![]() |
|
|
Социально-правовое пространство и его характеристика на современном этапе общественного развития“Закон не знает живой, конкретной неповторимой и индивидуальной личности, не проникает в ее интимную жизнь, но закон охраняет эту неповторимую личность со стороны посягательства и насилия со стороны других личностей, охраняет независимо от того, каково направление и духовное состояние других личностей. В этом великая и вечная правда закона, правда права ”[13], считает Бердяев. Правовая культураПод правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политических, экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, социальных групп, населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура – определяет «качество» правовой жизни общества, развития, складывающееся из подсистем, частей, элементов. Она зависит от: Уровня развития правового сознания населения, т. е. от того насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность права и свобода человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромисса, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и другие группы, которые выражается в эмоциональном отношении населения к закону, суду, правоохранительным органам. Уровень развития правовой деятельности теоретиков – ученых юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических институтов, практической – правотворчество государственных органов. Правоприменение – деятельность государственных органов осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество зависит от институциональности (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений) и личных качеств (профессионализм, культура правоприменителя). Правовая культура общества определяется реальным правовым поведением граждан, как своевременно они исполняют обязанности. Уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстовые документы в которых выражается, и закрепляются права этого общества. Для оценки важным является система законодательства, системы нормативно-правовых актов. Анализ правовой культуры нужен чтобы выделить и описать правовые ценности, идеалы, и образцы к которым следует стремиться законодателю, гражданину, обществу, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового общества и государства.
Правовое государствоИдея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который и предложил термин “правовое государство”. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства. Защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Затрагивая проблему ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение в условиях, когда длительное беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет, прежде всего, о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересованности в его делах. Изменения в социально-классовой структуре российского обществаНачало 90-х годов в России характеризуется разрушением командно-административной системы и переходом к рыночной экономике. В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями социальная сфера пострадала и подверглась деформациям в большей мере. Произошло изменение социальной структуры, социальных отношений, элементов социальной структуры. Поскольку перемены и преобразования в нашей стране определяются как революционные, можно говорить о коренной ломке социальной структуры. Глубину происходящего кризиса и высокую степень деструктивности происходящих социальных процессов определяет резкое социально-имущественное расслоение общества. В новых условиях с особой силой проявилась необходимость усиления социальной направленности политики государства, создания эффективной системы социальной защиты населения от неблагоприятных воздействий поспешных и непродуманных рыночных преобразований. К концу десятилетия стала общепризнанной необходимость изменения социально-экономического курса политики государства с тем, чтобы обеспечить стабильность экономического роста, повышение жизненного уровня населения, гарантированную защищенность социально слабых слоев населения, особенно, не занятых в сфере материального производства. В настоящее время в России формируются два основных класса: собственники и наемные работники. Некоторые социологи предлагают делить все экономически активное население на три класса: высший, средний и низший. Специфика российской действительности заключается в том, что в условиях переходного состояния общества групп, находящихся на стыках различных социальных классов, появляется все больше. Если достижение высочайшего уровня благосостояния - одна из важнейших целей в жизни, дающая всевозможные блага, то представителям социальных групп, входящим в самые верхние слои общества удалось ее достичь. Однако, судя по политическому, социально-экономическому положению страны нельзя сказать, что они используют имеющиеся возможности на благо Родины, сограждан. Таким образом, есть все основания выдвинуть гипотезу, что, во-первых, в верхних слоях общества утрачены традиции российской культуры, основанные на патриотических ценностях. Во-вторых, что вместо них сформировались космополитические взгляды с соответственной мотивацией группового и личностного поведения. Определить состав среднего и базового слоя, образующего основу правового государства, сегодня в России крайне сложно. Границы бывшего его ядра - это представители интеллигенции, интеллектуальных профессий - размыты. И здесь с моей точки зрения, особенно тщательно следует остановиться на вопросе формирования среднего класса в современной России. Приведу некоторые высказывания российских социологов: · М. Руткевич в статье “Консолидация общества и социальные противоречия” определяет социальную структуру Российского общества: Господствующий класс — бизнес-бюрократия (государственная бюрократия в союзе с крупным частным капиталом). Средний класс — совокупность промежуточных слоев — мелкие предприниматели, фермеры, менеджеры, люди свободных профессий, наемные работники, специалисты, находящиеся в привилегированных условиях (экономисты, юристы, охранники, обслуга коммерческих банков, западных фирм). · Рассматривая политические ориентации среднего класса, С. Марков полагает, что в отличие от западного наш средний класс не стремится быть опорой государства, предпочитая обходиться без его участия, которое ему только мешает. В целом он свои политические интересы еще не оформил, и нет пока определенной политической группы, которая бы их выражала. Опора нынешней власти вовсе не средний класс, который, начитавшись популярной публицистики, все идеализирует и не обнаруживает способности к реальному действию. · Т. И. Заславская и Р. Г. Громова выделяют верхний, средний и базовый слой. По их оценкам, верхний слой образуют крупные и средние предприниматели, бизнес-слой, руководители производства, высокооплачиваемые специалисты, бюрократия, высшие офицеры армии, силовых структур. В средний слой входят мелкие предприниматели, высококвалифицированные специалисты, лица, занятые в управленческих структурах, военные. Базовый слой образуют массовая интеллигенция, служащие, лица массовых профессий, индустриальные рабочие, крестьяне и фермеры. Не претендуя на полноту анализа этих процессов, мы остановим наше внимание на главных из них, и, прежде всего, связанных с развитием научно-технической революции, на изменениях, которые происходят в результате экономических и политических процессов. Ускорение научно-технического прогресса, которое получило свое начало в 60-х годах нашего столетия привело к значительным переменам не только в развитии науки и техники, но и во всей социальной структуре общества. Усложнение техники, технологии производства привело к значительному росту в составе рабочего класса удельного веса высококвалифицированных и резкому уменьшению доли неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. А это в свою очередь привело к изменению требований, необходимых для подготовки рабочей силы. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обучения). Высшее и среднее специальное образование становится базовым для многих профессий. Массовая подготовка средней рабочей силы требует от семей, корпораций и государства больших инвестиций в каждого работника. Они в свою очередь ведут и к более высокому уровню культуры, общей образованности, к росту стремления к самосовершенствованию и т.д. В результате ускорения научно-технического прогресса и длительной классовой борьбы произошли заметные изменения в материальном положении людей наемного труда. Основная масса людей наемного труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась в средние и обеспеченные слои общества. Все это говорит о том, что под влиянием научно-технического прогресса и других объективных процессов в экономически развитых странах происходят заметные изменения в социальной структуре общества, формирование новых слоев, изменение их роли в жизни общества. Социальная политика государства - целенаправленная деятельность органов государства по регулированию процессов, происходящих в социальной сфере, имеющую целью обеспечение условий для всестороннего развития личности всех граждан на основе роста материального благосостояния и духовного богатства общества. Данное определение представляется нам наиболее полным поскольку, целью социальной политики должно быть не только стремление к материальному обеспечению и благополучию, но и стремление к нравственному, духовному обогащению граждан страны. На основании этого мы выделяем несколько основных направлений социальной политики, к которым относятся: · политика в сфере доходов населения; · политика в сфере труда и занятости; · демографическая политика; · миграционная политика; · политика развития отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение и др.); · политика в области социальной защиты населения. В условиях структурного кризиса в обществе, когда возможность саморегуляции социальных процессов существенно снизилась, все более осознается потребность в оптимальных государственных решениях. Поэтому, единственным институтом, способным выполнить функции объединения усилий всех субъектов управления в социальной области может быть только государство в лице федеральных и региональных органов власти. В задачу государства входит, прежде всего, создание правового поля и механизмов, устанавливающих правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих общество социальных субъектов, обеспечение социальной защиты, поддержки нуждающихся, справедливого распределения доходов, упрочения социальной справедливости граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной жизнью. Попытки увязать представления о среднем классе, принятые в западной социологии, и реальность современного российского общества приводят к тому, что вопрос об определении среднего класса, о том какие группы и по каким критериям могут быть к нему отнесены, становится едва ли не центральной проблемой дискуссий, возникающих в данной области. Средний слой оказывается единственным элементом социальной структуры России, который, не будучи средним классом, в западном понимании, тем не менее, стремится двигаться в направлении последнего, имеет требуемый для этого потенциал и потому способен со временем взять на себя функции среднего класса. В этом смысле он может рассматриваться в качестве среднего протокласса. Что касается реальной возможности и вероятности превращения этого слоя в полноценный средний класс, то они зависят. Во-первых, от социальных качеств составляющих этот слой индивидов (их образовательного, квалификационного потенциала, уровня благосостояния, ценностных ориентации, потребностей, жизненных позиций, мотивов, норм и способов поведения и проч.). Во-вторых, от институциональных — экономических, политических, социальных — условий их жизнедеятельности. Основные черты Конституции РФВ принятой Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных компонента современной правовой государственности — гуманитарно-правовой (закрепление основных прав и свобод человека), нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция источников действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, по Конституции, является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской федерации распространяется на всю ее территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации[14]. В качестве основ конституционного строя Конституция закрепляет и целый ряд других принципиальных положений, определяющих новизну общественного и государственно-правового устройства постсоветской России. Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют, прежде всего, положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод, о разделении властей, о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права. Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе — на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов Российской. Идеологические и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перёд законом. Новая Конституция Российской Федерации в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественноправовые идеи о прирожденных и неотчуждаемых правах и свободах человека. В утверждение такого подхода Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[15]». При этом Конституция исходит из того, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[16]». Присущий Конституции естественно правовой подход по существу означает, что прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека представляют собой исходное правовое начало. Используемая в Конституции новая для нас естественно правовая конструкция прирожденных прав и свобод человека по существу направлена против ранее господствовавших в советской теории и практике представлений об октроированном (дарованном сверху официальными властями) характере прав людей. Система разделения и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и несбалансированный характер — с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью. Хотя в соответствии с зафиксированным в Конституции принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ясно, что президентская власть — это власть именно исполнительная, однако по смыслу ряда других статей Конституции президентская власть как бы выносится за рамки данной классической триады и конструируется в виде некой особой власти, возвышающейся над этой привычной триадой. В Конституции закреплен широкий круг личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина, соответствующий в целом современным международным стандартам и высокому уровню конституционных требований в современных либерально-демократических развитых странах. При этом подчеркивается, что перечень конституционно закрепленных в них прав и свобод не является исчерпывающим и не должен толковаться в ущерб другим правам и свободам человека и гражданина. Конституционные положения о правах и свободах человека, по логике и смыслу естественноправового правопонимания имеют двоякое значение: эти положения значимы не только в плане закрепления индивидуальной правоспособности личности, ее субъективных прав и т.д., но (в качестве исходных правовых начал) они имеют одновременно и общеправовое значение и выступают как общеобязательный правовой стандарт и конституционное требование правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц. В этом своем общеправовом и общерегулятивном значении конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности различных государственных властей и правового характера государства в целом. В этой связи показательно, что наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности и признанием неотчуждаемого и прирожденного характера основных прав и свобод человека в Конституции одновременно подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для всего государства в целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства[17]». Обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации «не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Здесь, отчасти ввиду больших пробелов в законодательстве, явно нарушен принцип иерархии источников действующего права (Конституция — закон — указ и т.д.) в рамках правового государства. Данный принцип требовал иной формулировки, а именно: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов». Очевидно, что указное законотворчество нарушает прерогативы законодательной власти и девальвирует принцип верховенства закона. Существенное значение для всей концепции правового государства в целом и его основных компонентов имеют предусмотренные Конституцией формы и процедуры не только общесудебной защиты правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц в частноправовых и публично-правовых отношениях. Но и специального судебного контроля за правовым и конституционно-правовым качеством действующих нормативных актов и правовым характером действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие, социально значимые потребности личности. Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё не сложилась. Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности. Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком, и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства. Конституция признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. Установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами. Приоритетные задачи развития конституционной модели российского праваКонституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов и федеральных законов, словом, завершение конституционной модели российского правового государства во всех уровнях (общефедеральном, на уровне субъектов федерации и на местном уровне). Наряду с существенными достоинствами конституционная модель российского правового государства имеет и ряд недостатков. В их числе — несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей. Раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от парламента, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников, действующего в стране права. Неопределенность статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти), внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с наделением его рядом государственно-правовых полномочий, чрезмерная жесткость порядка принятия конституционных поправок и т.д. Стабильность и долгосрочность конституционной модели российского правового государства (наряду с полнотой, завершенностью и внутренней согласованностью этой модели) являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации. Ключевая задача в этом плане состоит в том, чтобы, оставаясь в целом в рамках действующей Конституции; доступными конституционными средствами (разумный компромисс различных властей во имя сохранения нынешней Конституции, развитие и укрепление системы и механизма сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, соответствующие толкования Конституционного Суда, необходимые поправки к Конституции и т.д.). Ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти и добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для согласованного действия и нормального функционирования. ЗаключениеИ в заключении мне хотелось бы сказать, что я не пожалел, выбрав тему курсовой работы “Социально-правовое пространство и его характеристика на современном этапе общественного развития”. Задачи, которые поставил перед собой и обозначенные во введении, были выполнены. Я расширил свои знания в области социально-правового пространства, которые были заложены ещё в школе и на занятиях ТГиП. Узнал, какие мнения существуют среди социологов на проблему формирования среднего класса в России, важность социальной политики государства в современный период. Наши знания по этой проблеме не являются исчерпывающими. Но наука не стоит на месте. Выдвигаются гипотезы, предположения, которые подтверждаются либо не подтверждаются, постоянно идёт поиск нового. И даже я, изучив её, ещё раз убеждаюсь в правильности высказывания великого философа античности Платона: «Я знаю, что ничего не знаю». Список использованной литературы- Алексеев П. В. Социальная философия - М: 2003 - Барулин В. С.Социальная философия- М: 1993 - Блинников Л. В. Великие философы – М: 1997 - Гегель. Философия права – М: 1990 - Заславская Т. И., Громова Р. Г. “К вопросу о среднем классе российского общества“ - “Мир России“, 1998, №4 - Конституция. «Новый юрист» - М: 1999 - Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь – М: 1986 - Радугин А. А. Философия - М: 1998 - Руткевич М. «Консолидация общества и социальные противоречия» // Социс. М., 2001 - №1 - Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. – М: 1988. Т. 2. - Спиркин А. Г.Основы философии - М: 1988. - Спиркин А. Г. Основы философии - М: 2003 - Нерсесянц В. С. Философия права - М: 2001 - Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. –Париж: 1930 - Хахулина Л. В. «Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации». // Мониторинг общественного мнения, 1999 - №2 - Чукин С. Г., Сальников В. П. Философия права - М: 2002 [1] Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930. с. 12 1 Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”. 2 Н.А. Бердяев “Новое средневековье”. 3 Н.А. Бердяев “Новое средневековье”. 4 Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”. 5 Н.А. Бердяев “Царство Духа и царство Кесаря”. [7] А.Шопенгауэр “Афоризмы житейской мудрости”. [8] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 159. [9] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 312. [10] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 312. [11] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 148. [12] Н.А. Бердяев “О назначении человека”. [13] Н.А. Бердяев “О назначении человека”. [14] - Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4 [15] - Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4 [16] Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.8 [17] Конституция Новый юрист - М., 1999 г. Стр.4 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |