![]() |
|
|
Теоретическое и эмпирическое. Аспекты проблемы в биологии и медицинеТеоретическое и эмпирическое. Аспекты проблемы в биологии и медицинесмотреть на рефераты похожие на "Теоретическое и эмпирическое. Аспекты проблемы в биологии и медицине" Уральская Государственная Академия физической культуры Кафедра философии, истории и социальных наук РЕФЕРАТ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО – АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ В БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ Выполнил: Аспирант Проверил: Канд. фил. наук, доцент Апухтина Нина Георгиевна Челябинск, 1999 год. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Следует отдавать себе отчет в том, что анализ специфики теоретического и эмпирического в биологии нуждается в некоторой совокупности средств исследования, адекватных поставленной задаче. Предпосылочное суждение о существовании этой специфики направляет выбор средств, призванных обосновать эту специфику. Помимо анализа готового биологического знания, крайне важно постоянно обращаться к процессу его получения, к уровню научно- исследовательской деятельности. Многофакторный и многоуровневый характер научной деятельности в биологии имеет такие разнородные, гетерогенные философские основания, которые объединяются общей целью познания сущности жизни и ее эволюции на пути постоянного возникновения и разрешения противоречия между средствами и целью познания. Биология, как никакая другая природоведческая наука, обнаруживает непосредственную зависимость решения той или иной проблемы от мировоззренческой позиции ее исследователей. Целостное восприятие феномена жизни, образ биологической реальности играют в исследовательской работе биолога специфическую роль, обусловленную как природой этого образа, так и способом его функционирования в эксперименте и теории. Будучи по преимуществу мировоззренческим образованием, не сводимым к той или иной теории или их совокупности, образ биологической реальности задает общий тон исследовательской деятельности, предопределяет то особенное соединение методологических и мировоззренческих средств, которое характеризует именно данный, а не иной уровень познания жизни. РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
Но каким образом тем не менее учесть эти особенности, придать им черты
всеобщности и благодаря этому приобщить, например, биологию в качестве
равноправного с физикой участника исследований общих законов познания? В
самой формулировке этого вопроса выражена определенная позиция, и она
отнюдь не бесспорна. Данный вопрос вообще не существует для массы ученых,
убежденных не просто в неизменно лидирующей роли физики, но и в полной
правомочности физического стиля мышления определить вое возможные критерии
научности. Однако содержание биологического познания настолько разительно
отличается от физического, что простое перенесение эталонов физического
знания в биологию снова и снова возрождает различные формы физикализма. Они
становятся все более утонченными, создаются целые "строительные леса"
логических процедур, отработанных в физике, но сквозь эти "леса" все равно
просвечивает здание, возводимое по самостоятельному биологическому проекту. Суверенность и несуверенность биологии в отношении точных наук - это главная коллизия, пронизывающая все отрасли биологического знания, все его уровни и методологию. В нашей теме она выражается уже в том, что всеми принимается само разделение на теорию и эксперимент, на теоретическое и эмпирическое знание, хотя схематизм этого разделения не совсем соответствует природе биологического познания. До сих пор, несмотря на существование сотен тысяч лабораторий, оснащенных самой хитроумной техникой, главным водоразделом способов получения биологического знания остается "поле" - получено ли знание в естественных природных условиях, либо в вольере или лаборатории. Этот древний классический водораздел роднит биологию с другими природоведческими науками, не способными отречься от непосредственного, не только визуального, но и тактильного, "на ощупь" взаимодействия с природой. Назвать ли этот способ общения с природой эмпиричным? Но если при этом у натуралиста рождаются новые идеи, существенно корректирующие те, что возникли на кончике пера? Значит, это одновременно и теоретическая работа мысли, а в целом научно- исследовательская деятельность биолога - это нечто особенное, своеобразное, не вмещающееся в схему эксперимент - теория. Безусловно, сформировались и успешно развиваются целые отрасли биологического знания, никакого отношения не имеющие к "полю". Тем не менее проверка общебиологического смысла полученных в эксперименте результатов подобна кругам, расходящимся от брошенного в воду камня, - трудно подчас предугадать, каких "берегов" достигнет волна, с какими областями не только биологии, но и культуры в цепом она соприкоснется. Так "генная хирургия", искусственное создание гибридных молекул резко активизировали обсуждение этики познания, социальной ответственности ученого. Все процедуры препарирования, аналитического расчленения жизни, необходимые для точного знания структур и функций биологических систем, увязываются ученым с широкой общебиологической культурой в целостное отношение к живому как специфическому феномену природы, имеющему наивысшую ценность. В этом, кстати, состоит один из моментов "возврата" к прежней гуманистической оценке смысла знания: с одной стороны, происходит возрастание авторитета этических и аксиологических аспектов знания, но с другой стороны, в силу длительного господства идеалов самоценности наук о природе, особенно физики, этот процесс не совершается стихийно и, более того, вызывает осознанное или неосознанное сопротивление достаточно широких споев научных работников. Физикалистски мыслящим ученым аксиологический акцент кажется посягательством на привычные (и безусловно оправдавшие себя) философские подходы к знанию как к объекту исключительно логико- методологического исследования. Привычным стало некое формально- почтительное отношение к мировоззренческой проблематике, которую достаточно обозначить как одну из "функций" философии, с тем, чтобы снова углубиться в методологический анализ. В этом обстоятельстве нельзя не видеть глубокой гносеологической причины
осторожного отношения не только естествоиспытателей, но и многих философов
к задачам исследования мировоззренческих, этических и аксиологических
аспектов естествознания. Никто не отрицает значения этих феноменов, но они
оказываются как бы вынесенными за скобки собственно методологической
работы, целиком отождествленной с философской. В лучшем случае
мировоззрение выступает как некий "социокультурный фон", связанный системой
прямых и обратных связей с теми или иными сторонами научно-
исследовательской деятельности. И то это касается по преимуществу
теоретического знания. Эксперимент и вся совокупность довольно
разнохарактерного (особенно в биологии) эмпирического знания как то
незаметно оказались вовсе выведенными из-под влияния мировоззренческих
предпосылок исследования. Исходя из этого, можно утверждать, что ведущим
принципом исследования нашей темы должен быть принцип монизма, понимаемый
как принцип единства материалистического мировоззрения и диалектической
методологии. Руководствуясь этим принципом, возможно сохранить единую РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ.
Для нашей темы прежде всего важен тот факт, что происходящие в настоящее время революционные преобразования характера биологического познания все больше поляризуются вокруг двух основных тенденций - физикализации и гуманитаризации биологии. Первая тенденция связана с превращением биологии в точную науку под растущим воздействием физико-химического, математического и кибернетического знания . Очевидно, что именно этому воздействию биология обязана своим современным авторитетом. Возможности методов точных наук в познании системно-структурных характеристик живого будут только возрастать по мере использования все новых приборов, заимствованных у физиков, химиков и кибернетиков и усовершенствованных в соответствии с новыми задачами биологического познания. Концептуальное воздействие современного естествознания также благотворно для биологии, поскольку на его основе возникают новые схемы исследования механизмов .процессов, а не только системно-структурных характеристик биологических объектов. Именно благодаря участию в исследовании механизмов биологических процессов, идеи, выработанные в области точных наук, оказываются причастными и к эволюционной проблематике, к созданию фактологической основы эволюционной биологии. Например, молекулярно-генегическое изучение живого заимствует методологические средства и способы мировоззренческих обобщений в основном из физики. Физикализация биологии затрагивает прежде всего те области биологического знания, где выделение элементарного объекта (и соответственно элементарных понятий) осуществляется теми же логическими средствами, что и в физике. Элиминируется индивидуальность объекта, он становится однопорядковым и неразличимым в классе объектов - эти процедуры лежат в основе использования гипотико-дедуктивной модели построения теоретического знания. Именно этот тип теоретизации присутствует в теоретических обобщениях молекулярной генетики, молекулярной биологии и во многом - концепции микроэволюции. Как только биологическое познание ставит своей цепью получение точного знания, oнo неизбежно ориентируется на тот идеал точности, который разработан физикой. В соответствии с идеалом используются нормы, методологические регулятивы и методические приемы, демонстрирующие методологическое сближение отдельных областей биологии с физикой. На уровне методов (и тем более методик эксперимента) практически реализуется комплексный подход, стыкующий эволюционные и генетические представления, но подлинный синтез того и другого выступает скорее идеалом эволюционной биологии, чем научной реальностью. Об этом свидетельствуют не только современные дискуссии о содержании и функциях синтетической теории эволюции, о соотношении микро и макроконцепций, но и те новые проблемы в изучении молекулярной эволюции, которые подтверждают неоднозначность связи между системно-структурными и историческими регулятивами. Наиболее типично изменение представлений о биологическом объекте под
воздействием точных наук. Биологический объект все больше теряет свою былую Можно говорить об общем увеличении удельного веса процесса идеализации, об отражении в нем субъект-объектного отношения, но в каждом классе биологических объектов приходится как бы заново проводить "инвентаризацию" идеальных объектов данного уровня биологического познания и конкретно рассматривать достоверность использованных средств идеализации. Чем выше уровень познания, т.е. чем сложнее природа исследуемого "оригинала", тем больше зависимость интерпретации объекта от уровня знания, ют цепей конкретного исследования. "Эффект целостности", скачкообразное появление новизны в сложных целостных образованиях (или понятиях) в биологии играют несравненно более важную роль, чем в других естественных науках. В силу этого обстоятельства закономерно, что наиболее точно определяемые
идеализированные объекты сформировались в таких областях биологического
знания, которые имеют депо с молекулярно-генетическим уровнем организации
живого. Открытие универсальности генетического кода, общее доказательство
биохимической универсальности живого создали теоретическую базу
математизации знания, поскольку был осуществлен переход к типу идеальных
объектов, характерных для физики. Математизация молекулярно-биологического
знания оказывается включенной не только в совокупность плодотворных средств
познания, но и в процесс определения биологического объекта. Возрастание
роли математизации находится в тесной взаимосвязи с развитием эксперимента Известно, что несмотря на "всемогущество" молекулярной биологии,
прижизненный эксперимент делает лишь первые шаги. Как правило,
экспериментатор имеет депо с изъятыми ми реального процесса структурами и
отдельными звеньями этого процесса. В этом смысле можно говорить о том, что
сегодня происходит накопление и описание фактов, причем фактов о моделях
жизненно важных соединений. Моделирование столь глубоко пронизывает все
направления молекулярно-биологического исследования, что подчас пропадает
грань между моделью и оригиналом, т.е. "живущей" структурой, включенной в
бесконечно многообразную сеть взаимодействий, прямых и опосредованных, не
только внутри целостного организма, но и вне его. Такое отвлечение
необходимо для точного знания основных определений структуры, но тем не
менее это знание остается знанием модели. Методологический смысл этого
утверждения раскрывается в полной мере в тех случаях, когда совершается
прямая экстраполяция знания, полученного на молекулярно-генетическом
уровне, на область решения общебиологических проблем, на закономерности
существования иных уровней жизни. Неразличимость оригинала и модели,
непроработанность понятия биологического объекта ведут к абсолютизации Возможно выделить несколько классов модельных объектов молекулярной
биологии с тем, чтобы подчеркнуть необходимость дифференцированного к ним
подхода и специфичность возникающих при этом гносеологических проблем. РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУР МОДЕЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ.
Какие стороны изучаемого явления необходимо сохранить в модели и какие отбросить, зависит от постановки задачи исследований. Цель и задачи исследований формулируются перед началом разработки теории еще неизученного явления или уточнения уже существующей теории с целью более адекватного описания изучаемого процесса или явления. Построение теории начинается с выбора некоторого достаточного множества понятий и определения тех объектов, с которыми будет оперировать формируемая теория. Иногда список исходно определяемых понятий и объектов называют терминами теории. Они должны быть определены так, чтобы воспринимались любым исследователем однозначно. Далее необходимо ввести, при построении модели явления, самые необходимые свойства определяемых объектов (“кирпичей” теории) и правила их взаимодействия и преобразования. Список введенных свойств и правил должен быть полным, т. е. таким, оперируя с которым можно осуществить любое действие по решению поставленных в исследовании задач и доведения решения логического и однозначного результата. Указанный список должен быть логически непротиворечивым, иначе создаваемая теория приведет к ошибочным заключениям. Вводимые правила должны быть выполнимы, а результаты их использования однозначными и определенными. Выделенное множество объектов-терминов теории и правил их преобразования должно допускать проверку практикой или иными надежными методами. При этом выбранная модель должна обеспечивать необходимую точность результатов. Метод моделиpования в биологии является сpедством, позволяющим устанавливать все более глубокие и сложные взаимосвязи между биологической теоpией и опытом. В последнее столетие экспеpиментальный метод в биологии начал наталкиваться на опpеделенные гpаницы, и выяснилось, что целый pяд исследований невозможен без моделиpования. Если остановиться на некотоpых пpимеpах огpаничений области пpименения экспеpимента в биологии, то они будут в основном следующими: а) экспеpименты могут пpоводиться лишь на ныне существующих объектах б) вмешательство в биологические системы иногда имеет такой хаpактеp, что невозможно установить пpичины появившихся изменений (вследствие вмешательства или по дpугим пpичинам); в) некотоpые теоpетически возможные экспеpименты неосуществимы вследствие низкого уpоня pазвития экспеpиментальной техники; г) большую гpуппу экспеpиментов, связанных с экспеpиментиpованием на человеке, следует отклонить по моpально-этическим сообpажениям. Но моделиpование находит шиpокое пpименение в области биологии не только из- за того, что может заменить экспеpимент. Оно имеет большое самостоятельное значение, котоpое выpажается, по мнению pяда автоpов, в целом pяде пpеимуществ: 1) с помощью метода моделиpования на одном комплексе данных можно pазpаботать целый pяд pазличных моделей, по-pазному интеpпpетиpовать исследуемое явление, и выбpать наиболее плодотвоpную из них для теоpетического истолкования. 2) в пpоцессе постpоения модели можно сделать pазличные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упpощение. 3) в случае сложных математических моделей можно пpименять ЭВМ. 4) откpывается возможность пpоведения модельных экспеpиментов (синтез аминокислот по Миллеpу, модельные экспеpименты на подопытных животных). Все это ясно показывает, что моделиpование выполняет в биологии
самостоятельные функции и становится все более необходимой ступенью в
пpоцессе создания теоpии. Однако моделиpование сохpаняет свое эвpистическое
значение только тогда, когда учитываются гpаницы пpименения всякой модели. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |