рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни

Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение

данного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку,

равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В

этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его

творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские

годы, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретит

пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опыт

некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта

... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), в

которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал

мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой

отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что

подобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе",

которую он развивал в более поздние годы.

Новый поворот в философских исканиях Канта.

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую

роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его

критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо.

Руссо стал для Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если по

влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,

устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему

заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии

называл еще и Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог ему

пробудиться от догматического сна". Руссо повлиял на Канта как человека и

моралиста, Юм подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам,

пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,

брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном

естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят

философский вопрос. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех

фигурах силлогизма" и содержала первую попытку критики формальной логики,

служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское

преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной

деятельности человека для познания, и был убежден, что возможности

выведения одних понятий из других путем построения умозаключений

бесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести в

философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в

1762 году работа "Исследование очевидности принципов естественной теологии

и морали". Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской

академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана ее

почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой

работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном

многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя

указанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не

написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который

Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные

результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,

отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -

это не только показания чувств, но и "внутренний опыт", непосредственно

очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему

становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает

важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя

смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскую

революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате "Опыт

введения в философию понятия отрицательных величин". Внимание мыслителя

привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений

- установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим

и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может

быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность

состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое - либо

высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в

результате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность,

которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет

другое, но следствием будет нечто реально существующее.

В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого

тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом

факультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал

неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта - Галлеру и Попу. Это был

Иоганн Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене.

У Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы - метафизику, мораль,

логику, математику, физическую географию. Старательно записывал их, приводя

дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи - аккуратные,

ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа. На

основании этих конспектов и работы Канта "Единственное возможное основание

для доказательства бытия бога", вышедшей в конце в 1762 года, можно судить

о том, какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кант говорит

о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не

можем убедится в его существовании. Исследователю остается положится на

разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе)

приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое

существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к

религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия - разные

вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При

воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать

понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет

хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре

послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон

человеческого поведения - "поступай в соответствии со своей моральной

природой".

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и

уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в

научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,

аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.

Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения над чувством

возвышенного и прекрасного" принесли ему славу модного автора. Но он все

еще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине

понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из

министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение

занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в

Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шел к ней

прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было

обещано "весьма умелого и со всеобщим успехом преподающего доцента Канта

выдвинуть при первой же возможности". Значительное место среди работ этого

периода занимает работа "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики",

экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а

скорее эссе, посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человека

необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился

своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость

объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь.

"Грезы ..." примечательны тем, что на одну доску с "духовидцами" Канта

ставит и приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят и

свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он смеется не только над

визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей

науки полагаться только на опыт, представляющий собой "альфу и омегу

познания". Таким образом Кант прощается с вольфианской метафизикой,

приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в

Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать

"Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за ее

пределами". Кант включен в сборник, и автор обращается к нему за

необходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу

в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только

что созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет это

предложение. Другое приглашение, пришедшее в январе 1770 года из Иены, тоже

было отклонено. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философ

ссылается на привязанность к родному городу, а также на "возможные

проблески близкой вакансии" у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечта

Канта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарным

профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще одну

формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо

защитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась "О форме и

принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира". В ней был

зафиксирован новый "переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самого

автора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции

пришел своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, как

данные органов чувств связаны с интеллектом, - он развел в разные стороны

эти два вида духовной деятельности. "Источники всех наших представлений, -

говорится в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые

дают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам

познающего субъекта... Вторые относятся к самим предметам". Чувственность,

с точки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный,

т.е. умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый как

феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство не

есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия,

изначально присущие человеческому уму для координации между собой

чувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере

предметов самих по себе, времени и пространства нет. Это утверждение явно

противоречит позиции Лейбница и Вольфа, признававших подлинную реальность

продолжительности и протяженности. Еще недавно Кант призывал науку

опираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота - предостеречь

ее от переоценки опыта. Философ осознает, что принципы чувственного

познания не должны выходить за свои пределы и касаться сферы рассудка.

Позднее он уточнит свою мысль: "в чисто эмпирическом блуждании без

руководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы искать,

никогда нельзя найти что - либо целесообразное". В письме к Ламберту,

которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает

создать специальную дисциплину - "общую феноменологию" с задачей очертить

пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы "чистого

разума". Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсону

и прославившему себя работами по философии искусства И.Г. Зульцеру. Вскоре

одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни на одно из

них. Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собой размышления, пока

безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому

другу Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону и

Зульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, что

надо еще думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату

этого письма (21 февраля 1772 года) принято считать днем рождения главного

философского труда Канта. Первоначальное его название гласило "Границы

чувственности и рассудка", но уже в первоначальном варианте текста

возникает выражение "критика чистого разума". Будущая книга, по мнению

Канта, должна дать "ключ к тайне всей метафизики".

Путь критики

Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации "О

форме и принципах ...", и кроме двух заметок по поводу "Филантропина",

философ напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении тела

людей и животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год ("О различных

человеческих расах"). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга не

получалась. Так медленно Кант еще никогда не работал. Что-то главное все

время ускользало. Обретенная, казалось бы, истина вновь оборачивалась

неразрешимой загадкой. Наконец "Критика чистого разума" была написана.

Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Канту

удалось завершить работу. Он знал слабости книги - главным образом

стилистические, но переписывать ее сил уже не было, к тому же ему не

терпелось вынести свое детище на суд общественности. Первоначально Кант

хотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его

теоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781

года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела

свет.

Предисловие к "Критике чистого разума" начинается с цитаты из Френсиса

Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и

житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившееся

предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность.

Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в

том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида

одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания -

догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому

принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков.

Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет

придерживаются четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третий

путь - единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причем речь идет

не о критике каких - либо книг и философских систем, а о критике самого

разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было

опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его

в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в

своевременности своего начинания.

Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями "Критики чистого

разума". Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается

им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и

носит, по выражению философа, "априорный" (доопытный) характер.

Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное - всеобще и

необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о

врожденных идеях. Во - первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы

знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во - вторых, сами

доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный

смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к

познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания.

Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то

весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта

человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт

косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между

аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий

характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические

суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные

синтетические суждения? Это главный вопрос "Критики чистого разума". В том,

что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы

обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их

происхождение. Главный вопрос работы - как возможно чистое, внеопытное

знание - распадается на три. Как возможна математика? Как возможно

естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три

раздела основной части "Критики ...": трансцендентальная эстетика,

аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют

трансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию

потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через

познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет

трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту

сторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения,

которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что

опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об

окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не

делают его копией вещей. Кант различает феномены и ноумены. То, чем вещь

является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе

(ноумен), имеет принципиальное различие. В диссертации 1770 года Кант

утверждал, что ноумены постигаются непосредственно умом, теперь он считает

их недоступными никакому пониманию, трансцендентными. Это дало возможность

обвинять Канта в идеализме наподобие берклианского. В связи с этим Кант во

второе издание “Критики чистого разума” включил раздел “Опровержение

идеализма”, в котором подверг критике идеализм Беркли, а свое учение назвал

“трансцендентальным идеализмом”. Трансцендентальная диалектика у Канта

занимается исследованием разума, который является высшей познавательной

способностью. Он пишет: “Всякое наше знание начинается с чувств, переходит

затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего

для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство

мышления”[1]. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все

же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не

увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и

вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.

Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и

автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют

собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению

Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины

для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может быть

дан". Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно

содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает:

непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия

представляет собой "только негативный критерий истины", но, руководствуясь

им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в

философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей

познания - чувственное познание. По Канту, существуют две априорные,

доопытные формы чувственности - пространство и время. Пространство

систематизирует внешние ощущения, время - внутренние. Философ на отрицал

эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство

и время был в известной степени реакцией на механистические представления

об абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей.

Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта

реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по

себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным

достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение

созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных

направления в теории познания - сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты

полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты,

соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не

видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул

несводимость одного "ствола познания" к другому. Научное знание, по его

мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в

гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ

видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала

интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда

либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем

категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли

человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему

объяснить один из самых загадочных процессов - образование понятий. Кант

видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию -

категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность,

такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих

возможностей возникло понятие требуется "продуктивное воображение". В

работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,

творческого начала. Автор говорит о "спонтанности мышления". Рассудок,

благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,

помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.