p>
11. Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.)
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в
формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.
Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал
концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали
и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого
познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на
самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование
некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе
("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально
непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию
(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и
критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной
из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль
играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика
классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о
целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о
вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит
какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную
интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,
антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное
высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из
тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,
существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой
разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:
1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует
объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в
мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является
теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.
Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас
от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного
мира.
12. Ф-я Канта. Категорический императив в его этике
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором
университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но
также крупным ученым в обл естествознания. Фил развитие К. делится на 2
периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии,
фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б.
разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным
данным) Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей
в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.
лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это
учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение
ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.
Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида
знаний - научного и ф-ого 2. выяснить на чем основывается достоверность
знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт.
“Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика
способности суждения” (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр.
в природе) соответственно)
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм
состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и
сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о
“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и
естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть
знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего
сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме
суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и
предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не
дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в
субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения
(предикат - имеют прот) Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт
суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-
ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем
синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании
пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств
созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их
безусловную всеобщность и необходимость. Т.о. у К простр и время перестают
быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей
чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в
теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого
опытом содержания понятия рассу- дка, под кот рассудок подводит всякое
содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия
рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый
чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами
не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание
есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие
чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием
такого единства состоит в единстве самосознания. Этика. Противоречие
необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном
отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди
др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и
нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел
принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен.
Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или “категорический
императив.” З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его
личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только
если он соверш из уважеия к нравст з-ну. К стремился ослабить зависимость
этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а
наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем
не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и
результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным
сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире
явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире
“умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К.
верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически,
но есть необх постулат или требование “практического разума”.
Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных
существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих
автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо
мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе. “Знание”
умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, - это особого
рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши
поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона,
категорич. императива “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же
время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.
13. Ф-ская система Гегеля и его диалект. метод. (см. шпарг.)
Высшим достижением немецкой классической ф-ии являлась диалектика Гегеля
(1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форм/е
было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему
диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как
философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее
общие закономерности развития объективной действительности. В особенности
же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего
объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до
определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -
нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -
воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить
зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.
Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это
присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.
Тождество - различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное
уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из
диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг
кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет
никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -
действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм
Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии
развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный
дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю
мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную
и германскую.
14. Антропологический материализм фейербаха
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).
Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,
Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о
сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш
вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о
чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,
реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое
выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф
указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным
содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное
истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел.
Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие
пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы
общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной
реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает
себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и
уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в
пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и
движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.
материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире
представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а
следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в
жив природе, он прав указывает на ее относительность. Т.о ф. учение о
природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную
познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого
познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать
различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать,
обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление
носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл
объектом непосредств восприятия.
15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,
Бердяев.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р
фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-
1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев
демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не
без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали
принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,
идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -
мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот
и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции
общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно
изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит
посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения.
Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием
отжившего нарождающимся.В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн.,
Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский,
Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса,
место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев
бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.
Бердяев Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл
творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка
божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт
--- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть
самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом.
Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект,
воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все,
что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр.
Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2
обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется
и раскрывается в человеке и
через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому
он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во
природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда
отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид ---
натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б.
поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина
мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если
человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В
богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к
Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в
царстве Божьем. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания.
Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн.
формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил.
антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание
ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке
идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство,
спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр.
надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир
- зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею
самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего
блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято
только в ее отношении к Богу.
16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.)
В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы
русской религиозной ф-ии. Он пытался создать целостную мировозренческую
систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни
человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать
христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за
объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и
протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в
христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и ф-
ии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его ф-ии – идея
всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и
высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение
к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой
всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми
божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип
всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и
творения. Бог по С “космический разум”, “ особая организующая сила,
действующая в мире”. Окружающий мир по С не может рассматриваться как
совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного
божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол
распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных
причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти
элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и
колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые
проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея
обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев
был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак
всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования
непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как
мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет
собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не
самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает
мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта
идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы
заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является “душа
мира” – София – связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность
богу, миру и человечеству. В гносеологическом аспекте принцип всеединства
реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой
неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического
(научного), рационального (ф-ого) и мистического (созерцательно-
религиозного). В качестве основопологающего принципа цельное знание
предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир знание
раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления.
Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию.
Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-
государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии
под эгидой католического Рима.
17. Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического
понимания истории. (см. шпарг.)
Общая ф-я - диалектический материализм, в рамках которого развита теория
исторического процесса - исторический материализм. Основными
системообразующими принципами являются следующие: - принцип единства и
целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все
формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).
- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по
отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; -
принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень
соответствия наших знаний объективной реальности, является практика; -
принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном
диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение
противоречий; - принцип преобразования мира в целях достижения свободы
личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и
братства. Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание
не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости
и теория исторического процесса.
Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и
критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике
Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,
опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет
приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,
гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения
человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка
природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей
людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь
является практической. Практика связала теорию исторического процесса с
гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение
в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека
есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей
практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести
материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа
социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества ---
добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые
люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой
- политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош
возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть
соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для
развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн
отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность
духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между
людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и
т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и
возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно
воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в
кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к
другой.
18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.
Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности.
Существует множество определений этой философской категории, в качестве
исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от
человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования
понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя
отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода
— у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя
отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит,
Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин).
В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый
этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих
атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее
трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление
о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных
этапах развития научного познания существовали различные модели материи.
Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); •
эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира,
является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует
человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория
«материя» имеет под собой объективное основание: существование
многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.
Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна,
несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя
(Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются
атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение,
пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно
и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее
модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их
различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и
электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя
немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи.
Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по
себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле
слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне
присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной
изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» —
писал Ф.Энгельс.
Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай
движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует
вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь
обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые
кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно
выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между
собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение
местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутриатомные и
ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и
оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции,
реакции,приводящие к образованию органических веществ, геологические
процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и
состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость,
рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ
Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных
проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие —
это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния,
которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и
необратимостью.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.