рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия и ее роль в развитие общества

Философия и ее роль в развитие общества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Функции и задачи философии 3

Философия как мировоззрение. 11

Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.

17

Материализм и идеализм – основные направления философии. 20

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного

сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении

человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и

мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир,

место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-

политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)

действительности - природы, человека, отношения объективной

действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и

мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как

объективной действительности, так и субъективному миру человека.

Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-

следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам

действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать

от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно,

независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время,

количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не

существовало как таковой.

Функции и задачи философии

Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и

создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню

развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование,

оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии

познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает

свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые

применяются в строго определенной области для более или менее

ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не

занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность»,

и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются

предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие

связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются

категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений

между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим

нас бытием.

Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и

отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя

многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и

находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в

этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то,

что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое

философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего

«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто

вкладываем в него другой смысл.

Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной

деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда

имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой

сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не

осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более

«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение

текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще

одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией

попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в

жизни.

Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых

в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление

увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы.

«…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным.

Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает

из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид

изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть

много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на

которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не

желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии

–cтремясь охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по

возможности объяснять их.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии.

Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы

развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?

Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек

понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?

Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:

совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы

поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление

жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у

мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли

природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков

способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор

химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,

как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия

призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно

сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в

становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в

мифологии, религии и других науках.

По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует

говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть

стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом

изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится

охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно

представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на

внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково

содержание философии.

Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над

вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как у всех

остальных едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда,

в основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается

впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых проблем и

созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть

может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.

Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они

пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот,

кто целиком и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных

обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н

Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов, другие же – например,

Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории,

доминирующие в демократическом мире.

Независимо от этих различных представлений о роли философа и

независимо от того, насколько связанной мы представляем его деятельность с

нашими непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение

проблем, прямо или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной

критической проверки этот человек пытается оценить состоятельность тех

данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком и о мире

людей. В результате этого исследования философ пытается выработать некое

общее, систематизированное, согласованное и стройное представление обо

всем, что мы знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук

узнаем о мире больше и больше, требуется рассматривать и все новые

интерпретации вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих

чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не

занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел).

С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней

Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,

существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной

обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы

принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о

материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из

нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти

данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях

науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные

на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической

проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и

воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их

принимать.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения

действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а

стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия

стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или

художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.

Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более

необходимы, а лучше нет ни одной».

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.

Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .

Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,

дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,

систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны

в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни

высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет

(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия

объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия

человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между

философией и наукой, что породило пограничные между наукой и философией

области знания (философские вопросы физики, математики, биологии,

социологии; например, идея относительности, несамостоятельности

пространства и времени, которая сначала обсуждалась в философии Лейбницем,

Махом, затем в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике

Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована,

как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить к

научной ориентации философии все ее достоинства. Первые ученые были

убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны природы,

они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом ее

общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм

культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев

свой роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из

человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.

Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например,

Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением

мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука.

Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно

внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее

преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии.

«Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству»

(В.А. Канке).

Но мало объяснять мир и звать к совершенству, нужно этот мир

изменять. Но в каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о

добре и зле, должном и недолжном. Здесь и выясняется особая роль философии

в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. При более

детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое

содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении

добра. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они

довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной

деятельности философов. В наши дни этическую функцию философии часто

называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные

ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ

века.

Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра

( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и

не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы

добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей

возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей

электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом,

но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической

функции философии.

Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,

потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде

всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и

общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,

искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее

ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной

структурой.

В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о

сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,

техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества

(философии истории). Философию познания называют гносеологией или

эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.

Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными

областями философии являются философия науки, философия религии, философия

языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия

практики (этика), история философии. В философии науки относительно

самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук

(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И

эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно

способны приносить значительные практические результаты. Например,

философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих

перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому

прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-

политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом

утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,

хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек

не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.

О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее

предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же

пытается делать философ?

Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,

чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе

к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,

традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют

другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы

никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-

нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.

Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные

задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные

воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и

раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,

Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию

общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,

которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не

ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в

особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых

придерживаются люди.

Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые

были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы

философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе

обычными ремесленниками.

Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все

философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является

тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их.

Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом.

Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и

понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует

придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие

убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление

над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию

вселенной, природы и людей.

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование

научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки

происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия

призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли

нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки

на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит

факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и

формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям

для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя

как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского

мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,

критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который

способствует расширению сознания.

Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует

долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках

позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой

бесплодный тупик.

Философия как мировоззрение.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое

мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно

связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен

и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти

верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были

своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому

прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,

которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на

художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных

иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (

классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из

особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,

что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.

Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,

формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом

разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог

– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как

откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,

за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не

оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие

образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на

Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,

что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших

ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним

жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.