, Москва, ²Высшая школа², 1991, с.435-436, (статья о В.В. Розанове.)


2.  Решение проблемы смысла жизни в философии и социологии Запада.


Феномен “ Жизнь после жизни”     Все  рассмотренные  теории  в  истории  рус-

 Раймонда       Моуди                       ской   философии смысла   и   цели  жизни   так  или   иначе   приходят   к   религии,      а   все религии таят в себе многие истины , и вряд ли кому-то по силам познать до конца эти глубокие, фундаментальные истины, заключенные в любой из них. Автору реферата хотелось бы обратиться к работе Раймонда Моуди “Жизнь после жизни”. Дело в том, что в последние годы на Западе и у нас были проведены наблюдения над теми, кто перенёс клиническую смерть. Их состояние и особенно рассказы о том, что им пришлось пережить после умирания, заставили многих по-новому взглянуть на проблемы жизни и смерти, на загадочные и до сих пор необъяснимые проявления человеческой психики.

Автор книги получил в 1969 году диплом доктора философии со специализацией по этике, логике в философии языка, а затем решил поступить в медицинский колледж с намерением стать психиатром и преподавать философию медицины. Всё это наложило отпечаток на формирование подхода к изучению проблемы выживания после физической смерти. Автор не пытается доказать, что есть жизнь после смерти и не претендует на то, что изучил само явление смерти, но из поисков становится очевидным, что умирающий пациент продолжает осознано относится к окружающему и после клинической смерти. Он твёрдо убеждён, что этот феномен имеет огромное значение не только со стороны теории и практики, особенно в областях психологии, психиатрии, медицины, философии, теологии, но и для нашей жизни повседневной.

Моуди пишет: ²События, связанные с различными ступенями испытания на смертном одре, очень необычны. Но с течением времени удивление мой росло всё больше и больше по мере того, как я всё чаще сталкивался с целым рядом ошеломляющих параллелей. Эти параллели встречаются в древних тайных письменах самых различных цивилизаций и культур. (стр. 53)

1.   Библия. Ветхий завет, согласно учёным богословам в нём только два отрывка недвусмысленно говорят о жизни после смерти:

                           Книга пророка Исаии, 26 : 19

²Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела ! Воспряньте и торжествуйте, поверженные во прахе, ибо... земля извергнет мертвецов.²

                        Книга пророка Даниила, 12 :2

И многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление, а так же Деяния Апостолов 26 : 13 - 26, Первое послание к Коринфянам 15 : 35 - 52.

2.   Платон.

3.   Тибетская “Книга мёртвых”.

4.   Эммануил Сведенборг.

5.   Вопросы.

6.   Объяснения.

7.   Впечатления.

Освещение проблемы жизни после смерти необходимо представителям многих профессий и научных направлений. Оно необходимо и врачу, и священнику, и психологу, и психиатру, а врачам прежде всего надо знать, что такое ум, может ли он существовать отдельно от физического тела. Кроме того, вопрос этот выходит за рамки академических и профессиональных интересов. Он глубоко затрагивает личные стороны жизни каждого человека, ибо в зависимости от того, что мы знаем о смерти, будем строить свою собственную жизнь, с её целями и задачами, с её смыслом. Если всё, что в данной книге обсуждалось реально, то это не может не иметь огромного значения для каждого из нас. Тогда поистине выходит, что мы не можем полностью постичь эту Жизнь, не бросив взгляд на то, что лежит за её чертой

Литература:

1. Жизнь земная и последующая, Москва, Изд. Полит. Лит., 1991г.                  (сборник: 1. Р. Моуди, Жизнь после жизни; 2. А. Лансберг, Ч. Файе, Встречи с тем, что мы называем смертью; 3. Л. Уотсон, Ошибка Ромео.)


Решение   проблемы   смысла         Хочется  думать,  что к  решению  вопроса  о                                                          

 жизни в сочинениях   Виктора   смысле и цели  жизни,  как и  к самому  этому

 Эмиля Франкла и логотерапия вопросу не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому вопросу очень хорошо сказал, что без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек  ²не согласится и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя  бы кругом его были все хлебы.² С другой стороны, много глубокого смысла и мудрости содержат слова Ницше: ²тот, кто имеет  ²зачем жить,² может вынести  ²любое как.²²

В этой  связи имеет большое значение теория и практика логотерапии,  разработанная В. Франклом. Речь идёт о том, что социальная философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль не только для каждого народа, но и каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы рушатся, а новые не успели сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится в ²пограничной ситуации,² на грани бытия или небытия, и каждый должен делать свой нелёгкий выбор, который порой приводит к трагической развязке. Совершенно, не случайно, что впервые эту интеллектуально терапевтическую функцию философии выделил Эпикур именно в период кризиса и крушения древнегреческого полиса. ²Пусты слова того философа, - писал он, -которыми не врачуется страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души.²

Логотерапия, (от греч. Logos - смысл и therapeia - лечение) созданная В. Франклом, смогла помочь миллионам людей. Её задача состоит в том, чтобы справиться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными человеческой жизнью. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако учёный ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, - это больше, чем психика, это дух, который призвана лечить философия. Логотерапия Виктора Франкла ставит своей задачей помочь обрести людям, нуждающимся в этом, смысл жизни и тем самым излечить душу, ибо не так уж страшна смерть, по большому счёту, а страшна жизнь, лишенная смысла.

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, которая в те годы была очагом новаторских идей в психологии. В 1905 г. активно функционировало Венское психоаналитическое общество во главе с Зигмундом Фрейдом. В его заседаниях уже принимали участие Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, которые свернули с дороги психоанализа и начали прокладывать свои оригинальные пути в науке. В 1930 г. Франкл получил степень доктора медицины, к началу войны была закончена рукопись первой книги - “Врачевание души”. С 1942 по 1945 учёный был в концлагерях, именно там получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти ещё хоть одну философскую или психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой. Его книги - философские, психологические, медицинские появляются одна за другой: “...И всё же сказать жизни ²Да²” (1946 г.), “Экзистенциональный анализ и проблемы времени” (1947 г.), “Время и ответственность” (1947 г.), “Психотерапия на практике” (1947 г.), “Подсознательный Бог” (1948 г.), “Безусловный человек” (1949 г.), “Человек страдающий” (1950г.). С 1947 г. он начинает преподавать в Венском университете, в 1949 г. получает степень доктора философии, в 1950 г. возглавляет австрийское общество врачей-психотерапевтов. Франкл много ездил по миру, был в Москве в марте 1985 г. и читал лекции в МГУ.

Данный сборник открывается статьёй “Человек перед вопросом о смысле”, в которой Франкл обосновывает социальную значимость логотерапии как психотерапии нашего времени. ²У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия,² - так начинается статья. Франкл далее объясняет, почему он сейчас говорит об ²экзистенциальном вакууме,² как глубинном чувстве утраты смысла, ощущением пустоты. Если во времена Фрейда человек страдал фрустрацией (расстройством) сексуальных потребностей, то сегодня он страдает фрустрацией потребностей экзистенциальных, что вызывает ²ноогенные неврозы,² проистекающие из ценностных конфликтов - угрызений совести. Автор доказывает, что ²потребность и вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живётся хуже некуда. Свидетельством тому являются умирающие люди из числа наших пациентов, а также                                    уцелевшие бывшие узники концлагерей и лагерей для военнопленных.² Философ считает, что


мы здесь встречаемся с феноменом, который является фундаментальным для понимания человека: с самотрансценденцией человеческого существования. За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. Франкл отмечает ещё очень важный факт, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум. Что также верно по отношению к преступности, может быть применено и к сексуальности: ²лишь в экзистенциональном вакууме набирает силу сексуальное либидо² и что эта гипертрофия в условиях вакуума повышает готовность к невротическим сексуальным реакциям. Следует понять, подчёркивает Франкл, что чем сильнее человек стремится к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает. Франкл ссылается на слова Эйнштейна, что тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Попытка же дать человеку смысл, свелась бы к морализированию, а мораль в старом смысле слова уже доживает свой век. Франкл часто повторяет: смысл нельзя дать, его нужно найти. Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта  (целостного) ... смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Но вместе с тем смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - есть орган смысла, но даже совесть держит человека в неизвестности того, постиг ли он смысл своей жизни. То, что мы даже на нашем смертном одре не узнаем, не вела ли нас наша совесть - орган смысла - по ложному пути, означает, что одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести. Истина может быть лишь одна, однако никто не может похвастаться знанием, что этой истиной обладает именно он и никто другой.

²В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10000 заповедей, заключённых в 10000 ситуаций, с которыми сталкивает жизнь,² - в этом убеждён автор. Но в жизни не существует ситуаций, которые бы были действительно лишены смысла. Поэтому страдание заключает в себе возможность смысла, т. к. осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключённый в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке.

Учение о смысле жизни учит, что смысл доступен любому человеку. Однако нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле


своей жизни, - жизнь ставит этот вопрос перед нами, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое, ²ноэтическое измерение,² в котором локализован смысл. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно наглядной ²димензионной онтологии,² несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая реальность не поддаётся объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться  традиционными психологическими методами.

Утверждая уникальность и неповторимость смысла, Франкл тем не менее, отвергает некоторые из ²философий жизни.² Так смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние человека (субъекта). По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Далее он вводит представление о ценностях жизни - смысловых универсалиях: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путём реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Ценности творчества являются наиболее важными, но необходимыми. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или лучшим вариантом осмысленной жизни. Индивид, который, никогда не любил и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Новизна подхода Франкла связаны с третьей группой ценностей - ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания.

Правильной постановкой вопроса является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент, ибо каждая ситуация несёт в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется.

 Основной тезис Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

Основной тезис третьего учения Франкла - учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность (обусловленность) человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность (сверхобусловленность).  ²Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью.² Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им ²нет,² принять или отвергнуть их. Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он позволяет ей определить своё поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идёт о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами, - человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным. Свобода по отношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу, возможность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. Похожие отношения существуют между личностью и характером, который сам по себе не оправдывает поведения. Напротив, в зависимости от личности характер может претерпевать изменения или сохранить свою неизменность. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и небеспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека определяется позицией человека по отношению к ним. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. Человек - это больше, чем психика; человек - это дух. В этом своём качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способность  к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне него. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определённых пределах) самодетерминирующимся существом.

Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой, смысл сводится к тому - это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим.

Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. ²Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя. ²

Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишённая ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нём самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность (подлинность) его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой проблемой логотерапии.

Несколько слов о собственно психотерапевтическом аспекте логотерапии. Существуют специфическая и неспецифическая сферы логотерапии. Специфической сферой являются ноогенные неврозы, порождённые утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. Неспецифическая сфера применения логотерапии - это психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Механизм действия этих техник основывается на двух названных выше фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к сомоотстранению и самотрансценденции.

Экзистенциалистская ориентация Франкла несомненна. Основной тезис экзистенциалистской философии - ²существование предшествует  сущности² - находит в работах Франкла последовательное, продуманное и оригинальное воплощение. Вместе с тем к ряду положений экзистенциализма Франкл относится более чем критически. Франкл аргументировано отстаивает позицию, что мир не сводится к нашим субъективным ²проектам,² а существует объективно и независимо от нас. Экзистенциальный анализ Франкла вобрал в себя, помимо экзистенциалистских идей, многое из довольно разных философских течений нашего столетия, включая и Ницше, и Гартмана, и Ленина, и многое другое.

В  своих  психоаналитических  идеях,  методологическом  подходе  к  личности,   Франкл становится единомышленником русских психологов Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В своём кратком предисловии от автора Франкл указывает, что на него огромное  влияние  оказали  сочинения  таких  русских  писателей,  как  Ф. М. Достоевского  и  Л. Н. Толстого (которых он постоянно цитирует в своих трудах).

    Литература:

    В. Франкл, Человек в поисках смысла, Москва, Изд. ²Прогресс², 1990г.












Заключение


Допустим, что смысл жизни человека состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека имеет в себе самом высшую  цель,  которой  насколько  это  в  его  силах,  он  может  подчинить всю природу.² (Кант И. Соч. В 6 т. - М, 1966: - Т.5 - с. 469) К этой точке зрения вплотную приблизился А. Камю, считавший, что мир абсурден и не имеет смысла. ²Я продолжаю думать, - писал он, - что в этом мире нет высшего смысла. Но я знаю, что кое-что в нём всё-таки имеет смысл, и это человек, поскольку он один смысла взыскует.² (Камю А. Из философской этики; Вопросы литературы, 1980, № 2, с. 179) К этому вопросу, однако, следует добавить, что поскольку человек по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума даёт основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни.

Если иметь в виду индивидуальный подход к определению смысла человеческой жизни, то по этому подходу хотелось бы сказать следующее. Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути и большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое; это значит, наконец определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С.Л. Рубинштейна, всё это бесконечно превосходит всякую учёность и связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.

Приемлемо и допустимо одно самое главное - это постоянный рост личности, самосозидание, стремление к физическому интеллектуальному, эмоционально-чувственному и духовному совершенствованию. Кто может реализовать себя в жизнь, кто может придать свой смысл жизни? Только личность. Сила личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности - симптом её слабости, социальное порождение невежества, страха и эгоизма. Сила личности, напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила личности - синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом. Сила личности аккумулируется в течение всей жизни, она собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на основных ²китах²: желании преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии. Ибо каждое испытание, постигшее сильную личность, одновременно и подстёгивает и предостерегает. А что такое самоконтроль? Самоконтроль - это сознательное, творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне. Испытания создают огромное поле деятельности для тренировки в самоконтроле - когда, например, раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть - добродетелью, коварство великодушием, жестокость - милосердием, нетерпимость - состраданием, скепсис - надеждой, безделье - инициативностью. Мудрее преодолеть семь смертных грехов: гордыню, измена-ложь, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень и приблизиться к четырём главным добродетелям: благоразумие, храбрость, умеренности во всём, справедливости. Нелепо опровергать старую, еврейскую пословицу, ум ржавеет от злости. Доктор Ганс Селье обнаружил, что самым мощным источником физиологических симптомов стресса являются негативные мысли и чувства. Основную защиту от этих симптомов Селье видит в позитивных эмоциях. Любовь, вера, отвага, благодарность и доверие активизируют деятельность щитовидной железы и повышает жизненную энергию. Высшее счастье давать любовь: тот, кто любит счастливее того, кто любим, лучше давать, чем брать. Эгоистичный, неспособный к любви человек, обрекает себя на безрадостное одиночество и изоляцию.

Понимает истинный смысл жизни лишь тот человек, который добивается поставленной цели, ибо он может дерзновенно мыслить и действовать без малейших колебаний, а не жалкое существо, с потребностями, ограниченными плотскими вожделениями. Не надо уходить от действительности, надо учиться жить в ней. Никто ещё не нашёл смысл жизни в наркотиках, безудержном пьянстве, разврате, сексе, жадности, корысти, похоти властвования, зависти, злобности, склонности к насилию, что в целом приводит к разрушению личности, нравственному и физическому страданию. Философия же жизни уводит человека из его отупляющей колеи обыденности, нелепости личного бытия, от необходимости заботы о хлебе насущном, от вечного унижающего осторожничания в жизни, что обращает жизненную энергию в прах, от общепринятых житейских ²правд,² понятий; мысли философов подвигают человека к свободе; свободным же человеком называется не участник борьбы за свободу, но тот, кто умеет хотеть, действовать, дерзать сам. С другой стороны, свобода налагает на человека жёсткую ответственность перед законом, обществом, каждому следует помнить, что для разумных и свободных людей закон - это Бог, для неразумных - удовольствие.

             Уместно вспомнить Соломона:

Избегай наслаждений, они порождают тоску

Что прекраснее всего - гармония

Что сильнее всего - мысль

Что лучше всего - блаженство.

                    



                          Библиографический список литературы


Библия. В 2-х т. – Л., 1990.

Вопросы философии.-1992.- № 3.

Вопросы философии.- 1990.- № 7.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф.  Русская философия 9-19 вв. -  Л., 1989.

Галеви Д.  Жизнь Фридриха Ницше.- Новосибирск, 1992.

Гарин И. Воскрешение духа – М., 1992.

Достоевский Ф.М.  Полн. собр. соч. В 30 т. – Л., 1981.

Жизнь земная и последующая. – М.: Полит. лит., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии.  В 4-х ч. – Л., 1991.

Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 в. – М., 1976.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 1991.

Леонтьев К.Н. Многоликая Русь. – Сн-П.: Изд. Чернышева, 1993.

Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.

Роджерс Карл Р.  Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.

Розанов В.В.  Уединенное. – М., 1991.

Смысл жизни в русской философии. Кон. 19 – нач. 20 века / Отв. ред. Замалеев А.Ф.; Сн-П.: Наука, 1995.

Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1995.

Толстой Л.Н. Соч. В 22-х т. – М., 1985.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Изд. “Республика”, 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э.  Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.












Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.