рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Содержание и структура философских знаний: аксиология

в рамках субъективно-объективных отношений. Такое ограничение не случайно,

поскольку все три концепции рассматривают специфику ценностей с позиции

марксизма именно как экономического материализма, что сразу же вызвало

целый ряд затруднений.

Во-первых, субъективно-объективное отношения в полной мере соответствуют

пониманию ценности лишь как значимости объекта для субъекта, тогда как во

втором и третьем вариантах в понятие ценности включаются нормы (должное),

цели и идеалы. В рамках отношения субъекта к объекту они уже необъяснимы,

тем более, что сами являются критериями подобных отношений.

Во-вторых, сведение ценности к значимости приводит к не различению

ценности и ее материального носителя, а сведение ее к идеалу ведет,

напротив, к отрыву ценности от ее материального основания.

А поскольку, в-третьих, и оценка представляется как субъектно-объектное

отношение и способ определения ценности или высказывания о ней, то это

приводит фактически к не различению специфики ценности и оценки как

исходных аксиологических категорий. “В оценке выражено отношение субъекта к

объекту,- писал О.М. Бакурадзе.-…Спецификой суждения ценности являются

именно то что, выражает отношение субъекта к объекту”(Бакурадзе О.М. О

природе морального суждения// Актуальные проблемы марксистской этики.

Тбилиси, 1967.с.327,329).

Есть все основания считать, что специфика ценностей, их проявление и

функционирование в обществе определяется не субъектно-объектными, а

межсубъектными отношениями и в их же, в свою очередь, реализуются.

Отношение же субъекта к объекту, с точки зрения его значимости, определяет

специфику оценки, а не ценности. Это позволяет четко различать понятие

оценки как субъектно-объектного отношения и ценности, фиксирующей наиболее

общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества

в целом, исполняющие обратную нормативно-регулирующую роль в обществе. При

этом имеется в виду отношения не только между личностью и обществом,

которые чаще всего упоминаются в литературе, а все возможные варианты

межчеловеческих отношений.

Ценности, в отличие от научных категорий, обладают не только

познавательными, но и регулятивно-целевым значением, выступая в качестве

норм и идеалов в системе реально действующих общественных отношений. Это

происходит еще и потому, что в их содержание наряду с познанием входит и

оценка (“определение значимости”) в качестве нижнего этажа или первой

ступени ценностного отношения, к которой само оно как межсубъектное,

естественно, не сводится.

Основные трудности решения ценностных проблем в том и состоят, что по

способам своего бытия ценности имеют сложнейший, многоуровневый характер.

Они существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных

отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории,

нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-

эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное

воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-

вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности

ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в

нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим

людям, обществу и природе. Поэтому сущее и значимое, должное и желаемое,

норма и идеал входят на разных уровнях в целостную структуру любой ценности

и лишь проявляются соответствующим образом в зависимости от социокультурной

ситуации.

Категории эстетического освоения мира.

Эстетика (греч. aisthetikos - имеющий отношение к чувственному

восприятию), изучает чувственные ценностные оценки индивидом объективной

действительности и их последующее воспроизводство в вербальных и

невербальных средствах приема -передачи информации.

Эстетическое - метакатегория, т.е. широкая и фундаментальная категория

эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному,

возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и др.

характеристиках жизни и искусства. В истории эстетической мысли сложились

пять теоретических моделей эстетического.

I модель (объективный идеализм) : эстетическое - результат одухотворения

мира божественным началом или идеей. Развитие этой концепции невозможно на

основе атеистического мировоззрения;

II модель (субъективный идеализм) : эстетическое - проекция духовного

богатства индивида на этически нейтральную действительность. В этой

концепции теряется критерий оценки эстетической ценности.

III модель (дуализм) : эстетическое возникает благодаря единению

объективного и субъективного начал.

IV модель (метафизический материализм) : эстетическое - естественные

свойства предметов.

V модель (диалектический материализм) : она представляет в “общественной”

концепции, согласно которой эстетическое - объективное свойство явлений,

обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества, человечества,

общечеловечески значимое в явлениях. Эта концепция дает возможность

объяснить природу эстетического, исходя из единого основания.

Выяснение природы эстетического предлагает ответы на следующие вопросы :

каков объект эстетического отношения, какова роль общественной практики в

его бытии, как связано эстетическое с полезным?

Эстетическое и Полезное.

Сократ отождествлял прекрасное как полезное : эстетическое - производное

от утилитарно-практической значимости предмета. Искусно украшенный щит, не

защищающий воина от врагов, нельзя назвать прекрасным, а корзина с навозом

прекрасна, т.к. полезна.

Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета, во-первых,

наше отношение к нему бескорыстно, не заинтересованно, чем принципиально

отличается от морального и практического отношения; во-вторых, мы получаем

удовольствие “без понятия”; в-третьих, предмет воспринимается как

целесообразный “без представления о цели”; в-четвертых, предмет

рассматривается “как предмет необходимого удовольствия”. Кант обращает

внимание на духовную специфику эстетического, выделяет из сферы

утилитарного, но абсолютизирует практическую незаинтересованность человека

в предмете эстетического наслаждения.

Главная эстетическая антиномия (прекрасное - полезное; прекрасное

-бесполезное) схватывает реальную противоречивость человеческой

деятельности, которая, хотя и носит прагматически-утилитарный характер,

включает в себя и эстетическое начало.

Отождествление эстетического с пользой свойственно тем мировоззренческим

течениям, которые обобщают опыт сознания, не постигшего еще своей духовной

природы, однако уже освоившего сферу практических интересов, погруженного в

мир предметов. Концепции, трактующие эстетическое как бесполезное,

наоборот, развивают понимание эстетического как сферы сугубо человечески-

духовного отношения. Выделение эстетического из сферы утилитарности явилось

попыткой утвердить его общезначимый историко-культурный смысл как

сущностной способности деятельности индивида.

Эстетическое как Ценность.

Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-

исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция :

природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается

прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда). При

эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая

возникает, лишь, когда у человека удовлетворенны его непосредственные

потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто

далеких от утилитарных потребностей.

Эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-

историческим развитием человечества. Воспринимся в предмете эстетическое,

мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его

ценность для человечества в целом, для всего человеческого рода.

Способность предмета быть носителем социальных и культурных значений и

составляют основу их эстетической ценности. Вещественная определенность,

чувственная конкретность и натуральные свойства предметов есть естественно-

природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической

практике предметы и явления втягиваются в сферу интересов человека и

обретают общественные свойства, “чувственно-сверхчувственную” природу, свою

ценность для человечества, т.е. свое эстетическое начало, свои эстетические

свойства.

Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных

качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен.

Золото оказывает на человека определенное эстетическое воздействие не

только будучи “самородным светом”, но и как металл, олицетворяющий деньги,

т.е. в конечном итоге как определенный тип общественных отношений.

Эстетическое свойство предметов не тождественны цветовым. Нельзя

отождествлять эстетическое свойство золота с блеском, как нельзя считать

золотом все, что блестит. (Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.

М.1972, с.116). Таким образом, в эстетическом воплощены природные и

социальные особенности предмета в их соотношении с практикой человечества,

в их значении для человечества как рода.

Прекрасное.

Античные эстетические идеи возникли как попытка древних философов осмыслить

художественную практику своего времени.

Для пифагорейцев мир - стройный космос, “все небо - гармония и числа”.

Красота для них гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство,

единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается.

Там же, где противоположности находятся в “соразмерной смеси”, там благо

человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия,

созвучности космосу.

Для Гераклита гармония не статическое равновесие, как для пифагорейцев,

а движущееся, динамическое состояние. Самым сильным и центральным образом у

него является огонь. Красота жизни есть красота борьбы, вечного умирания и

вечного становления, возрождения из пепла во все новых формах. Красота -

извечная природа огня, из противоречий сплетенного, в будущее устремленное.

Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного :

расходящееся сходится. Героклит впервые в истории эстетики говорит о

характере восприятия прекрасного, которое постигается лишь путем

созерцания.

Эмпедоклу присуще единство космогонии и эстетики, он полагал, что мир

состоит из четырех первоэлиментов : огня, воздуха, воды и земли. Их

соединяет любовь, которая рождает гармонию и красоту, а разъединяет вражда,

вызывающая хаос и беспорядок.

Демокрит выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию :

жить нужно наслаждаясь только прекрасным и в меру. “Не следует стремиться

ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным”.

“Тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым

неприятным”.

Таким образом, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и Демокрит в понятии

"прекрасное" видели нечто объективное, присущее космосу, являющемуся для

них воплощением стройности, порядка и гармонии. Эти материальные свойства

мира представлялись им объективной основой красоты.

Платон в диалогах дает многосторонний и глубокий анализ проблем красоты.

В диалоге “Гиппий Больший”, отвечая на вопрос “что есть прекрасное?”, он

приходит к выводу, что “Прекрасное - трудно”(конкретное единично, общее,

проявляющееся через единичное, конкретность, обладающая всеобщностью и

уместное, подходящее, пригодное…). В диалоге “Филеб” Платон утверждает, что

красота не есть красота самих живых существ или картин, а “прямое и

круглое”, т.е. абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от

содержания. В конечном счете красота для Платона эстетически своеобразная

идея, познать которую человек может, только находясь в особом состоянии

одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души этого

времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире

идей. Платон рассматривает красоту как момент эстетически-духовного

отношения человека, а не как чисто природное свойство внешних предметов.

Однако непригодность красоты для Платона есть следствие первичности духа,

роль в ее образовании общественно-исторической практике совершенно не

учитывается. Платон диалектически анализировал прекрасное как свойство

особого рода, как результат духовно-человеческого, одухотворенного

отношения к миру.

Платон же, в соответствии со своей концепцией самостоятельно

существующих идей, сформулировал учение о вдохновении, в котором утверждал

о природе эстетического как о "тенях теней", т.е. об отражении вещей (теней

идей).

Аристотель, в отличие от Платона, стремился найти объективные основы

прекрасного в действительности и указывал на следующие моменты:

соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в

многообразии и т.д. Особое место в его теории эстетики занимали идеи о

подражании ("мимезис"), на основе которых Аристотель сформулировал

концепцию катарсиса или очищения людей посредством эстетически оформленных

моделей поведения людей, в первую очередь трагедий. Таким образом он

рассмотрел механизмы целенаправленного воздействия на людей произведениями

искусства и создал теорию эстетического воспитания. Философское наследие

Аристотеля предопределило на тысячелетия представления людей о сущностной

природе эстетического.

В средние века господствовала концепция божественного происхождения

красоты : бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические

свойства. Чудесная красота казалась греховой и наслаждение ее -

недозволенным.

В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи,

Шекспир) утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия.

Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед

природой.

Эстетика классицизма (Буало) сводила прекрасное к изящному; прекрасное

не вся природа в целом цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная

природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в

общественной жизни, отождествляющую им с добром и государственной

целесообразности.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро) вновь расширяют сферу

красоты и возвращают ее всей действительности. Для них прекрасное -

естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и др.

Эстетическая теория И. Канта возникла как реакция на субъективистско-

психологическую концепцию Д. Юма, рационалистические взгляды Баумгартена и

материалистические воззрения Д. Дидро. В ней исследованы условия восприятия

человеком внешнего мира. Понятия "красота" и "прекрасное" отделены в ней от

нравственных оценок и рассматриваются по качеству, количеству, отношению и

модальности. Кант сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию,

не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в

произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Кант

в эстетике в противоположность формализму в понимании прекрасного объявил

высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображаемого идеала,

и т.д. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.с.91.). Можно представить

такую критерий Канта(табл.3).

Табл.3 Таблица критерий Канта

|1. |Количества |Единство, Множественность, Целокупность |

|2. |Качества |Реальность, Отрицание, Ограничение |

|3. |Отношения |Присущность и самостоятельное существование(substantia), |

| | |причинность и зависимость(причина и действие), |

| | |общение(взаимодействие между действующим и подвергающимся|

| | |действию) |

|4. |Модальности |Возможность - невозможность, Существование - |

| | |несуществование, Необходимость - случайность. |

Подход Гегеля к категории прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он

видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем

развитии дух обретает гармоничное единство с материальной формой, идея

находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого

состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (древняя

Греция). Красота для Гегеля - сфера искусства.

Русский мыслитель Н.Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь,

соответствующая нашему пониманию о том, какой она должна быть. Эта

концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты, но несет

на себе печать антропологизма, ибо, по Чернышевскому, прекрасное в

природепредвосхищает человека.

Парадигмы теоретического постижения красоты.

Каждая из многочисленных концепций прекрасного, выдвинутых в истории

эстетической мысли, так или иначе тяготеет к одной из рассмотренных

теоретических моделей эстетического. Другими словами, все разнообразие

теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель) : прекрасное

есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах и

явлениях.

Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна, источник ее

красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает

благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче),

“проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на

действительность; красота - результат интенционального (направленного,

активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.

Мейнонг и другие феноменологи).

Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат

соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его

практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной

жизни.

Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) :

прекрасное есть естественное свойство явлений природы.

Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) :

прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые

общественным производством, практикой в сферу интересов человека и

обретающие положительную ценность для человечества как рода,

“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е.

сферой владения человеком действительностью.

Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как

прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие

природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как

значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира

человеком и потому свободы.

Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности

были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного

орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам

труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях

гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением

общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек

начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и

общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным,

желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как

прекрасное.

Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и

только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно

трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой.

Возвышенное.

Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория,

а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал

сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля,

техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы.

Без имени автора дошел до нас и другой трактат “О возвышенном”, являющийся

ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое

назначение (впоследствии автора назвали Псевдо-Лонгином).

Псевдо-Лонгин сохраняет цецилианскую трактовку возвышенного как

стилистического понятия, но одновременно расширяет его содержание до

значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере

возвышенного.

Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли

и страхи, красота речи в соединении с великими мыслями), Псевдо-Лонгин

подчеркивает, что возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия,

богатства, почестей, славы, неограниченной власти. Все это прельщает людей

внешним блеском.

В возвышенном Псевдо-Лонгин видит могучие, проявляющие величие бога силы

природы, которые имеют глубокое философское значение и служат источником

решения проблемы сути жизни. Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает

человека до величия божества, дарит людям бессмертие, мощно и неизгладимо

запечатляет себя в памяти.

В 1757 г. Английский теоретик Э. Берк опубликовал “Философское

исследование о происхождении идей возвышенного и прекрасного”, где положил

начало противопоставлению этих категорий. По его мнению, идеи возвышенного

и прекрасного настолько принципиально различны, что трудно и даже

невозможно соединить их в одном чувстве.

Кант считал, что “возвышенность содержания не в какой-либо вещи в

природе, а только в нашей душе” … возвышенное то притягивает, то

отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждая

удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным наслаждением. Оно

есть гордость человека, возникающая благодаря преодоления страха в процессе

веры. Рационально в суждении Канта то, что он отмечает масштабность и

неосвоенность возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы

человека.

Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер, считавший,

что возвышенное, в отличие от прекрасного, вызывает неприятное чувство;

неприятна, например, величественная гроза и вспышки молний.

В истории эстетической мысли существовала и иная точка зрения,

сближающая прекрасное и возвышенное. Так, французские эстетики XIX в.

Полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного (А. Сурио, Н.

Жоффруа) или же прекрасное “в себе, бесконечная красота, которую нельзя

постигнуть (Б. Левек).

Гегель видел в возвышенном тот этап движения абсолютного духа, этап

мирового исторического процесса, которому соответствует романтическая

стадия развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей,

формой. Романтической стадии, по Гегелю, присуще развитие поэзии и музыки -

видев искусство, максимально удовлетворенных и почти оторванных от

материального начала. Именно, поэтому, как он полагал, поэзии и музыке

особенно близки возвышенные образы.

Н.Г. Чернышевский стремился найти реальные основания возвышенного,

привести к земной основе. Он полагал, что возвышенное гораздо больше,

гораздо сильнее других явлений, с которыми сравнивается нами. Возвышенное

раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Определенте

возвышенного носит у Чернышевского количественный и чрезмерно широкий

характер и поэтому не раскрывает адекватно природу этого явления. И все же

определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей

материалистической ориентацией на действительность.

Немецкий философ Н. Гартман подошел к возвышенному с точки зрения его

восприятия. Для него возвышенное - прекрасное, идущее навстречу потребности

человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила

действует на человека устращающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное,

человек сопротивляется его воздействию, преодолевает в себе чувство

собственной значимости.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в истории эстетики

сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного :

1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода

прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно

прекрасному, и как его восприятие возникает эстетически негативная реакция.

Итак, возвышенное - это объективное эстетическое свойство, присущее

предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной

значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов и всего человечества.

Трагическое.

Человек смертен, и личность не могут не волновать проблемы смысла жизни,

смерти и бессмертия. История человечества насыщена трагедийными событиями.

Искусство в своих философических размышлениях о мире внутренне тяготеет к

трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и

художественный процесс многократно пересекался с проблемой трагического.

Переход от скорби к радости - один из великих секретов трагического. Еще

Д. Юм в трактате “О трагедии” обращал внимание на то, что трагическая

эмоция включает в себя скорбь и радость, ужас и удовольствие.

Древние народы, экономика которых зиждилась на земледелии, создали

легенды об умирающих и воскресающих богах. Во время культовых празднеств в

честь этих богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем

по поводу их воскрешения. По мере нарастания общественных противоречий

природная основа этих мифов усложнялась и все более социализировалась. Со

смертью и воскресением богов стали связывать упование на избавление от

земных страданий, надежды на вечную жизнь (легенда о Христе).

Закономерность трагического в концептуально-событийной сфере - переход

гибели в воскресение, а в эмоциональной сфере - переход скорби в радость.

Трагическая эмоция - сочетание глубокой печали и высокого восторга -

проявляется в искусстве разных народов.

Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение

целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бескорыстность

мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом конечном

существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с

мирозданием, конечное - с бесконечным. Трагедия - философское искусство,

ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти,

осознающее смысл бытия, анализирующие глобальные проблемы его устойчивости,

вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.

В трагедии, полагал Гегель, гибель не есть только уничтожение. Она

означает также сохранение в преображенном виде того, что в данный форме

должно погибнуть. Существу, подавленному инстинктом самосохранения, Гегель

противопоставляет человека, свободного от “рабского сознания” и способного

жертвовать жизнью ради высших целей. Умение постигнуть идею бесконечного

развития для Гегеля - важнейшая характеристика человеческого сознания.

В осмыслении трагедийных ситуаций в мировой художественной культуре

обозначились две крайне позиции : экзистенциалистская и буддистская.

Экзистенциализм превратил смерть в центральную проблему философии и

искусства. Экзистенциалисты абсолютизируют самоценность личности и

подчеркивают ее некоммуникабельность, отторженность от общества, что

приводит их концепцию к парадоксу : гибель личности перестает быть

общественной проблемой. Если личность отторгнута от людей, какое им дело до

ее смерти? Личность, оставшуюся один на один с мирозданием, не ощущающую

вокруг себя человечества, охватывает ужас неизбежной конечности бытия.

Неделимая сверхценностью, отторгнутая от людей личность на деле оказывается

абсурдной, а ее жизнь - лишенной смысла и ценности.

Для буддизма человек, умирая, превращается в другое существо. Если

экзистенциализм приравнивает жизнь к смерти (жизнь столь же абсурдна, как и

смерть), то буддистская идеология приравнивает смерть к жизни (человек,

умирая, продолжает жить, поэтому смерть ничего не меняет). И в том и в

другом случае фактически снимается всякий трагизм. Гибель личности

приобретает трагическое звучание только там, где человек, обладая

самоценностью, живет во имя людей, их интересы становятся содержанием его

жизни. В этом, с одной стороны, существует неповторимо индивидуальное

своеобразие и ценность личности, а с другой - погибающий герой находит

продолжение в жизни общества. Поэтому гибель такого героя трагедийна и

рождает чувство безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (отсюда

скорбь), а в то же время возникает идея продолжения жизни личности в

человечности ( и отсюда мотив радости).

Источником трагического являются специфические общественные противоречия

- коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной

практической невозможностью его осуществления. Неизбежная недостаточность

знания, невежество часто становятся источником величайших трагедий.

Трагическое - сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск

выхода для человечества. В этой категории отражается не просто вызванное

частыми неполадками несчастья человека, а бедствия человечества, некие

фундаментальные несовершенства бытия, сказывающиеся на судьбе личности.

Таким образом, трагедия раскрывает : 1) гибель или тяжкие страдания

личности; 2) невосполнимость для людей ее утраты; 3) бессмертные

общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее

продолжении в жизни человечества; 4) высшие проблемы бытия, общественный

смысл жизни человека; 5) активность трагического характера по отношению к

обстоятельствам; 6) философски осмысленное состояние мира; 7) исторически,

временно неразрешимые противоречия; 8) трагическое, воплощенное в

искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

Комическое.

Человеческое общество - истинное царство комедий, так же как и трагедии.

Человек - единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех,

или, точнее, человеческое, общественное содержание есть во всех объектах

комедийного смеха.

Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Однако не

все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.

Комическая - прекрасная сторона смешного, порождающая социально

значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех,

отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий

другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть или смешно, или

комично.

Комизм социален объективной (особенности предмета) и своей субъективной

(характер восприятия) стороной.

Комическое как противоречие.

Сущность комического - в противоречии. Комизм - результат контраста,

разлада, противостояния : безобразного - прекрасному (Аристотель),

ничтожного- возвышенному (И. Кант), нелепого - рассудительному (Жан Поль,

А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности - бесконечному произволу (А.

Бергсон), ложного, мнимо основательного - значительному, прочному и

истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на

значимость (Н.Г. Чернышевский), нижесреднего - вышесреднему (Н. Гартман) и

т.д. Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетической мысли,

выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Однако

формы комического противоречия разнообразны. В нем всегда присутствуют два

противоположных начала, первое из которых кажется положительным и

привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным

свойством. И. Кант видел сущностнь комического во внезапном разрешении

напряженного ожидания в ничто. Французский философ-просветитель XVIII в. Ш.

Монтескье писал : “Когда безобразное для нас неожиданно, оно может вызвать

своего рода веселье и даже смех”.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по

времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит

на нас большее впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем по

времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Многообразие эстетических свойств.

Безобразное.

В истории эстетики антипод прекрасного - безобразное не имеет глубокой

теоретической традиции. Еще древние египтяне, постигая диалектику

прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое

и красивое становится больным и безобразным, “хорошее превращается в

дурное, вкус теряется”. Обратимость и взаимопереход прекрасного и

безобразного раскрываются в древеегипетском мифе об Исиде.

Вопрос о безобразном в искусстве впервые теоретически поставил

Аристотель. Произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же

искусства входит не только прекрасное, но и безобразное. Даже явления

отвратительны в жизни, будучи изображены в художественном произведении,

доставляют эстетическое удовольствие. В основе этого удовольствия лежит

радость узнавания действительности, которую мастерски передал в

произведении художник.

По Ш. Бодлеру, безобразное лицо - это лицо дисгармоничное,

патологическое, неодухотворенное, лишенное света, внутреннего богатства.

Таким образом, безобразное - эстетическое свойство предметов,

естественные, природные данные которых при современном уровне развития

общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение,

хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, т.к. заключенные в

этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.

Низменное.

Низменное противоположно возвышенному. Согласно представлению древних

египтян, покидая мир, солнце повергает землю и людей во мрак, ужас смерти

охватывает всех.

Рассматривая эстетические свойства действительности, которым подражает

искусство, Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о

низменном.

Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная

ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую

значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т.к. они еще не

освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную опасность.

Если человечество не владеет собственными общественными отношениями, то это

может стать источником больших бедствий. И все явления, относящиеся к этой

грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и

т.п.).

Ужасное.

Ужасное - близкая к трагическому, но глубоко ему противоположная

категория. Если трагическое всегда имеет свое разрешение в будущем, то

ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего

просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение от несчастия,

бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над

ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека,

т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая,

утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб

обстоятельств, он не владеет миром.

Ужасное - эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания,

пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом.

Категория ужасного охватывает те явления действительности, которые человек

свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые

даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).

Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные

свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике. Эти

категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя

понять, например, произведения изображающие ужасы фашизма.

Литература:

1. Бобров В.В. Введение в философию : Учебное пособие. - Новосибирск :

Издательство НГУ, 1998.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание. М: Политиздат, 1988.

3. Выжленцев Г.П. Социально-политический журнал//Аксиология :становление и

основные этапы развития. 1995 г. №6 и 1996 г. №1.

4. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат,1991.

Содержание.

1. Введение……..……………………………………………………………..2

2. Аксиологический этап в истории философского знания………..…13

3. Категории эстетического освоения мира

Эстетическое и Полезное………..………….……………….19

Эстетическое как ценность…….………………………….…19

Прекрасное…….…………………………………………….…20

Парадигмы теоретического постижения красоты……23

Возвышенное…….………………………………………………24

Трагическое………………………………………………………26

Комическое……………………………………………………….28

Комическое как противоречие…………………………..28

Многообразие эстетических свойств

Безобразное………………………………………………..29

Низменное………………………………………………….30

Ужасное……………………………………………………..30

4. Литература………………………………………………………………..31

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.