рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сознание и самосознание

Сознание и самосознание

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Кафедра философии и социальных наук

РЕФЕРАТ

Тема: Сознание и самосознание

Выполнила студентка

Группы

ЭКН-4-00

Руководитель:

доктор

философских наук,

профессор, академик

Петраш

Ю. Г.

ОБНИНСК* 2001

План реферата:

Введение

I. Сознание

1. Понятие сознания и его определение

2. Отличительные черты психики и сознания

3. Структура и источники сознания

4. Функции сознания

5. Активность сознания

6. Общественная природа сознания

Ш. Самосознание

1. Понятие самосознания

2. Структура и формы самосознания

3. Предметность и рефлексивность самосознания

IV. Заключение

I. Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,

многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения

множества наук, среди которых философия.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо

определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с

окружающей действительностью предполагает выяснение

природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и

потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере

его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и

методологические установки любого философского направления. Естественно,

что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с

единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы

регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма

характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной

реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,

включая управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр

вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и

специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии,

языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в

настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных

аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную

философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об

отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые

предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает

сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает,

что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание

является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»

вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления

отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим

способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-

преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и

развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и

общения.

II. Сознание

1. Понятие сознания и его определение

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

чувствует.

Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается

возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот

процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание

присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной

жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя

действительность для животного — природа; для человека — природа и

общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами

двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание

сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и

общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и

физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия

этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,

создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя

вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия

рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются

природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя

физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само

содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем

содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только

характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата.

Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть

субъективный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной

жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль

над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека

с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы

имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,

определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,

действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,

занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только

факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,

подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы

психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание

человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей

и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.

При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,

материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный

характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,

природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая

обусловленность — вторичной.

Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой

стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые

фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.

Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память,

воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды,

в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание

не выходит за пределы психологических процессов.

Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть

отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток

как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот

снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан.

Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство

объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное

содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в

виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и

его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более

специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам

логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного

материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в

которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право),

сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей.

Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность

людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,

выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их

неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не

означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и

специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,

на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека.

2. Отличительные черты психики и сознания

Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также

проблема философская и социологическая. При исследовании этих последних

сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и

психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже

утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук.

Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в

целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.

Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на

второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.

Обычное представление, что сознание человека отличается от психики

животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки

зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С

одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким

развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты

у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания

человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на

несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз

художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного

микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на

больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно

больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие

некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам

кажется, считать первой отличительной особенностью сознания человека.

Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности

человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все

развитие культуры вело не только к тому, что действия человека становились

все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и

к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и

теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.

Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании

качества этой рациональной ступени, состоящей:

а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;

б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;

в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического

приложения.

Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека

сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное

мышление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых

невежеством и поверхностными обобщениями,

Четвертая особенность сознания связана с развитием у человека особых,

новых сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного

мышления и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и

целевого характера мышления и поведения.

Эти особенности человеческого сознания также имеют свои предпосылки в

животном мире. Но в своей развитой форме они присущи лишь человеку.

Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие

общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии,

идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное

сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в

содержание сознания каждого человека.

3. Структура и источники сознания

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в

виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или

рациональном.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

психического отражения действительности. Создание здесь структурно

организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных

элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре

сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как

осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к

содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и.

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной

полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в

себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним

воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное, сложно-структурированное целое.

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение

длительного времени был и остается предметом анализа философов и

естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и

духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и

понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже

в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов;

однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в

себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода

информация является результатом взаимодействия человека с наличной

ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие

понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые

нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы

познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его

собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии

непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое

прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная

система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на

клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление

общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга,

но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все

выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники

преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне

(допустим, от общества), включается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания

являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не

мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении

субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие.

Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание.

А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с

действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником

сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая

человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата —

головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

4. Функции сознания

Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание

орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие

есть средство для действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе,

обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей

его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою

специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.

Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и

действительностью.

Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь

человеку. У животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное

— непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает

себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же

делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.

Его жизнедеятельность — сознательная.

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное

воздействие на окружающую человека действительность, изменение,

преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы

изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это

изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной

постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом,

имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как

в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на

субъект, а и понятии отношения применительно к сознанию — главным образом

обратное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика

человека вообще, нетождественно с отражением как сущностью психического

процесса. В своей сущности творчество есть акт сознательный. Творческое

сознание является моментом перехода от отражения к практике. Отражение в

творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком,

отличный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает

человек, а не природа.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в

том числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на

отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой

представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой

отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему

доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по степени развития

технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор

из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к

действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение

особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и

идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного

отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно

самостоятельна, автономна.

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными,

выполняют служебную роль в отношении к практике. Они, так сказать,

подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Они

способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания.

Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном

счете для практики, для регулирования и управления поведением человека, его

деятельностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет

уже в непосредственно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой

свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые,

полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств

осуществляются и различные реакции организма.

Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы

ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к

достижению ожидаемого результата. Наконец, в самом процессе деятельности

происходит корректирование действия, если оно не обеспечивает достижения

нужного результата. В производственной области функция управления

различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль

сознания в области регулирования и управления социальными процессами,

органами и учреждениями общества

Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их

характере, вытекающем из диалектической же природы сознания - как единства

объективного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.