рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия права (краткая учебная программа)

Философия права (краткая учебная программа)

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

краткая учебная программа

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: «Философия права»

(название дисциплины)

для направления: 5380100-Юриспруденция

(код и название)

Ташкент – 2004

Программа обсуждена и рекомендована Учебно-методическим Советом

Ташкентского государственного юридического института Протокол №6 от «26»

февраль 2004г.

Составитель: доктор философских наук, доцент

Сафар Абдухаликов

Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики

Узбекистан, доктор юридических наук,

профессор М.Х.Рустамбоев

Рецензенты: доктора юридических наук, профессора

Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев,

Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц. Ф.Тохиров,

доктора философских наук, профессора

Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев,

Б.Тураев, М.Холматова, доктор политических

наук, профессор И.Эргашев

В связи c независимостью в Республике Узбекистан осуществляются

определенные изменения в системе высшего образования. Изучение философии

права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для

студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не

все, но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя

опубликованные учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную

учебную программу для учебных пособий.

Некоторые философские вопросы уголовного права введены проф.

М.Х.Рустамбаевым.

Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов

магистратуры юридических факультетов и институтов.

( Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.

I. ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.1. Цель и задачи преподавания науки.

В процессе глубокого преподавания специальных дисциплин студентам –

магистрантам важные значение имеет философии права. Через эту науку у

студентов появляется возможность связать изучение юридических наук с

философским анализом права и его закономерностями.

Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:

а) определение сущности, качественных признаков и критериев права,

единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;

б) анализировать системаобразующих субстанциональных элементов

правового бытия (правовой жизни);

в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных,

детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий

правового бытия;

г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научных

методов познания права.

1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в

соответствии с ГОС.

Каждый студент, обучающийся в магистратуре по специальности

юриспруденции должен глубоко знать философию права, анализировать правовое

бытие и его закономерности. Место и роль права в обществе имеет важные

значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.

С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам

студентам:

а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в

программу;

б) эффективное использование самостоятельной формы обучения. В

самостоятельном изучении наук проблемные вопросы даются в связи с

диссертационной темой студентов.

в) активное участие на лекциях и семинарских занятиях, запись

содержания лекций тетрадях и дополнять их используя основную

рекомендованную литературу.

г) полностью использовать литературу включенную в план во время

подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных вопросов на уровне

требования.

1.3. Связь предмета с другими науками в учебном плане.

Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры

по специальности. Поставленные вопросы в этих науках выполняют задачи как

объектами преподавания философии права. Следовательно, философия права

изучается в связи с юридическими науками. Но темы в философии права не

является темой для отраслевых юридических наук, которые охватывается

отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается общие картины и

взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами.

1.4. Применение компьютерных, информационных и других современных

технологий обучения.

Изучение дисциплины осуществляется посредством использования

традиционных и передовых методов преподавания : полемики, экспресс -

опросов, тестовых опросов, программного обучения, проведения «круглых

столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения, использования

технических средств обучения и др…

II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

Введение

Тема: Предмет, структура и функции философии права.

Введение в научный оборот термина «философия права» и изменение ее

предмета исследования в ходе истории.

Объект и предмет философии и права. Отношение к бытию человека как

правовое существо как основной вопрос философии права. Философии права как

наука изучающая правовое бытие в целостном виде и наиболее общих законов

правового бытия как предмета.

Логическая структура философии права. Цель изучения правовых взглядов

– поиск их философско-методологических основ. Правовая онтология. Правовая

диалектика. Правовая гносеология и аксиология .

Полемика о методологии познания права. Философские и нефилософские

методологические уровни познания права. Место философии права в системе

методологии права. Соотношение философии права с теорией государства и

права находящихся в системе нефилософского уровня методологии права.

Относительность методологического характера юридических наук в познании

права. Зависимость использования методов познания права от определенных

пониманий и методологии.

Зависимость легистического и юридического подхода к праву в

юриспруденции от их философского понимания. Проявления понимания

действительности как содержания абстрактного мышления, а понятия- суждения

- умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности. Виды стиля

мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы. Стихийно-

диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо –

диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской

основы легистического и юридического подхода к праву.

Связь философии права с философией и социальной философией. Система

юридических наук и место философии права. Проявление юридико-

мировоззренческих и методологических функций философии права через

юридические науки.

Правовая идеология и философия права. Значение философии права в

формировании демократического гражданского общества.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ

ОСНОВ.

Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в

древности и средневековье.

Понимание права в Древнем Востоке: верховенство религиозно-

мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов.

Выражение в памятниках Древнего Египта вопросов правопорядка через

мифологические божественные образы.

Разработка законов народов Древнего Востока и евреев опираясь на

религиозной мифологии. Обожествление правовых норм в учениях «Авесты» в

Иране и Центральной Азии.

Теология как сильный фактор в определении законов в Древней Индии.

Религиозно-мифологическая форма изложения прав и обязанностей в эпических

произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне», «Махабхарате». Превосходство

брахманизма в законах Ману. Критика божественности закона и начало наивно-

светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма.

Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь

на божественность морали. Во взглядах Лао Цзи выдвижение естественности

права и естественного равенства. Выступления Хан Фея против религиозной

мистики в своем легистическом подходе к праву.

Обоснование права Древнем Востоке в связи с религиозной моралью.

Обычное право как основной источник. Опора на религиозную концепцию в

судебной практике.

Периодизации в Древней Греции философских и правовых взглядов.

Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера и Гессиода. Взгляды семьи

мудрецов и начало очищения от мифологического подхода к праву в законах

Салона.

Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского.

Начало стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях

Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов.

Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита.

Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях

Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура

от атомистических воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение

стоиков фаталистических концепций естественного права.

Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан

на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.

Превращение христианства в государственную религию. Синтезирование

идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве. Синтезирование

Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и

реалистов об универсии.

Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого.

Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти.

Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов

из обычного права.

Ослабление католического права в Европе в период Возрождения.

Превосходство легистических, субъективно - идеалистических направлен-ности

в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.

Религия ислама и связь философских и правовых воззрений мыслителей

Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата .

Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.

Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как

предпосылка в формировании его правовых взглядов. Логическая установка в

философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от первопричины

к географической среде и от неё к человеческой общности и договору. Ибн

Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому закону. Взгляды

А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке.

ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.

В XVII-веке и начале XVIII века первоначальные философские точки

зрения в понимании права в странах Европы. Начало превращения философии

эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический характер

на основе расширения производства, достижений естествознания и открытий.

Распростронение в юриспруденции концепции естественного права и

позивитизма.

Общественные изменения в XVII веке в Голландии. Естественный подход к

праву Г.Гроция. Пантеистическая сущность естественно-правовых взглядов

Б.Спинозы.

Англия в новое время. Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания

правовых явлений. Выдвижение представителей дворян и церкви патриархальную

концепцию власти по отношению к новым взглядом в юриспруденции.

Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе суверенной

власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма.

Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания.

Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от общественного договора к

огосударствлению естественных прав. Деистический смысл понимания Дж.Локка

как механическим состоянии правовых явлений.

Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от

христианства в Германии в эпохи просвещения.

Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических законов в

связи от фазы истории человечества.

Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке

и начала XX веке в странах Европы. Субъективно- идеалистический характер

правовых взглядов Ч.Беккериа.

Полубожественный и светский характер политических и правовых взглядов

Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.

Начато превращение светским характером политических и правовых

взглядов А.Н.Радищева и других просветителей.

Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против

абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века.

Деистический характер правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание

Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии. Его утверждение в

деистическом позиции в области мировоззрении. Деистический и

механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская общность

в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение Г.Гельвецием поиска

права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности в

праве. Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо.

Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе в конце XVIII

–XIX веков.

Общественно-политическое обстоятельство в Германии в первой половине

XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы о легитимности законов

из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным правилам

и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических взглядах

о «вещи в себе» и «вещи для нас», априорном и апостериорном знании,

императивных правилах.

Вопросы субъекта и его активности в философских и правовых взглядах

И.Фихте.

Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения

в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени познания: логика, философия

природы и философия духа. Переход абсолютного духа от субъективного

(антропология, феноменология, психология) духа к объективному (право,

мораль и нравственность) духу в философии духа. Объективный дух как

объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности.

Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.

Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века.

Либерализм в политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой

половине XIX века.

Позитивистское учение О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм».

Влияние их учений на юриспруденцию.

Разнообразность исходных философских корней правовых взглядов

М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.

Продолжение Р.Ф.Йеринга формально-догматического направления в

юридическом позитивизме. Социологический подход Л.Гумпловича к государству

и праву. Первоначальные философские корни правовых взглядов Р. Штаммлера,

Ж. Остина и Ф.Ницше.

Философские корни правовых взглядов в России и Туркестане во второй

половине XIX века и начале XX века.

Возникновение диалектико-материалистического понимания права.

ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ

ВРЕМЯ XX ВЕК.

Общественные изменения в ХХ веке. Необходимость рассмотрения стиля

мышления в научной жизни. Существование традиционного подхода к праву и

формирование новых пониманий.

Неопозитивистский – легистический подход к праву и его субъективно-

идеалистическое понимание. Неопозитивизм как философское течение.

Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.

Юридический позитивизм как отрасль позитивизма. Часть юридического

позитивизма: этатический позитивизм, феноменология права и

антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический позитивизм.

Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма. «Юриспруденция

понятий» как формально-догматическая юриспруденция. «Юриспруденция

интересов».

Классический юридический позитивизм.

Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена.

Аналитическая юриспруденция и учение Г.Харта как проявление

логического позитивизма.

Феноменология права и её проявление: социологическая юриспруденция,

правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права.

Социологическая юриспруденция и её направления. Австро-германская

юридическая социология «живое право». Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве».

Юридическая социология французского солидаризма и институтционализма. Идея

солидаризма Л.Дюги. Концепции институтизации М.Оруи. Инструментально

прагматический подход или Американская социологическая юриспруденция.

Р.Паунд об общественном контроле.

Правовой реализм: прагматический позитивизм.

Экзистенциалистическое понимание права.

Антропологический позитивизм: психологическая концепция права.

Объективно-идеалистическое и теологическое понимание права.

Неокантианская концепция права. Неогегельянское направление в праве.

Онтологическая концепция Р.Марчича.

Религиозное понимание права. Концепция «возрожденного естественного

права».

Материалистическо - легистическое понимание права в период социализма

Советов и её ограниченность.

ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА

Принципы диалектического подхода к действительности. Общество и его

своеобразная специфика диалектического развития. Гражданское общество.

Выдвижение И.А.Каримовым определяющей роли культуры в обществе.

Культурное бытие основа существования и развития социального бытия

(общества). Четыре корреляционно-функциональных закона вытекающих из

культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной основы,

законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место

правового государства в системе закона управления и регулирования как одна

из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона регулирования

правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и

право.

Две концепции закона определяющий роли общественного бытия по

отношению к общественному сознанию и его методологическое значение в

изучении права.

Определение исторических типов культурного бытия разнообразности

цивилизаций. Закономерности зависимостей юридических норм от уровня

цивилизаций.

Системаобразующие субстанциональные элементы корреляционно-

функциональной целостности культурного бытия. Человек как главный

субстанциональный элемент - субстрат культурного бытия и культурность

права. Осознанная потребность и интересы человека как мотив возникновения

культурного бытия. Потребность и интерес к праву.

Гносеологические основы возникновения культурного бытия и право.

Общественная деятельность как способ существования культурного бытия.

Результаты общественной деятельности и юридические законы.

Постановка И.А.Каримовым вопроса об основном содержании и сущности

выбранного пути перехода к нормально-культурному развитию с путём эволюции

и необходимость его философско-методологического обоснования:

субстанциональные законы культурного бытия и юридические законы. Закон

опережающего кругооборота культурного бытия или основное диалектическое

направлении развитии общественной, в т. ч. правовой жизни. Возвышение

общественных потребностей как общественного культурно-субстанциональный

закон и общественный, в т. ч. правовой прогресс. Закономерность зависимости

общественного, в т.ч. правового прогресса от культурного бытия. Основная

цель государства Узбекистана и деятельности Президента И.А.Каримова –

установление культурных, в т. ч. правово-культурных ценностей.

ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ

ТЕМА – 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯДРО ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ.

КРИТЕРИИ ПРАВА.

Понятие правовой онтологии. Правовая онтология как составная часть

философии права. Концепции о правовой культуре и их односторонности.

Правовая культура как составная часть, составляющая сущность правовой

культуры. Правовая культура как человек и им обработанная часть моментов

правового предполагающего принуждения и соглашения в целях их

гарантирования. Правовая культура исходная начала диалектико-культурного

понимания права.

Зависимость правовых процессов, тенденций от характера и уровня

правовой культуры – ядро правовой жизни.

Право как момент общественных отношений. Качественное свойства право

как вид отношений: равенство, справедливость и свобода, и диалектическая

связь между ними.

Разнообразность и общность определений права. Право-это равенство,

справедливость, свобода между субъектами, предполагающих основные связи –

моменты общественных отношений на уровне принуждения и соглашения и их

гарантирования.

Право как диалектическое единство дозволения и запрета. Естественные

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.