Социально-демографические переменные в социологическом исследовании: оценка достоверности самоотчетов респондентов
Социально-демографические переменные в социологическом исследовании: оценка достоверности самоотчетов респондентов
Социально-демографические переменные в социологическом
исследовании: оценка достоверности самоотчетов респондентов
А.Ю. Мягков
Мягков
Александр Юрьевич — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой
социологии Ивановского государственного энергетического университета.
Существует
мнение, что социально-демографические сведения, полученные в ходе опросов,
обладают предельно высоким уровнем достоверности и информация, касающаяся пола,
возраста, уровня образования респондентов и т. п., не нуждается в проверке на
надежность. Предполагается, что эти данные "достоверны ipso facto"
[1, с. 56]. Сторонники теории "правдивого респондента", развиваемой в
рамках "кооперативной" ("гуманистической") парадигмы,
полагают, что неискренних ответов в социологическом исследовании вообще (или
почти) не бывает [2, с. 41–43; 3, с. 68; 4, p. 63]. Особенно, по их мнению, это
характерно для качественных, "интенсивных" интервью, где
"близкие личные отношения с респондентами исключают ложь" в силу
повышенной интимности и эмоционального характера опросной коммуникации [5, p. 30].
Высокая точность ответов, касающихся "объективных" характеристик,
связывается либо с "естественной валидностью обыденного языка" (face
validity) [6, с. 43], либо с тем, что эти данные известны самим опрашиваемым
"с высокой степенью определенности" [7, p. 33]. Как отмечает В.Б. Голофаст,
такие признаки, как образование и профессия, а также "некоторые
биографические ... и другие сведения" из паспортичек легко доступны
регистрации и "могут быть прямо интерпретированы ... с использованием
обыденного языка" [6, с. 33, 43]. По мнению П. Каттенса, к информации,
сообщаемой участниками опроса "о себе", следует относиться как
"к идеально надежной", "не содержащей ошибок" [7, p. 45].
Таким
образом, во всех описанных выше случаях фактор искренности-неискренности
респондентов либо неправомерно приуменьшается, либо вовсе игнорируется. Между
тем, как показывает опыт и результаты специальных исследований, указанные
обстоятельства ("лицевая валидность" и когнитивная определенность
данных, а также личностный характер интервью) отнюдь не гарантируют от
искажений. Простота, понятность и доступность социально-демографической
терминологии не обеспечивают автоматически надежности и достоверности
сообщаемой информации. Здесь, как правило, не возникает особых трудностей,
связанных с достижением взаимно однозначного индикативного соответствия между
измеряемыми признаками и понятиями, в которых они репрезентируются в анкетных
вопросах. Зато встает серьезная проблема сознательных и неосознаваемых
искажений: завышения или занижения респондентами своего возраста, стажа работы,
уровня образования, размеров дохода, заработной платы, фальсификации
профессиональной принадлежности работниками редких и/или высокооплачиваемых
профессий и т. д.
Знание
опрашиваемыми своих "объективных" характеристик не является
единственным фактором формирования ответов. Как показывают специальные исследования
[8, с. 24–25], на них влияет множество внешних стимулов среды и внутренних
состояний самих респондентов. Такие характеристики, как возраст, образование,
доходы, место жительства и пр. воспринимаются многими людьми как престижные.
Каждый из участников исследования по-своему оценивает и интерпретирует их в
контексте сложившейся социальной ситуации с учетом той роли, которую играют эти
характеристики в их собственной жизни, жизни различных референтных групп и
общества в целом. Поэтому ответы на социально-демографические вопросы всегда
сопряжены "с нормативными и компаративными аспектами самооценки" [7,
p. 32]. С другой стороны, высокая степень интерактивности, малая дистанция
между взаимодействующими сторонами "могут в большей мере стимулировать
скрытность респондентов", нежели их стремление давать искренние ответы
[9]. В условиях "потенциально проблематичной интеракции", отмечают
сторонники "исследовательской" (investigative) парадигмы,
утверждающей "секретность, конфликт и подозрение как характеристики социальной
жизни вместо кооперации и доверия", социологу следует быть готовым к
преодолению таких препятствий, как "дезинформация, уклонения от ответа,
ложь и самопрезентация" [5, p. 30, 32].
Обзор предшествующих исследований
Вопрос
о величине дистанции между "самоотчетами" респондентов относительно
их "личных" характеристик и объективными данными изучен явно
недостаточно. В отечественной социологии экспериментальных исследований на эту
тему, насколько нам известно, не проводилось, в зарубежной науке их тоже было
очень немного. Более того, сведения в западных источниках весьма противоречивы,
носят преимущественно косвенный характер и малопоказательны, поскольку
рассматриваются вне связи с тематической спецификой проводимых опросов.
В
конце 1970-х годов С. Садмен и Н. Брэдберн попытались косвенно оценить
сенситивность различных тем в персональном интервью. Предъявляя респондентам
серию различных вопросов (от уровня образования до употребления марихуаны), они
интересовались тем, какие из них, по мнению опрашиваемых, могут вызвать у
"большинства людей" чувство смущения и неудобства и являются
"слишком личными", чтобы их можно было свободно обсуждать с
незнакомым человеком. Кроме того, вопросы из того же списка тестировались на
предмет количества пропусков и отказов от ответа. По замыслу С. Садмена и Н. Брэдберна,
реакции на оценочные вопросы должны фиксировать нормы, не позволяющие людям
открыто обсуждать указанные темы с незнакомыми и давать точные ответы о себе и
своем поведении интервьюеру [10, p. 67]. Уровень тревоги и беспокойства
респондентов в экспериментальной ситуации рассматривался в качестве индикатора
возможных информационных искажений в ситуации будущих интервью [10, p. 50], а
число неответов интерпретировалось как "бихевиориальная мера
опасений" и свидетельство ощущаемой угрозы [10, p. 69]. Данные, полученные
в ходе исследования (табл. 1), свидетельствуют, что статусные вопросы являются
для опрашиваемых не самыми эмоционально нейтральными. С другой стороны, далеко
не все респонденты, как выяснилось, считают возможным сообщать те или иные
сведения личного характера незнакомым людям.
Таблица
1
Мнения
респондентов о степени деликатности различных вопросов, %
Типы вопросов (темы)
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.