рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия позитивизма

Философия позитивизма

Введение.

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что

невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает

возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики:

онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по

методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая;

по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная,

либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная,

профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская,

религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по

историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие

философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных

и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития

современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я

рассмотрю одно направление буржуазной философии - это позитивизм: основные

направления и взгляды философов.

История позитивизма.

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского

мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм

оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю

эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с

самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от

метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают

позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и

обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм

заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма,

спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму

противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом

надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о

взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том,

что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности

может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или

их «синтетического» объединения и что философия как особая наука,

претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не

имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в

этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе

позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на

науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере

утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной

теории.

* *

*

Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто

выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть

внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его

возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь,

требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые

характерны для нового времени.

Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд

таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии

была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового

времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в

качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе

и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще

называли, «метафизической», проблематики 1.

Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза

пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению

«метафизических» проблем.

Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII—XVIII вв.

возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной

«метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое

противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта,

«первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского

исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального,

отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру,—все это стало

возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем,

что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания

(которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему

остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с

математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос

об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к

делению философов на эмпириков и рационалистов.

Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает

субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую

концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии

XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием

(Д. Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил

причинность до субъективно-психологической уверенности).

Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII

в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции

прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали

несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи

механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования,

французский материализм не смог логически последовательно решить

философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и

широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.

С задачей критики «метафизики» пыталась справиться и немецкая

классическая философия. Кант, выступив против рационалистической,

аналитической философии XVII— XVIII вв. и вместе с тем против основных

критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и

поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и

«метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики

вещей» «метафизику знания» — априористскую и формалистическую

«трансцендентальную философию».

Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII—XVIII вв. строго

научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления.

Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или

«разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной

метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы

Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской «Философии

природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не столько

содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода

мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты

наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет

западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая

соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.

Первая историческая форма позитивизма.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая

тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном

разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в

философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом (19.01.1798-

5.09.1857).

Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией

французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал

убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности

предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может

рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.

По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии

(энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия-

биология - социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук

предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел

термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в

определеную научную систему.

Основные принципы:

1. от простого к сложному

2. от абстрактного к конкретному

3. временной

Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание

наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну

науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль

философии - минимизировать число этих законов.

Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

Социальная концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе.

Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.

Социологическая концепция включает три раздела:

1. Социальная статика.

2. Социальная динамика.

3. Политика.

Социальная статика ( государственные институты: семья, государство,

церковь.

Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.

Функции государства: порождение общественного духа.

Идеальная структура правления - соединение церкви и государства.

Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные

религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.

Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической

ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому

направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей

действительности строгим объективным законам, и в характере многих из

включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые

часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как

бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и

некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на

себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом

позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что

у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро

философии.

История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что

всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу

научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории

Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над

ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что

для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных

научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении,

раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению

Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна

иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования

старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Построение

«новой философии» является естественным продолжением той работы, которая

совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности

формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут

раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается

философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных

переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из

естественных и общественных наук.

Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика»,

проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на

основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже

поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная

философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и

поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики»,

к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и

сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит

претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их

сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя

законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким

образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и

выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой

науки, второе — пережитком «метафизики».

Последовательное развитие этого тезиса О. Конта ведет к «феноменализму» и

это означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и отрицание

возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. о. признание

точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с

современной научной практикой, Конт делает это ценой явной

непоследовательности.

Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной

эволюции человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и

позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется на

основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет

сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.

Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно

объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря

наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей,

которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобы

предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом

позитивной науки.

Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический

(описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем

попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация

из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые

хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.

В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась

его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая

его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая

проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного

материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших

английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые,

существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в

решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.

Герберт Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях открытия

естествознания второй половины 19 в., объективной реальности, в сущность

которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки.

Идея глобального эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм -

физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в

определенном направлении от гомогенного (однородного) состояния к

разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача

позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так?

наука не должна отвечать. Философия становится сводом установленных,

опробованных научных истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с

ними общественность. Стандартная концепция науки. Наука - постоянное

приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую

как некое предельное место в новой теории.

Выделил три возможности происхождение мира:

1. Мир сам по себе.

2. Кто-то создал.

3. Всегда есть и будет.

Но , как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек

не может понять как все из ничего. Это невозможно, так как невозможно

представить (путает представление с понятием).

Его утверждения:

Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что

произошло, а не с тем, что существует.

Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.

Непознаваема конечная причина мира, материя.

Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного

труда .

Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена.

Наука - это отдельные категории.

Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.

Движение по линии наименьшего сопротивления.

Теория эволюции основана на механике Ньютона.

Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к

порядку от неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе

силы уравновешивают друг друга.

Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается

воздействию других систем ( возмущение ( развивается деградация, т. к.

система замкнутая ( то цикличность.

Джон Стюарт Милль(20.05.1806-8.05.1873):

Известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал

традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в

позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму

Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология,

которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и

представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия- это

просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм

Аристотеля. Внешний мир в этом смысле- постоянная возможность сходных

ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно

допустимым приемом познания- индукция; она же лежит в основе умозаключения

логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только

законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе -

психология, “этология”, наука об обществе- и дает первую обстоятельную

теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.

1. Четыре метода научной индукции:

а) метод сходства

АВС ( d

BMT ( d

POB ( d

________

B ( d

б) метод различия

ABCM ( d

ABC ( d

________

M ( d

в)метод сопутствующих изменений

ABC1 ( d1

ABC2 ( d2

ABC3 ( d3

C ( d

г) метод остатков

ABC ( xyz

A ( x

B ( y

________

C ( z

В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической

форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех

«синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное

и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с

элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся

фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить

науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в

физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций

диалектического материализма.

Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в

физике на рубеже XIX—XX вв., а также интенсивное развитие психологических

исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с

другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в

частности, с физиологией и физикой),—все это заставило философию обратиться

к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых

«предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся

О. Конт и многие его последователи.

Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать

объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы

ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли

увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в

сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом

сохранить позитивистский критерий научности.

Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме

Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во

Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-

Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими

позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э.

Маха, Корнеулиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают

данными.

Я хотел бы кратко сформулировать взгляды еще нескольких философов:

Эмиль Литтре (1.02.1801-2.06.1881) был наиболее значительным приверженцем

Конта, но отклонял как ошибочную более позднюю его эволюцию, идя в своем

мышлении собственным путем; к учению Конта о трех стадиях от добавил

понятие четвертой стадии-техники.

Тэн Ипполит Адольф (21.04.1828-5.03.1893)- позитивист, испытавший влияние

Конта. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой

принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение

предавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному

окружению); пытался доискаться до источников выдающихся способностей

гениев.

Ренан Жозеф Эрнест (27.02.1838-2.10.1892)- позитивист с идеалистическим

уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.