![]() |
|
|
Философия и ее историяважным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания; научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий; научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость; наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы, по которым эти явления существуют. 2. Особенности постнеклассической науки. Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития. Объектом постнеклассической науки являются сложные саморазвивающиеся системы, природные комплексы, включающие человека. Основная особенность таких объектов обозначается термином "человекоразмерность". Ключевые идеи постнеклассической науки - это нелинейность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичности, системности. Реальность характеризуется на основе двух взаимодополняющих подходов - системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек. Если обобщить черты постнеклассической науки, то можно сказать, что постнеклассическая наука характеризуется экологизацией мышления, разрушением мифа о всесилии науки, иным способом объяснения мира, где истина конструируется, а не предстает как слепок объекта. Происходит переход от статического, структурно ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс. Синергетика - одна из тех междисциплинарных областей, где формируется новый эпистемологический горизонт. Уже потому, что онтология синергетики - это онтология целостного мира, синергетика диалогична. Как будет показано в следующем разделе, суть синергетики - в ее коммуникативной ориентации. Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 12. Человек как предмет философского анализа.
1. В чем состоит господствующее понимание человека в эпохи Античности, Средневековья, Нового времени? Источники: · Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
2. Каково содержание понятия антропосоциогенеза? Источники: · Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек, и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона «об орангутане». Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных). Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения». Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой, по сути, единый процесс антропосоциогенеза. 3. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Источники: · Ермакова Е.Е. Философия: Учебн. Для техн. Вузов. – М.: Высш. Шк.; Изд. центр “Академия”, 1999. С. 181-188; · Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1997. С. 210-216 Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Основы учения о происхождении человека естественным путем были заложены Ч. Дарвином, доказавшим не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Гексли, Геккель и другие сторонники учения Дарвина выдвинули гипотезу о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека - “не говорящего питекантропуса” - самостоятельной зоологической формы, не являющейся ни обезьяной, ни человеком. Вскоре эта гипотеза нашла подтверждение. В настоящее время науке известны многочисленные ископаемые останки “переходных существ”, найденные в различных частях света. Они характеризуют различные этапы на пути “разобезьянивания” и очеловечивания наших далеких предков. Можно сказать, что наука, как бы осуществляя призыв, обращенный древнегреческой философией к человеку: “познай самого себя”, раскрывает его истинную родословную. Многочисленные ископаемые останки переходных существ, несмотря на различные варианты их интерпретации, позволяют уверенно утверждать о реальном существовании переходных ступеней от древней обезьяны к человеку. Хотя религиозные версии о божественном акте творения человека пришли в непримиримое противоречие с научными данными, и до сих пор находятся приверженцы креационизма - учения о сверхъестественном происхождении человека как и всех форм жизни вообще в результате единого творческого акта. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне. Нет, однако, никаких достоверных научных данных, которые могли бы подтвердить столь смелые предположения. Энгельс в свое время, опираясь на открытия дарвинизма и материалистическое понимание истории, обратил внимание на то, что решающую роль в очеловечивании наших далеких предков сыграла трудовая деятельность, связанная с изготовлением и применением орудий труда. Труд, по словам Энгельса, является не только источником всякого богатства, но и первым, основным условием всякой человеческой жизни. В известном смысле труд создал самого человека. Решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку стало разделение функций передних и задних конечностей. Под влиянием своего образа жизни первобытные обезьяны стали использовать передние конечности именно в качестве рук. Они постепенно отвыкали от использования передних конечностей при ходьбе и начали осваивать прямую походку. У обезьян вообще существует известное разделение функций между передними и задними конечностями. Передние конечности не только участвуют в ходьбе, но служат для собирания и удерживания пищи. Некоторые виды обезьян строят себе гнезда и навесы на деревьях. Они руками хватают дубины и камни, защищаясь от врагов. Но ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа. Именно здесь обнаруживается, насколько велико различие между неразвитой рукой даже высших человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом в течение сотен тысячелетий человеческой рукой. Прежде чем камень при помощи человеческой руки был превращен в нож, прошел такой период времени, по сравнению с которым история цивилизации равняется мигу. Развитие труда с необходимостью способствовало сплочению членов человеческих объединений. Сам характер труда требовал совместной деятельности, взаимной поддержки. У первобытных тружеников возникла потребность сказать что-либо друг другу. По словам Энгельса, сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Постепенно человечество достигло двух новых рубежей, имеющих решающее значение: пользование огнем и приручение животных. В ходе очеловечивания наряду с биологическими законами формировались и начинали действовать законы общественно-исторические. Окончательно сформировавшийся человек разумный, он уже обладал всеми биологическими свойствами, которые были необходимы для дальнейшего общественно-исторического развития человечества. За последние 40-50 тысяч лет видовые биологические особенности человека существенно не изменились несмотря на быстрый темп и многочисленные катаклизмы исторического процесса. Хотя действие закона наследственности и изменчивости, как и других биологических законов, полностью не прекращается, развитие человека определяется главным образом и преимущественно законами общественно-историческими. Это выражается хотя бы в том, что человек не может стать человеком вне общества.
Тема 13. Философия природы.
1. В чем состоит понятие природы? Источники: · Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. Природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда природой называют лишь ее часть — биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы, создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение общества существенным образом меняет саму природу (Ноосфера). Познавая объективные закономерности природы, воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую “вторую природу”, т. е. совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над природой, активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами природы, используя естественные силы и процессы. Основным показателем уровня отношений общества с природой является характер производительных сил. В современных условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны природы, рационального сочетания производственной деятельности общества и глобальных природных процессов нашей планеты. 2. Каков смысл современной экологической проблемы и каковы пути ее решения? Источники: · Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.246-249 Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX в.), мы фактически говорим о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические вопросы ее охраны. В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. В настоящее время, налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (т.е. всемирные) экологические проблемы: 1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров планеты; 2) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; 3) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов; 4) вода и атмосфера во многих местах загрязнены до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; 5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные человеком элементы; 6) парниковый эффект (повышение средней температуры поверхности Земли из-за неконтролируемого выброса обществом огромного количества газов, аэрозолей. С началом космических полетов проблемы экологии начинают перемещаться в открытое космическое пространство. Не утилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, и их утилизация постепенно становится все более острой проблемой. Возникла и еще одна неведомая ранее проблема - экология и здоровье человека. Активно воздействуя на природу, продукты жизнедеятельности человека и производства самым отрицательным образом сказываются и на здоровье самого человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и изменению структуры человеческих заболеваний. Возникают новые болезни, принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме. Тема 14. Общество как продукт деятельности людей и пространство их бытия.
1. Что такое общество? Источники: · Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298 · Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова, общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об обществе, усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический материализм. Общество в широком смысле — материальное образование, обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира, качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к конкретно-историческому этапу развития общества. В отличие от природы, где действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления. На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции живой материи. Общество — сложная, исторически развивающаяся целостная система. Становление общества — длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества — деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,— их взаимодействие. Общество — не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в постоянной зависимости от природы, общество оказывает на нее все более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все более и космической) силой по отношению к ней. При этом от общества требуется особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры и прогрессивного развития общества является марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов общества (Классы, Революция социальная), показывает направленность социального прогресса. Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных отношений; повышение степени организованности общества; возрастание роли и значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют развития общества в целом. 2. Что отличает общество как систему от других систем? Источники: · Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298 Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса: 1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования. 2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”. Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности. Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов. 3. Что такое общественные материальные отношения и идеальные общественные отношения? Источники: · Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. · Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43. Общественные отношения — отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные (духовные). Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают: - производственные отношения; - отношения в системе «человек-природа»; - отношения между людьми в процессе непосредственного воспроизводства человека. Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут быть: - политические; - правовые; - нравственные; - религиозные; - философско-мировоззренческие; - эстетические и т.д. Тема 15. Сферы общественной жизни.
1. В чем состоит содержание понятия “сфера общественной жизни”? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |