рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия русского космизма

способностей человека..." [10]. Для Холодного несомненна связь между

интеллектуальными способностями человека и его космическим окружением,

которая (связь) является результатом эволюции и естественного отбора. Науку

Холодный определяет как знание упорядоченное, приведённое в систему,

организованное и способное к дальнейшему развитию. Несмотря на автономность

науки, она самым тесным образом связана с деятельностью и с производством.

Закономерность в развитии науки Холодный видит в том, что наука подчиняется

общим законам органической и социальной эволюции, т.е. в развитии науки

решающую роль играют внутренние факторы (относящиеся к эволюции) и в

последнюю очередь внешние относительно науки факторы (религия и философия).

Независимость процессов эволюции Холодный связывает с тем, что каждая

предыдущая стадия его определяет последующую, а посторонние факторы могут

лишь ускорять или замедлять процесс развития, но не определять его.

Антропокосмизм, по замыслу Холодного, влечёт за собой принципиальное

изменение отношений человека к природе. Прежде всего он приводит к ощущению

человеком своей органической, неразрывной и действенной связи со всем

космосом. И космос оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь.

Антропокосмизм предполагает кардинальное изменение места человека в

космосе: человек становится (благодаря успехам науки и техники) космическим

фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает.

Антропокосмизм является вариантом философии космизма, который подчёркивает

своеобразное место человека в космосе, его неразрывную связь с космосом,

взаимодействия и взаимовлияния, существующие между ними. Эволюционная

теория познания Холодного обращается к развивающейся адаптации психо-

физиологической организации человека к окружающей среде.

1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского

Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез

космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми

минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания

и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел

увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами.

Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит

печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество

планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно

воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и

жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и

приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям. В природе нет

великого и малого. Чувство единства и целостности природы указывает

человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть

исключением из общего движения вещества.

В результате своих изысканий относительно категорий пространства и

времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

1) Пространство и время - реальные свойства реальных природных

объектов, а не философские категории и априорные принципы познания, как они

представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого

представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения

природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в

организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и

пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно

привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость

прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на

определённые части). Пространственные характеристики проявляются в

геометрических построениях (понятия симметрии и диссиметрии природных

объектов).

2) В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в

макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел

и огромных скоростей, причина времени не содержится. Т.е. время и

пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире

волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

3) Все характеристики времени-пространства и жизни в её

биогеохимическом выражении не только соотносятся, но и самым

непосредственным образом совпадают.

И время, и жизнь - необратимы, Живое вещество никогда не возвращается

в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и

орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда новые

и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно

изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый

массовый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и

познающий реальность человек. Кроме времени жизни (биологическое время), по

мнению Вернадского, других неких специфических времён нет. Это категории

языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на его фоне

идут все остальные события космической истории человечества. Однако чаще

всего, в философии считают время и пространство объективными признаками

всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение - каких

именно процессов - биологических. Объективность и реальность пространства-

времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере

жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и

живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими

природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке

реальные черты всеохватывающего Космоса. Материя, радиация, энергия,

проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не

сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области

и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда

есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть

энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Вернадский

вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей

нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу. Существуют

"...три раздельных пласта реальности... Эти три пласта, по-видимому, резко

отличны по свойствам пространства-времени, они проникают друг друга, но

определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и

методике изучаемых в них явлений. Эти пласты: явления космических

просторов, явления планеты, нашей близкой нам "природы" и явления

микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план. Научные

явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой

реальности" [11]. Вернадский не утверждает, что мир устроен так-то и так-

то, а утверждает: в науке на основе его законов лучше всего считать, что

мир устроен так-то и так-то. Учение Вернадского открывает нам новую

страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира

и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности

получает в наше время действительное обоснование, переводится в

рациональный план.

1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов

русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию

посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР.

Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме

образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения.

Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение,

наука наук" [12]. Все предшествующие философские системы казались

Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно

связать мою философию с другими". Однако, в космической философии

обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с

"космической точки зрения". Также традиционны были и представления

Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из

метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для

этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют

от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил

философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением

схем "идеального строя жизни" [12].

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить

три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные

основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд

Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг.,

исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был

принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба

существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не

только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии -

"атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу

мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое

существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет

поведение человека и других "существ" космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет

другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания

библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-

утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и

др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства

человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных

отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма

затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия).

Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так

называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в

следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от

человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной

деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:

"Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее

Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих

других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма

сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа:

"Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности

при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе

метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы

атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и

эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием

Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но

и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я

считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же

сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало,

субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией

Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому,

"есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное

есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная.

Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть

только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,

неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13].

Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей

в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира,

образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей

Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;

2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее

отзывчивость и чувствительность";

3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической

эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии

души;

4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое,

и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц

вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы

космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на

отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по

Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя

бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"

разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования

во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она

нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для

метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира.

"Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как

неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах

самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике

космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти

принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и

разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих

космические структуры разных уровней;

2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых)

структур из более простых;

3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти

процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может

убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без

первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам

Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для

первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.

Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне

Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше

космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и

энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства

причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не

могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других

сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и

отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

1) "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";

2) "смирение перед причиной";

3) "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";

4) "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".

Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях

Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она

- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее

существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте

"живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти

нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть

"сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение

сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут

повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не

исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и

нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,

могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во

временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход

к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является

очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с

идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.

Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела,

ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт

нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего

несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему

неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества по

Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько

десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества

по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность

- очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры

человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики

в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое.

Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего

предполагать не можем" [13].

Современный космизм представляет собой программу становления

человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как

перспективный вариант осуществления такой программы.

1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного

мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого

и неживого, человека и Космоса, психического и физического является

основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований.

Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой

становится для Чижевского основным методом научного познания природы.

Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот

период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии,

эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из

которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания.

Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы

Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином

правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные

законы.

Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате,

единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих философов ионийской

школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у

Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон [1]. Чижевский

видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной

единице вещества - электроне. "Материальный мир есть арена

последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-

электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий нас мир

животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём

этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу -

живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало того, что

учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её

существование, целесообразность и гармонию; ... мы имеем единство живого

вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в глубину материи,

мы познаём единое начало, единую основу всего сущего - единство материи -

электрон" [14]. Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон

долгое время был единственной известной элементарной частицей. В начале XX

в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким было

научное миропонимание у многих учёных в первой четверти XX в., таким оно

было и у Чижевского. "Все химические, а также физические явления ныне

объясняются исключительно свойствами электронов: свет, теплота, различные

состояния материи: газообразное, жидкое, твёрдое, даже электричество и

магнетизм - все они суть проявления одной и той же космической энергии -

электромагнетизма и его элементарной частички - электрона. И движущиеся

вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными растениями, и бурная

реакция химических реактивов, и все до единого явления - всё это продукты

работы этого маленького электрона". "Нет сомнения, что и молекулярные силы,

и силы всемирного тяготения одного единственного электромагнитного

происхождения, - одного единственного, так как и сама материя,

организованная или неорганизованная, есть проявление этих и только этих

единых, всеобщих, космических электромагнитных сил" [14]. Воззрения

Чижевского на единый природный субстрат, во многом провидческие, но и во

многом ограниченные рамками физического знания того времени, между тем,

помогли ему достичь успехов в исследовании биофизических, биохимических и

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.