рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия

просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех

представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и

духовных), а с середины 12в.и основание первых университетов (в Италии,

Англии, Чехии, Франции) поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-

ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков

стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности

апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов

церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений

христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Др.- для Запада - источником

влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии,

стали вост.неоплатоники, в их числе так называем. ЛжеДионисий Ареопагит

(5в.). Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена.

При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об

отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от

способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики,

выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между

собой учения реализма и номинализма.

Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие

понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто

существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в

решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и

единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его

представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому

же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу

представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций

в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами

единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали,

что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-

ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности

вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие

понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные

вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами

в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

13.Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.

Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик

Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых. Объективно-

идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической

интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к

христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по

линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов

(учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние

на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях

занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до

единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в

единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип

фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен

рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры.

Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок.

Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной

эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется

“единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма

против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).

14.Антропоцентризм и гуманизм фил-ии эпохи возрождения.

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего

буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в

эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,

значительные достижения в области естествознания привели к тому, что

философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее

развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она

проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и

эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую

роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции

(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических

методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-

научного направления в философии были: методы экспериментально -

математического исследования природы; детерминисткое истолкование

действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка

научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с

кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов

природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского

направления в философии были: метафизическое понимание последних

(неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых;

отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая

непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной

причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая

обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-

эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для

кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В

борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения

выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм-

воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех

совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм,

кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека.

презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей

человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда,

когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о

своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти

рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки,

гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные,

классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях,

обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении

человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В

узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием

кот.является изучение и распространение античных языков, литературы,

искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как

литературный, филологический.

15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии

новых времен.(эмпиризм и рационализм).

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.

Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,

изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о

сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости

гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,

количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие

теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного

(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и

областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,

опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли

рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического

познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

17.Проблема человека в философии Просвещения.

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить

недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт,

установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения -

идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки

людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной

догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода

человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время

обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической

каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой

метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы

гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в

области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение

человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед

человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка

кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо.

Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие

Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог

неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он

считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной

причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как

историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал

бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез

духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма

(направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался

доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение

нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-

научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым

поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).

18.специфика немецкойя классической Ф.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в

формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал

концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали

и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого

познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на

самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование

некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе

("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально

непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию

(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и

критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной

из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль

играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о

целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о

вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит

какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную

интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,

антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное

высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из

тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,

существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой

разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:

1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует

объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в

мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против

идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является

теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.

Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас

от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного

мира.

19.Фил-ая позиция Канта.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-

основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-

ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую

гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из

первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии

Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении

- в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об

относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-

ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в

формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода

К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между

основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об

отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и

“духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-

формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к

воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого

разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и

“Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались:

“критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности

природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность

построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой

тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания

и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к

агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по

себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее

возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи

обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется

только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что

внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же

априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза

чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр.,

закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия

субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к

безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением

этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или

беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования

неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о

боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной

доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и

конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких

частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и

существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно

необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по

природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако,

противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в

ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”,

в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не

свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект

непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для

знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на

кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в

мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием

для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком

для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив,

в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену

дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее

осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким

правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка

могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное

к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или

несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только

формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике

- вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул

принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву

даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в

понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она

возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о

роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости

вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие

международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных

государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на

последующее развитие научной и философской мысли.

20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-

ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал

фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция,

кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия

Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне

буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии,

идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже

революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной

революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как

результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к

компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г.,

хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие

важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и

его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно,

догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает

тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное

положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального

мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как

исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма

Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит

абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум”

или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его

состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная

идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии

чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе

связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи

в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не

развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических

категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и

истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь

возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах

человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на

взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее

самопознание. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика,

изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик

вклад Г.в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая

критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений.

Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”,

“Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии

истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя

диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика

Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализм философии Г.привел к

прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности

развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа

развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в

развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и

нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.),

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.