![]() |
|
|
Современная научная космологияСовременная научная космологиясмотреть на рефераты похожие на "Современная научная космология" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Реферат Тема: Современная научная космология |Выполнил: | | КУРСК 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ |ВВЕДЕНИЕ |3 | ВВЕДЕНИЕ Проблема зарождения и существования Вселенной во все времена занимала человечество. Небо, которое было доступно для его обозрения, очень его интересовало. Недаром астрономия считается одной из самых древних наук. Для изучения вселенной в целом, в астрономии появилась новая наука-космология. По определению А.Л. Зельманова (1913-1987) космология - это совокупность накопленных теоретических положений о строении вещества и структуре Вселенной, как цельного объекта, так и отдельные научные знания охваченного астрономическими наблюдениями мира как части Вселенной. Выводы космологии называются моделями происхождения и развития К Вселенной это методологическое правило остается неприменимым. Наука формулирует универсальные законы, а Вселенная уникальна. Это противоречие, которое требует считать все заключения о происхождении и развитии Вселенной не законами, а лишь моделями, т. е. возможными вариантами объяснения. Обращаясь к проблеме методологического обоснования современной научной
космологии, мы не можем не коснуться вопроса о надобности такой процедуры. 1. СТАНОВЛЕНИЕ КОСМОЛОГИИ Современная космология - это астрофизическая теория структуры и динамики изменения Метагалактики, включающая в себя и определенное понимание свойств всей Вселенной. Космология основывается на астрономических наблюдениях Галактики и других звездных систем, общей теории относительности, физике микропроцессов и высоких плотностей энергии, релятивистской термодинамике и ряде других новейших физических теорий. Данное определение космологии берет в качестве предмета этой науки
только Метагалактику. Это связано с тем, что все данные, которыми
располагает современная наука, относятся только к конечной системе - 1.1. Древняя космология Космология берет свое начало в представлениях древних, в частности в
древнегреческой мифологии, где очень подробно и достаточно
систематизирование рассказывается о сотворении мира и его устройстве. После того как появилась философия, пришедшая вместе с наукой на смену мифологии, ответ на эти вопросы стали искать в основном в рамках философских концепций, причем почти каждый философ считал своим долгом затронуть их. Общепризнанным итогом античной космологии стала геоцентрическая концепция Птолемея, просуществовавшая в течение всего Средневековья. С приходом Нового времени философия уступила свое первенство в создании космологических моделей науке, которая добилась особенно больших успехов в XX веке, перейдя от различных догадок в этой области к достаточно обоснованным фактам, гипотезам и теориям. При этом далеко не все ученые согласны с вышеприведенным определением космологии, многие считают ее учением о Вселенной в целом, то есть учением обо всем, что существует. Отвечая на закономерный вопрос, откуда мы можем знать, что происходит
в масштабах Вселенной, они исходили из очень популярной методологической
установки, предполагающей, что на разных уровнях существования природы
повторяются одни и те же законы, одно и то же устройство материальных
систем. Различия могут быть лишь в масштабах. Такова, например, космология Тем не менее, несмотря на всю грандиозность этой идеи, Вселенная, устроенная по этому принципу, достаточно скучна и однообразна. В таком случае она представляет собой бесконечную совокупность одинаковых предметов. Реальная природа куда сложнее и многообразнее. Переход от одних
масштабов к другим, если этот переход достаточно велик, сопровождается и
коренными качественными изменениями. Микромир, о котором мы уже говорили,
оказался совсем не похожим на то, что, изучают астрономы. Что же касается 1.2. Начало научной космологии Основателем научной космологии считается Николай Коперник, который
поместил Солнце в центр Вселенной и низвел Землю до положения рядовой
планеты Солнечной системы. Конечно, он был весьма далек от правильного
понимания устройства мира. Так, по его убеждению, за орбитами пяти
известных в то время планет располагалась сфера неподвижных - звезд. Звезды
на этой сфере считались равноудаленными от Солнца, а природа их была
неясной. Коперник не видел в них тел, подобных Солнцу, и, будучи служителем
церкви, склонялся к мнению, что за сферой неподвижных звезд находится В одном Коперник был твердо уверен - радиус сферы неподвижных звезд должен был быть очень велик. Иначе было бы трудно объяснять, почему с движущейся вокруг Солнца Земли звезды кажутся неподвижными. Поставьте перед лицом указательный палец и посмотрите на него
попеременно то правым, то левым глазом - палец будет смещаться па фоне
более далеких предметов, например, стены. Такое кажущееся смещение предмета
при изменении позиции наблюдателя называется параллактическим смещением. Хотя расстояние от Земли до Солнца во времена Коперника в точности не было известно, многие факты говорили о том, что оно весьма велико. Казалось бы, при этом звезды должны описывать на небе маленькие окружности - своеобразное отражение действительного обращения Земли вокруг Солнца. Но такие параллактические смещения звезд явно отсутствовали, из чего Коперник и сделал вывод о колоссальных размерах сферы неподвижных звезд. Вселенная по Копернику - мир в скорлупе. В этой модели легко найти немало пережитков средневекового мировоззрения. Но прошло всего несколько десятилетий, и Джордано Бруно разбил коперниковскую «скорлупу» неподвижных звезд. Д. Бруно считал звезды далекими солнцами, согревающими бесчисленные планеты других планетных систем. Бруно считал глупцом того, кто мог думать, что могучие и великолепные мировые системы, заключающиеся в беспредельном пространстве, лишены живых существ. Так прозвучала беспредельно смелая по тем временам мысль о пространственной бесконечности Вселенной. Он считал, что Вселенная бесконечна, что существует бесчисленное число миров, подобных миру Земли. Он полагал, что Земля есть светило, и что ей подобны Луна и другие светила, число которых бесконечно, и что все эти небесные тела образуют бесконечность миров. Он представлял себе бесконечную Вселенную, заключающую в себе бесконечное множество миров. Идеи Бруно намного обогнали его век. Но он не мог привести ни одного факта, который бы подтверждал его космологию - космологию бесконечной, вечной и населенной Вселенной. Прошло всего десятилетие, и Галилео Галилей в изобретенный им телескоп
увидел в небе то, что до сих пор оставалось скрытым для невооруженного
глаза. Горы на Луне наглядно доказывали, что Луна и в самом деле есть мир,
похожий на Землю. Спутники Юпитера, кружащиеся вокруг величайшей из планет,
походили на наглядное подобие Солнечной системы. Смена фаз Венеры не
оставляла сомнений в том, что эта освещенная Солнцем планета действительно
обращается вокруг него. Наконец, множество невидимых глазом звезд и
особенно удивительная звездная россыпь, составляющая Млечный путь, - разве
все это не подтверждало учение Бруно о бесчисленных солнцах и землях? С
другой стороны, темные пятна, увиденные Галилеем на Солнце, опровергали
учение Аристотеля и других древних философов о неприкосновенной чистоте
небес. Небесные тела оказались похожими на Землю, и это сходство земного и
небесного заставляло постепенно отказаться от ошибочного представления о Современник и друг Галилея, Иоганн Кеплер, уточнил законы движения планет, а великий Исаак Ньютон доказал, что все тела во Вселенной независимо от размеров, химического состава, строения и других свойств взаимно тяготеют друг к другу. Космология Ньютона вместе с успехами астрономии XVIII и XIX веков определила то мировоззрение, которое иногда называют классическим. Оно стало итогом начального этапа развития научной космологии. Эта классическая модель достаточно проста и понятна. Вселенная
считается бесконечной в пространстве и во времени, иными словами, вечной. Бесконечности Вселенной в пространстве гармонично соответствовала ее вечность во времени. Ныне, миллиард лет назад, миллиарды лет в будущем она останется, в сущности, одной и той же. Неизменность космоса как бы подчеркивала бренность, непостоянство всего земного. 2. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ 2.1. Фотометрический парадокс Первая брешь в этой спокойной классической космологии была пробита еще
в XVIII в. В 1744 г. астроном Р. Шезо, известный открытием необычной Если предположить, утверждал Шезо, что в бесконечной Вселенной
существует бесчисленное множество звезд и они распределены в пространстве
равномерно, то тогда по любому направлению взгляд земного наблюдателя
непременно натыкался бы на какую-нибудь звезду. Легко подсчитать, что
небосвод, сплошь усеянный звездами, имел бы такую поверхностную яркость,
что даже Солнце на его Фоне казалось бы черным пятном. Независимо от Шезо в Устранить этот парадокс ученые пытались различными путями. Можно было
допустить, например, что звезды распределены в пространстве неравномерно. Когда открыли, что межзвездное пространство не пусто, а заполнено
разреженными газово-пылевыми облаками, некоторые ученые стали считать, что
такие облака, поглощая свет звезд, делают их невидимыми для нас. Однако в 2.2. Гравитационный парадокс В конце XIX в. немецкий астроном К. Зеелигер обратил внимание и на
другой парадокс, неизбежно вытекающий из представлений о бесконечности Эти космологические парадоксы оставались неразрешенными до двадцатых годов нашего столетия, когда на смену классической космологии пришла теория конечной и расширяющейся Вселенной. 2.3. Термодинамический парадокс Мы уже говорили о началах термодинамики и некоторых выводах из них. Тем неожиданнее прозвучал вывод из второго закона термодинамики,
открытого в прошлом веке англичанином У. Кельвином и немецким физиком Р. Ошеломляющее впечатление, произведенное на естествоиспытателей
прошлого века вторым началом термодинамики, было особенно сильно еще и
потому, что вокруг себя, в окружающей нас Природе они не видели фактов, его
опровергающих. Наоборот, все, казалось, подтверждало мрачные прогнозы Конечно, есть в Природе и антиэнтропийные процессы, при которых
беспорядок, а значит, и энтропия уменьшаются. Таковы процессы, происходящие
в органическом мире, в человеческой деятельности. Но при более глубоком
рассмотрении ситуации всегда оказывается, что уменьшение беспорядка в одном
месте неизбежно сопровождается его увеличением в другом. Более того,
возникший по вине человека беспорядок значительно превышает тот порядок,
который он внес в Природу, так что, в конечном счете, энтропия и тут
продолжает расти. Встать на позицию Клаузиуса - это значит признать, что На опровержение второго начала термодинамики были брошены силы всех материалистически мыслящих ученых. Так, в 1895 г. Людвиг Больцман предложил свою вероятностную трактовку второго начала. По его гипотезе, возрастание энтропии происходит потому, что состояние беспорядка всегда более вероятно, чем состояние порядка. Но это не означает, что процессы противоположного характера, то есть самопроизвольные с уменьшением энтропии, абсолютно невозможны. Они в принципе возможны, хотя и крайне маловероятны. Всюду мы наблюдаем, как тепло от более горячего тела переходит к более холодному. Однако в принципе возможно и другое: кусок льда, брошенный в печь, увеличит ее жар. Не исключено и такое событие, что все молекулы воздуха в нашей комнате соберутся вдруг в одном ее углу, а вы погибнете от удушья в другом. Наконец, возможно, что обезьяна, посаженная за пишущую машинку, случайно выстучит пальцем сонет Шекспира. Все эти события возможны, но вероятность их близка к нулю. Такова же, по Больцману, вероятность существования нас с вами. Больцман не сомневался, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени. В основном и почти всегда она пребывает в состоянии тепловой смерти. Однако иногда в некоторых ее районах возникают крайне маловероятные отклонения (флуктуации) от обычного состояния Вселенной. К одной из них принадлежит Земля и весь видимый нами космос. В целом же Вселенная - безжизненный мертвый океан с некоторым количеством островков жизни. Гипотеза Больцмана хотя и подвергла сомнению всеобщность и строгую обязательность второго начала, не смогла удовлетворить оптимистически мыслящих ученых. К тому же и расчеты показали, что вероятность возникновения такой гигантской флуктуации в пространстве практически равна нулю. Были и другие попытки объяснить этот термодинамический парадокс, но они так же не увенчались успехом. Три космологических парадокса: фотометрический, гравитационный и термодинамический - заставили ученых серьезно усомниться в бесконечности и вечности Вселенной. Именно - они заставили А. Эйнштейна в 1917г. выступить с гипотезой о конечной, но безграничной Вселенной. Предположим, что вещество, составляющее планеты, звезды и звездные
системы, равномерно рассеяно по всему мировому пространству. Тем самым мы
допускаем, что Вселенная всюду однородна и к тому же изотропна, то есть во
всех направлениях имеет одинаковые свойства. Будем считать, что средняя
плотность вещества во Вселенной выше так называемой критической плотности. 2.4. Неевклидовы геометрии Мы привыкли, что в двухмерном пространстве, то есть на плоскости, есть
своя, присущая только плоскости геометрия. Так, сумма углов в любом
треугольнике равна 180°. Через точку, лежащую вне прямой, можно провести
только одну прямую, параллельную данной. Это - постулаты Евклидовой
геометрии. По аналогии предполагается, что и реальное трехмерное
пространство, в котором мы с вами существуем, есть евклидово пространство. Итак, пятый постулат Евклида утверждает, что через точку вне прямой можно провести лишь одну прямую, параллельную данной. Логически рассуждая, легко увидеть еще две возможности: - через точку вне прямой нельзя провести ни одной прямой, параллельной данной (постулат Римана); - через точку вне прямой можно провести бесчисленное множество прямых, параллельных данной (постулат Лобачевского). На первый взгляда эти утверждения звучат абсурдно. На плоскости они и в самом деле неверны. Но ведь могут существовать и иные поверхности, где имеют место постулаты Римана и Лобачевского. Представьте себе, например, поверхность сферы. На ней кратчайшее расстояние между двумя точками отсчитывается не по прямой (на поверхности сферы прямых нет), а по дуге большого круга (так называют окружности, радиусы которых равны радиусу сферы). На земном шаре подобными кратчайшими, или, как их называют, геодезическими, линиями служат меридианы. Все меридианы, как известно, пересекаются в полюсах, и каждый из них можно считать прямой, параллельной данному меридиану. На сфере выполняется своя, сферическая геометрия, в которой верно утверждение: сумма углов треугольника всегда больше 180°. Представьте себе на сфере треугольник, образованный двумя меридианами и дугой экватора. Углы между меридианами и экватором равны 90°, а к их сумме прибавляется угол между меридианами с вершиной в полюсе. На сфере, таким образом, нет непересекающихся прямых. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |