![]() |
|
|
Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии ШопенгауэраУчение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэрасмотреть на рефераты похожие на "Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра" Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Жизненный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Мир – это моё представление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мир как воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О ничтожестве и горестях жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Освобождение через искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение Артур Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей пессимистического направления в философии. Истинным предметом философии Артура Шопенгауэра является воля. Цель
его философии состоит в том, чтобы поднять ум до такого состояния, когда он
сможет контролировать волю. Шопенгауэр уподобляет волю сильному слепому
человеку, несущему на своих плечах интеллект, который представляет хромого,
но обладающего зрением. Воля есть неутомимая причина проявления всего, и
каждая часть Природы есть продукт воли. Мозг есть продукт воли к познанию. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни – не
одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как
зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только
с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество
представляется, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Жизненный путь Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске),
в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом
и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако
мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы
он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время
складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к
революционным движениям. Когда он посетил Леон, на него произвели
потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в
годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но
не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада
между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем
отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году,
покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает
коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года
перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были
сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" (второе издание относится к 1847 году). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге "Мир как воля и представление". Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа. В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте- на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца. В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме
объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о
свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей
известности, но участие в 1839 году в аналогичном конкурсе Датского
научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал
двухтомное собрание очерков под названием "Parerga und Paralipomena", что
на русский язык можно перевести как "Дополнительные и ранее не
опубликованные сочинения", с включенными в первый том "Афоризмами житейской
мудрости", отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Шопенгауэр с полным правом мог сказать "Закат моей жизни стал зарёй
моей славы". В 1859 году вышло третье издание "Мира как воли и
представления", а в следующем году - третье издание "Двух основных идей
этики". Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр
скончался от пневмонии. Согласно письменно выраженному им желанию, тело «Мир – это моё представление» Мир - это мир человека, таков, в сущности, исходный пункт философии Что никто из нас не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи
сами по себе, что всё наиболее очевидное – в сознании, находится внутри
него самого, - эта истина была знакома и древней, и новой философии – от Мир есть представление. А у представления есть две существенные,
необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект. Субъект
представления есть тот, кто всё познаёт, сам не познанный никем. «Субъект –
опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом
подразумеваемый: в самом деле, всё существует не иначе, как в функции
субъекта». Объект представления как познанное обусловлен априорными формами
пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, Итак, мир - это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким,
каким мне его позволяет видеть моя собственная способность представления. Таким образом, сразу же выясняется, что картина мира как представление двойственна и противоречива, в этой картине все прочно, достоверно, упорядочение, но одновременно все условно, эфемерно и призрачно. Мир - сам по себе, он объективен, и фактичность его бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет; и все же "от... первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насекомому, зависит бытие всего мира" именно потому, что мир сам ничего не знает о том, что он - мир, потому что он становится миром только для первого познающего существа. Раздвоенное на субъект и объект бытие частично, оно всегда относительное бытие, где все "существует только через другое и для другого". Проще всего это понять на примере времени: "... в нем каждое мгновение существует, лишь уничтожив предыдущее, своего отца, чтобы столь же быстро погибнуть самому; ...прошедшее и будущее (помимо результатов своего содержания) столь же ничтожны, как любое сновидение, а настоящее служит только непротяженной и неустойчивой границей между тем и другим...". С другой стороны, если бытие мира, взятого как представление, противоречиво, то сам факт наличия противоречий косвенно указывает на необходимость поиска некоего единства, некоей точки бытия, соединяющей субъект и объект напрямую, без опосредования познанием. Факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом "заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе, уже не в одном из названных двух элементов представления, но, скорее, в чем-то совершенно отличном от представления". Мир как воля Рассудок, упорядочивая и систематизируя пространственно-временные
восприятия (интуиции), посредством категории причинности улавливает
объективные связи и законы. Тем не менее рассудок не идёт дальше
чувственного мира. Мир как представление феноменален, а это значит, что нет
чёткого различия между сном и бодрствованием. Просто во сне меньше
последовательности, чем наяву: жизнь и сон сходны, и мы, пишет Шопенгауэр,
не стыдимся признаться в этом. «Покровом Майи» названо мирское знание о Жизнь и сны, развивает эту тему Шопенгауэр, - «страницы одной книги. Мир как представление не есть вещь в себе, он феномен в том смысле, что он – «объект для субъекта». И всё же Шопенгауэр не разделяет точку зрения Канта, согласно которой феномен как представление не ведёт к постижению ноумена. Феномен, о котором свидетельствует представление, - иллюзия и кажимость, «покров Майи». И если для Канта феномен – единственная познаваемая реальность, то для Шопенгауэра феномен – иллюзия, скрывающая реальность вещей в их изначальной аутентичности. Непознаваемая, по мнению Канта, сущность вещей вполне доступна. Человек есть представление и феномен, но, кроме того, он не только
познающий субъект, но ещё и тело. А тело ему дано двумя различными
способами: с одной стороны, как предмет среди предметов, с другой стороны –
как «непосредственно кем-то узнанное», что можно обозначить как волю. Тело есть воля, ставшая ощутимой и видимой. Конечно, когда мы говорим о теле как о предмете, оно – всего лишь феномен. Но благодаря телу нам даны страдания и наслаждения, стремления к самосохранению. Посредством собственного тела каждый из нас ощущает «внутреннюю сущность собственного феномена. Всё это не что иное, как воля, конституирующая непосредственный объект собственного сознания». Эта воля не возвращается в мир сознания, где субъект и объект противостоят друг другу, она предстаёт «непосредственным путём, когда нельзя чётко различить объект и субъект». Таким образом, сущность нашего бытия – воля. Чтобы убедиться в этом,
достаточно погрузиться в самого себя. Это погружение – одновременно и
снятие «покрова Майи», под которым оказывается воля, «слепой и
неостановимый натиск, возбуждающий и раскрывающий универсум». Другими
словами, сознание и чувство тела как воли ведут к пониманию универсальности
феноменов в сколь угодно разных проявлениях. Кто поймёт это, уверен Эта рефлексия делает возможным переход от феномена к вещи в себе. «Воля – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе; слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном поведении человека, - огромная разница в проявлениях, но суть остаётся неизменной». Воля как вещь сама в себе вполне отлична от своего явления, свободна от всех его форм, которые касаются только ее объективации, а ей самой чужды. Воля как вещь сама в себе находится вне области закона основания во всех его образах, а значит, вполне безосновна. Но каждое ее проявление непременно подчинено закону основания. Воля свободна от всякого множества, несмотря на бесчисленность ее проявлений во времени и пространстве. Она одна, но не так, как один объект, коего единство познается из противоположения возможности множества. И не так как единое понятие, происшедшее через отвлечение от множества. Воля едина как то, что находится вне времени и пространства, вне принципа индивидуации, то есть возможности множества. Безосновность воли признали там, где она проявляется наиболее
очевидно – как воля человека. Ее назвали свободной, независимой – но
проглядели необходимость, которой повсюду подчинено ее проявление. Объявили
действия свободными, а они не могут быть свободными – так как каждое
отдельное действие вытекает с необходимостью из влияния мотива на характер. Из этого следует изумительная вещь – всякий априорно считает себя
вполне свободным, даже в своих отдельных действиях и думает, что может
каждую минуту начать новый образ жизни. Но апостериорно – по опыту, он
находит к своему удивлению, что он несвободен, а подчинен необходимости. Явления самой в себе безосновной воли, как таковой, всё-таки подчинены закону необходимости, то есть закону основания, чтобы необходимость, с которой следуют явления природы, не возбраняла нам признать их за манифестации воли. В природе приписывали волю только человеку, в крайнем случае
животному. Но воля действует и там, где ею не руководит познание – примеры
из животной жизни, в которых деятельность воли очевидна; но воля действует
слепо и хотя сопровождается познанием, но не направляется им. Представление
в качестве мотива не составляет необходимого и существенного условия
деятельности воли. Тогда легче будет признавать деятельность воли в тех
случаях, где она менее очевидна. В нас та же воля также во многих случаях
действует слепо – во всех функциях нашего тела, не руководимых познанием. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |