![]() |
|
|
БэконБэконЗнание — сила. Ф. Бэкон Ядром новоевропейского познания выступают эксперимент и наблюдение,
умение отличать ряд чувственных впечатлений от результатов
целенаправленного экспериментального исследования природы. Именно единство
эксперимента и математики в конечном счете привело к созданию И. Ньютоном Так, положение «данные чувственного опыта следует предпочитать любому
рассуждению, построенному умом» не принимается безоговорочно Галилеем. Он
хотел бы выводить правила, более полезные и надежные, более осмотрительные
и менее доверчивые к тому, «что на первый взгляд представляют нам чувства,
способные нас легко обмануть...». Поэтому Галилей считал, что следует Таким образом, в начале XVII века европейская мысль была готова к систематической философии, опирающейся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира — с другой. Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и « у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку». Специально не занимаясь естественными науками, Ф. Бэкон тем не менее внес важный вклад в изменение отношения к истине, которая связана с практикой человека: «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». При этом для Ф. Бэкона то, что в действии, на практике «наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Исходя из этого, Бэкон различает плодоносные и светоносные опыты. Первые — те, что приносят непосредственный полезный результат, тогда как второй род опытов не дает непосредственной практической пользы, но проливает свет на глубокие связи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты. Поэтому Бэкон призывал не сводить научное знание только к пользе, поскольку наука полезна в принципе, и для всего человечества, а не только для отдельного индивида. Соответственно и философию Бэкон разделяет на практическую и теоретическую. Теоретическая философия призвана выявить причины природных процессов, тогда как практическая философия направлена на создание тех орудий, которые не существовали в природе. Именно за непрактичность Ф. Бэкон критиковал греческую философскую мысль
в целом, делая исключение только для Демокрита. Греческой философии, считал
он, «недостает, пожалуй, не слов, а дел». Спекулятивность раздражала
эмирически ориентированного английского философа, ибо предшествующая
философия и выделившиеся из нее науки «едва ли совершили хоть одно дело или
опыт, который принес человечеству реальную пользу». Из-за логики Аристотеля
и естественной теологии Платона, по его мнению, нет истинной, настоящей, а
главное, практически полезной философии. Наука, согласно Бэкону, образует
своеобразную пирамиду, основание которой составляют история человека и
история природы. Затем ближе к основанию расположена физика, дальше всего
от основания и ближе к вершине находится метафизика. Что же касается самой
верхней точки пирамиды, то Бэкон сомневается в возможности проникновения
человеческого познания в эту тайну. Для характеристики высшего закона Ф. Основная заслуга Бэкона видится в том, что он отстаивал самоценность научного и философского метода, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Ф. Бэкон, певец нового подхода к природе, доказывал, что «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». При этом Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие. Для бэконовской методологии характерны суждения, что природа побеждается только подчинением ей. Истинное Знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин. Для Бэкона, учившего, что истина дочь времени, а не авторитета, основная
задача философии состоит в том, чтобы познать природу из самой природы,
построить не искаженную субъективными привнесениями картину объекта. Прежде чем строить новое здание философии, Бэкон проводит Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта и индукции. Для того чтобы реально изучать природу, надо, согласно Бэкону,
руководствоваться индуктивным методом и идти от частного к общему. Особую роль в познании играет истинная индукция, которая позволяет
делать не только наиболее достоверные, но и новые выводы. При этом новые
выводы получаются не столько как подтверждение исходного предположения, а
как результат анализа фактов, противоречащих доказываемому тезису. И здесь
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |