рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (шпаргалки 2004г.)

Философия (шпаргалки 2004г.)

Объект, предмет и функции ф-фии.

Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки

зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах,

знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов,

всеобщих форм и структур действительности.

Ф-фия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который

знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных

предметах. Т.о. объектом ф-фии (объект есть то, что изучается наукой)

является мир в целом, как единое целое. Объектом ф-фии являются основные

системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация

или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом

является также подсистемы систем, например экономика как подсистема

общества), где подсистемы исследуются с помощью ф-ого аппарата. Т.о.

структура ф-фии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (ф-фия

всеобщего уровня) создаются всеобщие ф-кие теории (теория движения, теория

систем и др.). Это является теоретическим базисом ф-фии и всех остальных

наук. 2) ф-фия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем

действительности, например натурф-фия — ф-фия природы, социальная ф-фия —

всеобщая ф-фия общества. 3) прикладная ф-фия. В рамках которого изучаются

всеобщие закономерности подсистем в системах (ф-фия экономики).

Основные функции ф-фии: ф-фия по сравнению с естественными науками

является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с

определением предмета ф-фии. 1) общенаучная функция. 2) методологическая

функция. 3) социальная функция. 4) нормативная функция. 5)

мировоззренческая функция. Функции означают: 1) то, что в рамках ф-фии

создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Ф-фия — есть наука о

всеобщем. 2) то, что ф-фия является всеобщим теоретическим базисом для всех

остальных наук. 3) то, что в рамках ф-фии исследуются всеобщие

закономерности развития общества (как целостной системы). 4) в рамках ф-фии

создаются этические теории, т.е. ф-фия является и этикой. 5) ф-фия является

теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.

Исходя из рассмотренного подхода к ф-фии как типу мировоззрения и науке,

можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную,

воспитательную, т. е. духовно-гуманистическую, и критическую функции ф-фии.

Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека,

обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы

практического взаимодействия с миром и т. д., ф-фия выполняет

мировоззренческую функцию. Велика роль ф-фии в качестве методологической

функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов

(методов) организации и построения теоретической деятельности, а также

учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие,

которые используются только одной наукой. Эти методы называют

частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются

целым рядом, определенной группой наук. Ф-фия же являет собой всеобщий

метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее

универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что

ф-фия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в

конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными,

являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не

подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

В силу этого ф-фия выполняет методологическую функцию для всего научного

познания. Выполняя познавательную функцию, ф-фия выявляет наиболее общие

идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная

конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их

называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают ф-кие

категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие,

материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие,

причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент —

структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист,

литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не

к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к

предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая ф-фия от

Аристотеля до Гегеля тесно связала ф-фию с учением о категориях. Ф-фия как

наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно

судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании

людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из

них состоит фундамент современной науки. Ф-фия показывает и сокращает путь

к ИСТИНЕ.

Мировоззрение.

Мировоззрение есть целостная система взглядов, чувств, переживаний,

догматов и теоретических положений на мир в целом и место человека в этом

мире, его назначение. Мировоззрение стремится пронизывать всю структуру

мира, от мира в целом далее по вертикали к природе, обществу, к конкретному

обществу, в котором мы живём, к самому себе и собственному внутреннему

миру. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо

своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным

объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь. История

человеческого мировоззрения выработала несколько основных типов

мировоззрений 1) мифология (язычество). 2) религия (систематизация

мифологии и есть религия, результатом чего является выработка единых

духовных оснований). 3) ф-кое возникло параллельно религиозному

мировоззрению (основывается на научных данных и отчасти на религии). 4)

обыденное мировоззрение. Оно является самым проблематичным, т.к. составляет

эклектическую смесь элементов всех типов мировоззрения, включая и жизненный

опыт. Мировоззрение является выражением духовного инстинкта самосохранения

человека.

Типы мировоззрения: миф, религия.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание,

сказание; логос — слово, учение, понятие, закон). Миф — это общественное

сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого

общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в

которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических

взглядов, различных видов искусства, собственно ф-фии. Миф — единая,

синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие

тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры,

сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои мифы

космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В мифах

такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении

Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях,

наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные

мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти.

Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в

известных пределах на мифологическом фундаменте. Как уже было сказано выше,

мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики,

смысла, элементов науки и т. д. Для мифологического мировоззрения

характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма. 2)

очеловечивание природы. 3) отсутствие рефлексии. 4) утилитарная

направленность. Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе

человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса,

природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и

человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.

Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлексия — это

работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над

своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над

собственными размышлениями. Утилитарная направленность мифологии

проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны

с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода,

болезней, нужды и т. д. В мифологии практически создавалась система

ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований

природы и человека, природы и общества. Миф умер как форма мировоззрения на

этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в

целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. Религия (от лат.

Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом

которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые

играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого

из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-

эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек —

субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях

свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или

иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера

и культ. Религия нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ

осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного

сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя

форма проявления веры. Религиозных течений много. Только в России их свыше

40. Существуют три основных мировых религии — буддизм, христианство, ислам

и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм,

иудаизм и т. д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое

значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности

(этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). В

религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку,

терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный

мир человека. Еще недавно в нашей стране религия и верующие люди были в

стесненных обстоятельствах. Господствовала атеистическая идеология, которая

достаточно планомерно и целенаправленно воевала с идеалистическим

мировоззрением (любая религия — объективный идеализм). Несмотря на близость

религии и ф-фии, они различны — идеализм ф-кий есть теоретическая основа

религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи

по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что ф-фия есть отражение мира в теоретической,

рационально понятной форме. В ф-фии сформировался жесткий категориальный

аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д. Язык ф-

фии — не образы, не картинки, а категории, понятия, ф-фия обычно сводит

дело к логичности, к доказательствам. Положения ф-фии не просто

утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей

систематизированной, логически упорядоченной форме. Ф-фия относится к

рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся

размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом

мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт ф-

ого сознания. Свободомыслие — объективный принцип ф-фии, который, к

сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе ф-фия

требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те

догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Ф-

фия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само

существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Ф-фия

формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она

рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на

протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не

встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют

сложные и противоречивые сочетания.

Плюрализм.

Плюрализм — есть теоретическая ф-кая концепция обосновывающая

объективность, многообразие развития путей и форм развития объектов, их

возможностей, т.к. любой объект находится в бесконечных связях с другими

объектами, с другой стороны многообразие всегда ведёт к единству. В ф-фии

как и в любой другой науке существует плюрализм, т.е. многообразие

различных теорий, школ и направлений, в результате чего и развивается любая

наука. В ф-фии существует две основные ветви развития. 1) материализм. 2)

идеализм. Материализм абсолютирует материальные основы развития. Идеализм

отдаёт предпочтение идеальным (духовным) основам развития, поэтому главной

проблемой (вопросом) ф-фии является проблема взаимосвязи материального и

духовного.

Условия, особенности, причины возникновения ф-фии.

Ф-фия является одним из обобщающих типов человеческого мышления,

отражающим всю действительность в целом и всеобщее и единое в этой

действительности реально существующее. Существовал ли до ф-фии обобщающий

тип мышления? Существовал, это была мифология. Мифология — есть попытка

обобщения всей действительности, но под углом зрения отражения всеобщего не

как реально существующего, а как мнимого, поэтому мифология есть обобщение

всей действительности, но с помощью чудес. Итак, до определённого

исторического момента не существовало реальных причин для возникновения ф-

фии. Эти причины впервые появляются в первое столетие до н.э. Ф-фия

появляется вначале и одновременно в трёх основных точках формирующейся

единой человеческой цивилизации (Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия).

Возникает целый комплекс причин для возникновения ф-фии. Эти причины

принято называть с одной стороны социальные и гносеологические с другой.

Социальные причины. Причин возникновения ф-фии много, но все их можно

свести к одной истине: в жизни людей не было всеобщего и единого. 1)

возникает подвижная социальная структура (социальная классовая структура).

2) появляется разделение труда (умственный и физический), т.е. возникает

класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется

интеллигенция). 3) социально территориальное разделение, т.е. разделение

населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой

культуры и опыта. 4) возникновение политики, т.е. государственности и

межгосударственных связей. Гносеологические (познавательные) причины. 1)

возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках

обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. Геометрия —

отражение всеобщих форм. Математика — нахождение всеобщих числовых

закономерностей. 2) возникновение религии. Т.е. отражение всей

действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого

духовного основания. 3) возникновение противоречий между наукой и религией.

Т.е. ф-фия является посредником между наукой и религией, возникает

триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества:

наука, религия, ф-фия. Особенности возникновения. 1) сначала ф-фия

возникает как плюралистическая (материализм, идеализм, религиозная ф-фия).

2) ф-фия возникает в двух основных типах: а) рациональная ф-фия (греческая

ф-фия с опорой на науку и на теоретическую форму изложения, а также на

социальную проблематику). Греческая ф-фия становится духовным выражением

западной культуры. б) иррациональная ф-фия (восточная) с опорой на

художественную или полоухудожественную форму изложения и на вселенскую

проблематику. Т. е. человек есть космическое существо. А с точки зрения

греческой ф-фии человек есть социальное существо.

Хронология и краткая характеристика основных этапов.

Причины возникновения ф-фии являются и причиной её развития. Данный

вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой ф-фии

преимущественно связываются только с развитием западной ф-фии. Существуют

разногласия в том вопросе, какую ф-фию считать как этап развития, а какую

не считать. Этап – есть существенное приращение, новое слово, новый шаг в ф-

фии. Основные этапы. 1) Греческая (античная) ф-фия. 7 в. до н.э. – 4 в.

н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая ф-фия. до 15

в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания

(теоретическое) Фома Аквинский, Августин. 3) ф-фия Возрождения 15 – 16 вв.

(Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) ф-фия Нового Времени

17вв. Это ф-фия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ).

5) 18 в. ф-фия Просвещения: ф-фия энциклопедических знаний, науки. (Руссо,

Вольтер). 6) немецкая классическая ф-фия 1780–1830г. (Кант, Гегель).

Создана ф-фия познания в лице Канта, классическая теория движения и

развития (Гегель). 7) неклассическая западная ф-фия, вторая половина19в.

Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная ф-фия (Спенсер). 8) вторая

половина 19в. марксистская ф-фия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9)

русская ф-фия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв,

Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой ф-

фии были греческая и германская ф-фии. Самыми длительными этапами были:

греческая и средневековая ф-фия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19

век.

Структура ф-фии.

1) Ф-фия структурируется по уровням: всеобщая ф-фия, общая и прикладная.

Всеобщая – теория систем. Общая – этика, натур ф-фия. прикладная – ф-фия

математики, экономики, права. 2) по направлениям подразделяется:

материализм, идеализм, религиозная ф-фия. 3) по методологии: метафизика и

диалектика. Т. о. Ф-фия является важнейшим признаком цивилизации,

неотъемлемым атрибутом единой человеческой системы.

Общие особенности античной ф-фии.

8 в. до н.э. – 9 – 10 в. н.э. – античная ф-фия. 4 основные этапа: 1)

досократовский период. 2) классический период. 3) эллинистический период.

4) римский период. Длительность существования античной ф-фии объясняется

следующим: 1) ф-фия долгое время выходила из мифологических знаний. 2) ф-

фия в этот период вбирала в себя все существующие научные знания. 3) в

рамках греческой ф-фии обосновывались практически все основные проблемы ф-

фии. Общие особенности греческой ф-фии в целом: 1) носила фундаментальный

классический характер. 2) ф-фия была по преимуществу рациональной

(опиралась на науки, носила теоретический характер, ставила перед собой

социальные проблемы). 3) заложила основы европейской культуры. 4)

охватывала практически все вопросы бытия и в тоже время носила

космологический характер.

Досократовский период ф-фии.

Досократовский период характерен тем, что ф-фия была космологической.

Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде

излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая ф-фия начинается

с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди

высказывают свои мысли. Гессиод. Первым поставил вопрос об основе

мироздания, о первопричинах мира, об его структуре, основе, и формах

действительности. Он считал основой мироздания – хаос. А человек с помощью

каких – то сил или богов этот хаос упорядочил. Основными формами

действительности являются: жизненная энергия, земля. Он разделил

действительность на: 1) действительность, излучающая свет 2) тьма. Милет –

город (6 в. до н.э.) – первая в истории образовательная школа (первый

университет, где проводили первые занятия по изысканию ф-фии). Основателем

её был Фалес Милесский. Данная школа была основана на передовых знаниях

математики и геометрии, т.к. эти понятия были абстрактными. Фалес выдвинул

идею существования проматерии, т.е. существования в мире изначально до

материи форм. А материальный мир есть дополнение этих идеальных форм.

Считается, что Фалес был материалистом. В качестве материальной основы мир

он обосновывает воду. Именно вода воплощает в себе все математические и

геометрические формы и закономерности. Т.о. Фалес первым из мыслителей

обосновывал существование мира как противоречивого между материальностью и

идеальностью и определил связь между ними. Следующее направление характерно

постановкой проблемы движения. Деятели: Анаксимандр, Гераклит. С точки

зрения этого направления миром управляет не хаос, а законы связи

противоположностей, т.е. это было началом диалектики, сутью которой

является связь противоположностей. Т.е. источником движения является именно

эта связь. Т.е. движение есть взаимодействие противоположностей.

Взаимодействие противоположностей есть противоречие, которое и правит

миром. Поэтому движение постоянно и абсолютно. Гераклит утверждал, что

движение есть не только борьба противоположностей, но и их единство. По

утверждению мыслителя 19В. Гегеля именно Гераклит открыл абсолют

действительности (центральный закон действительности), закон взаимосвязи

единства и борьбы противоположностей. Борьба как средство движения, а цель

его – единство, устойчивость и стабильность. Т.о. данный закон имеет 2

существенные стороны. Гераклит обосновал в качестве основы мира – энергию,

а точнее выражением энергии является огонь. Гераклит считал, что основным

источником развития является всепоглощающая энергия, на земле – это война.

Война является главным источником развития общества. Закон взаимосвязи и

единства реализуется на земле через войны. Вся история человечества – это

прежде всего история войн. Война есть объективное, не зависящее от человека

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.