рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бэкон и его теория индуктивности

Бэкон и его теория индуктивности

Бэкон и его индуктивный метод.

Введение.

Бэкон и его жизнь.

Научные труды.

Индуктивный метод.

Послесловие.

Литература

Введение

Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества,

которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания,

культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной

стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что

касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной

людской молве, чужеземным народам и будущим векам".

К Бэкону полностью применима характеристика, данная Ф. Энгельсом

деятелям эпохи Возрождения, которые не стали еще рабами разделения труда:

"Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в

самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в

практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии ... Отсюда

та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми".

Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист,

лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный

мыслитель, историк, литератор, публицист - вот далеко не полный перечень

граней культурно-исторического феномена, имя которому - Бэкон.

И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-

материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это

часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор,

высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и

оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых

представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.

Новая вспышка исследовательского интереса к Бэкону, и прежде всего к

Бэкону-философу, произошла в 60 - 70-х годах нашего века, после того как

в 1961 г. было отмечено 400-летие со дня его рождения. В 1968 г. в США

переиздано наиболее полное собрание сочинений Ф. Бэкона, впервые

опубликованное в 50 - 70-х годах прошлого века его соотечественниками Дж.

Спеддингом, Р. Эллисом и Д. Хитом. В СССР двумя изданиями вышел

двухтомник, включивший важнейшие философские труды Ф. Бэкона.Закономерен

интерес и к личности этого человека, жившего в эпоху перехода от

средневековья к новому времени.

Бэкон и его жизнь

Детство Бэкона - он родился 22 января 1561 г. - прошло в лондонской

резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом

королевы. Расположение Порк-хауза довольно точно отражало и то место,

которое занимала семья Бэконов в придворной иерархии Елизаветы Тюдор.

Отец Фрэнсиса Николас Бэкон являл собой типичный образец "новой

знати", пришедшей на смену старой родовитой аристократии и занявшей

ключевые позиции в политической жизни тюдоровской Англии. Н. Бэкон сумел

получить высокое по тому времени образование: он окончил колледж Корпус-

Кристи в Кембридже со степенью бакалавра искусств, изучал право в

лондонской юридической корпорации Грейз-Инн, а на досуге читал сочинения

древнегреческих философов. Благодаря природной сметке, профессиональной

хватке и умению держать себя с власть имущими, Н. Бэкон достиг весьма

высоких ступеней на поприще юридической и государственной карьеры. В

течение 20 лет он занимал должность лорда-хранителя печати, одну из

наиболее высоких при елизаветинском дворе. Н. Бэкон пользовался

расположением и дружбой всесильного советника королевы Уильяма Сесила,

будущего лорда Бэрли, с которым к тому же находился и в родственных

связях: оба были женаты на дочерях Энтонк Кука, бывшего при Генрихе VIII

воспитателем наследного принца Эдуарда.

Мать Фрэнсиса, урожденная Анна Кук, была образованнейшей женщиной

своей эпохи. Она в совершенстве владела латынью, древнегреческим,

итальянским и французским языками. Фанатичная пуританка, Анна Бэкон

поддерживала личные контакты и переписку с ведущими теологами-

кальвинистами Англии и континентальной Европы. Ей принадлежит перевод на

английский язык ряда богословских трактатов.

Атмосфера придворных интриг и политических схваток заполняла покои и

залы Йорк-хауза. Кухня "большой политики" составляла содержание домашних

бесед. Сопряженность личных дел, интересов, наклонностей с проблемами

общегосударственными была одной из наиболее отличительных черт жизненного

уклада Бэкона. "Бэкон изощрил свой ум общественными делами, - заметил А.

И. Герцен, - он на людях выучился мыслить".

Весной 1573 г., после завершения домашнего образования, 12-летний

Фрэнсис и его брат Энтони, которому исполнилось 15, были отправлены в

Кембридж, в Тринити-колледж. К этому времени твердыни средневековой

университетской схоластики были в значительной степени поколеблены двумя

поколениями английских гуманистов. Поколеблены, но не уничтожены.

Университетское образование продолжало оставаться оторванным от

действительных потребностей жизни. Много лет спустя Бэкон с горечью

писал, что в Англии нет учебного заведения, где бы давалось образование,

необходимое для государственной деятельности, где бы молодые люди "прежде

всего изучали (помимо других наук) историю, новые языки, политические

книги и трактаты, чтобы затем приступить к государственной службе более

подготовленными и сведущими".

Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал

бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля,

причесанного в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это

отрицательное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранил на

всю жизнь. И, может быть, именно в эти годы впервые посетила его

дерзновенная идея пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в

Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы, свирепствовавшей в Англии

с лета 1574 г. В 1576 г. Фрэнсис и Энтони поступают в качестве студентов

в Грейз-Инн. Но уже через несколько месяцев отец добивается зачисления 15-

летнего Фрэнсиса в состав английского посольства во Франции. Жизнь в

Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в

выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора

юного дипломата.

Внезапная смерть отца в феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться на

родину. Младший сын, он получил весьма скромное наследство. Пришлось

всерьез задуматься о своем будущем. Без особого энтузиазма Фрэнсис вновь

поступает в Грейз-Инн, где тщательно штудирует "общее право". Юридическая

карьера его складывалась удачно. Уже в 1582 г. он получил адвокатский чин

барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним из

руководителей коллегии барристеров.

В 1584 г. Бэкон был впервые избран в палату общин от Малкомба

(графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его

парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против

католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла

характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом

европейской католической реакции. Угроза иностранного вторжения

способствовала временной консолидации разнородных социальных групп

английского общества. Сведения о парламентской деятельности Бэкона в этот

период крайне скудны. Его имя упоминается в парламентских документах 1584

г. и 1586 г. среди ораторов, выступавших по вопросу о суде над Марией

Стюарт, а также в числе членов специального комитета, созданного в связи

с обсуждением этого вопроса.

Научные труды

К религиозным проблемам Бэкон подходит с сугубо светской политической

меркой, заботясь прежде всего о стабильности государственных дел. Ему

чужды настроения пуритан, "движимых опрометчивой ненавистью ко всем

церемониям и порядкам времен римской церкви (как если бы все они без

различия были суеверными и грязными) и ведомых болезненным подражанием

некоторым протестантским церквам". В то же время он считает эти

настроения скорее обидными для церковных и светских властей, нежели

враждебными. В английской реформации Бэкон выделяет три важных момента:

"удержание внутри королевства значительных денежных средств, которые

прежде стягивались в Рим", закрытие монастырей, освобождение английских

королей от подчинения внешним политическим силам. Своеобразная

охранительная позиция в вопросах религии обусловила и его отношение к

правительственным преследованиям папистов и пуритан. Он рекомендует

прибегать к репрессиям против тех и других лишь в случае их публичных

выступлений или других действий, наносящих вред государству.

Гораздо больше, чем противоборство англичан, католиков и пуритан,

Бэкона привлекали занятия философией, историей, искусством. Мировоззрение

Бэкона изначально складывалось как светское в своей основе. Его молодость

совпала с порой бурного цветения английской гуманистической культуры.

Современниками Бэкона были выдающиеся поэты и драматурги, филологи и

антикварии, мореплаватели и пираты, люди холодного ума и горячих страстей

- Фрэнсис Дрейк и Уолтер Рэли, Томас Смит и Уильям Кемден, Джон Лили и

Томас Нэш, Эдмунд Спенсер и Филипп Сидни, Роберт Грин и Томас Кид,

Кристофер Марло и Уильям Шекспир...

В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению, несохранившийся

философский трактат "Величайшее порождение времени", где с молодой

энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и

сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам

издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса,

"определило характер всех его теорий", оставаясь их душой, животворящим.

Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского

интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы "Нового

Органона", придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы

вышло из-под его пера.

В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает

в свет свой первый литературный труд "Опыты и наставления нравственные и

политические". В последующие годы "Опыты" переиздавались неоднократно. От

издания к изданию увеличивалось их число, разнообразилась тематика,

заметнее становился политический акцент. Издание 1597 г. состояло всего

из 10 коротких эссе, которые, на первый взгляд, производят впечатление

случайного, аморфного собрания с хаотической композицией. Сам автор в

посвящении, адресованном брату, опасался, что "Опыты" "будут подобны...

новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно,

очень уж мелки".

Но действительно ли случайной была тематика "Опытов" 1597 г.?

Фактически Бэкон рассматривает в них те же вопросы, которые волновали его

все последние годы - пути и способы достижения высоких должностей,

правила поведения в обществе и др. Об этом идет речь в опытах "Об

искусстве беседы", "О мерах соблюдения приличий", "О приближенных и

друзьях", "О просителях и ходатаях", "О почестях и известности". Проза

жизни продиктовала и темы двух других опытов - "О расходах" и "О способах

сохранить здоровье".

"Опыты" - это маленький свод правил морали, почерпнутых "больше из опыта,

нежели из книг". В них отчетливо проявляется гуманистический ренессансный

характер этики Бэкона, отвергавшего пассивное созерцательное отношение к

окружающему миру и считавшего, что счастье и благополучие может быть

достигнуто благодаря собственной активности человека. Этот

основополагающий принцип его этической концепции получает развитие в

последующих изданиях "Опытов", в философских и политических трудах.

Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь

человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает, что

"столь же естественно умереть, как и родиться" .

Логически продолжая свое этическое учение, Бэкон выводит его за рамки

отношений отдельных индивидов и распространяет на общественную жизнь в

целом. Уже в издании 1597 г. появляются опыты "О партиях" и "Об искусстве

переговоров", в которых Бэкон затрагивает сугубо политические проблемы.

Число "политических" опытов резко увеличивается в издании 1612 г. Бэкон

был знаком с "Опытами" Монтеня, впервые опубликованными в 1580 г., и

испытал их влияние. Характер этого влияния, соотношение масштабов

сделанного Монтенем и Бэконом хорошо показал А. И. Герцен. Во Франции XVI

в., писал он, "образовалось особое, практически-философское воззрение на

вещи... воззрение свободное, основанное на жизни, на самомышлении и на

отчете о прожитых событиях, отчасти на усвоении, на долгом, живом

изучении древних писателей; воззрение это стало просто и прямо смотреть

на жизнь, из нее брало материалы и совет...Монтень был в некотором

отношении предшественник Бэкона, а Бэкон - гений этого воззрения" .

Мышление Бэкона отличала одна не так уж часто встречающаяся черта -

постоянство идей, выводов, концепций. Вглядываясь, скажем, в дополнения,

которые он делал к новым изданиям "Опытов", трудно обнаружить швы между

разновременными частями. В жизни дело обстояло иначе...

Бэкону, 42-летнему юристу, оглядывающемуся назад, в свое прошлое,

приходилось признать, что большинство его надежд не осуществилось, а

планы все еще оставались планами. В 1604 г., стремясь заручиться

расположением Якова I, Бэкон составляет так называемую "Апологию" -

документ, призванный реабилитировать автора перед королем и друзьями

казненного графа. "Все, что я сделал, - заявляет Бэкон, - ...было сделано

по соображениям долга и служения королеве и государству" .

В первые годы царствования Якова Бэкон стремится заинтересовать его

своими политическими и научными идеями. "Подобно тому как весна года -

лучшее время для очищения и лечения тела природы, - пишет он, - так и

весна королевского правления - наиболее подходящее время для очищения

политического тела" В 1605 г. Бэкон издал первое крупное философское

произведение "Две книги о восстановлении наук" - принципиальный набросок

завершенного 18 лет спустя труда "О достоинстве и приумножении наук".

Первая книга посвящалась обоснованию выдающейся роли знания и наук во

всех областях жизни, вторая содержала схему классификации наук и намечала

пути их дальнейшего развития.

Собственно философской части сочинения предшествовал обильный поток

славословий в адрес Якова I, завершающийся следующим пассажем: "Поистине

нелегко было бы найти за всю историю со времени рождения Христа хоть

одного государя, которого можно было бы сравнить с вашим величеством по

разнообразию и глубине познании в области наук как человеческих, так и

божественных". Нас не должны удивлять эти выдержанные в духе явного

сервилизма комплименты, имеющие длительную, идущую со времени античности

традицию и обычные для литературной практики гуманистов эпохи

Возрождения. Их смысл не сводился только к "домогательству

благосклонности", но и преследовал этические цели, метко вскрытые самим

Бэконом: "Когда говорят людям, каковы они есть, им показывают, какими они

должны быть".

Однако идеи реформатора науки не были поняты королем. Перелистав как-

то одно из сочинений Бэкона, Яков заметил, что оно, как Священное

писание, превосходит все доступное пониманию.

В первом парламенте Якова, созванном в 1604 г., имя Бэкона называлось

в числе имен возможных кандидатов на пост спикера палаты общин. По давней

традиции на этот пост избиралось лицо, предложенное короной, но в

парламенте 1604 г. отлаженный механизм забуксовал. Депутаты встретили в

штыки кандидатуру двора и назвали собственных кандидатов, среди которых

Бэкон представлялся фигурой компромиссной, способной удовлетворить и

палату, и королевский двор.

В отношениях короны и парламента начинался новый этап. Палата общин

все больше стремилась к положению действенного и постоянного фактора в

политической жизни страны, подчеркивая законность и незыблемость своих

прав. Этот мотив отчетливо прозвучал уже в самом начале работы первого

парламента Якова. 20 июня 1604 г. был выработан документ "Апология палаты

общин", который рассматривается советскими историками как программа

политических и экономических требований нового дворянства и буржуазии.

Авторы "Апологии" заявляли: "В нашей стране нет другого занимающего столь

высокое положение органа, который мог бы по положению и правам ставиться

наравне с этой высокой палатой парламента, которая с согласия вашего

величества издает законы для всех других органов государства, сама же не

получает ни от какого другого органа ни законов, ни приказов". "Апология"

фактически отрицала абсолютный и единоличный характер королевской власти

как в гражданской, так и в духовной сфере и намечала мероприятия,

долженствовавшие по своему объективному смыслу обеспечить право

собственности на землю и неприкосновенность доходов от торгово-

промышленной деятельности.

Сравнение текста "Апологии" с парламентскими речами, письмами и

политическими трактатами Бэкона этих лет позволяет предположить, что его

идеи нашли отражение главным образом в той части, где идет речь об

устранении разногласий в вопросах религии, а также в отдельных

положениях, касающихся отмены наиболее одиозных феодальных повинностей.

При обсуждении в палате вопроса об англо-шотландской унии, которой

добивался король, Бэкон выступил как убежденный сторонник объединения

двух королевств. Он видел в англо-шотландской унии единственную реальную

гарантию против многовековой вражды и кровавых междоусобиц двух стран. К

тому же, полагал Бэкон, Англия, объединившись с Шотландией и подчинив

Ирландию, превратилась бы в одну из сильнейших монархий мира. По его

мнению, к началу XVII в. уже можно было говорить о единстве территории

двух соседних стран, которые не были разделены естественными границами, о

близости языка и общности религиозной доктрины (при различиях в церковной

организации); с воцарением Якова Стюарта на английском престоле обе

страны имели к тому же одного суверена.

Бэкон включается и в обсуждение проблем, связанных с религиозными

распрями между официальной англиканской церковью и пуританами. Сохранился

его трактат 1603 г. "Об умиротворении и наставлении церкви", проникнутый

духом неприятия религиозного фанатизма. Бэкон-политик считал, что в делах

религии следует резко отличать разногласия в вопросах догматики от

разногласий в вопросах ритуала, церковной иерархии. Если в первом случае

надлежит руководствоваться принципом: "Кто не с нами, тот против нас", то

во втором более уместен принцип: "Кто не против нас, тот с нами".

Отмечая, что в области гражданских дел парламент регулярно принимает

законы, призванные корректировать различные политические нормы, он

выражает недоумение, почему эта практика не распространяется на церковные

дела.

Политической концепции Бэкона, сложившейся в основном в конце эпохи

Тюдоров, близка и органична известная формула английского

государственного права - "король в парламенте". Достаточно емкая и

эластичная сама по себе, способная при необходимости удовлетворить и

апологетов крайнего абсолютизма, и сторонников монархии конституционного

типа, эта формула, употреблявшаяся несколькими поколениями английских

юристов и политических мыслителей, обрела к концу XVI в. вполне

определенный смысл, став литературным выражением практики тюдоровского

абсолютизма, использовавшего для усиления своей власти парламент.

"Король в парламенте" - это то, что, по мнению теоретиков английского

абсолютизма, отличало их страну от Франции и других стран континента,

составляло ее исключительность, служило гарантией от внутренних неурядиц

и смут. Дядя Бэкона лорд Бэрли восклицал: "Чего только не в силах сделать

король в парламенте - разве что чуда!", а его современник лондонский

епископ Джон Эймлер, в бытность свою архидьяконом Стау, рассуждал

следующим образом: "Правление Англии - это не просто монархия, как

некоторые по недостаточному рассуждению полагают, и не просто олигархия

или демократия, но правление, представляющее смесь всего этого...

выражением, более того, существом чего является парламент, в котором вы

можете обнаружить три эти состояния: короля или королеву, которые

представляют монархию, знать, т. е. аристократию, горожан и рыцарей -

демократию". Так политическая практика тюдоровской Англии подводилась под

положения популярной в эпоху Возрождения теории "смешанного правления".

Бэкон считал английское законодательство, касавшееся взаимоотношений

государя и народа, "лучшим, справедливейшим в мире". "Суверенитет и

свободы парламента, - отмечал он в парламентской речи 1610 г., - суть два

основных элемента этого государства, которые, хотя один из них более

активен, а другой более пассивен, не перечеркивают и не уничтожают, а

усиливают и поддерживают друг друга".

Исходным теоретическим импульсом бэконовской концепции государственной

власти стала гуманистическая идея могущественного и просвещенного

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.