рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философия (WinWord97/2000)

котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю

связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия

внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных

случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще

древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое

представление о мере при познании исторического развития человечества.

Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина

стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой

такого превращения является определенный минимум денег или меновых

стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт

подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные.

Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные

характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы

познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные

изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или

увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений

в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а

возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на

протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода

количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с

его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и

его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные

служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и

прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это

момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение,

прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой

скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он

всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о

сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер

которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем

многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и

интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко.

Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество

изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой,

крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера

развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот,

важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

28. Принцип диалектического отрицания.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его

сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе

единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных

этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер

развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени

развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида

отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В

обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения

утверждающего или отрицающего характера. Например, «Мирное сосуществование

— условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди

могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветящимися

небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни

разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р.

Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они

пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику

интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат

условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является

метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание

представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или

существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого

понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у

предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к

действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания

являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же

время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося

нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и

разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития,

не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских

школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства

диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность,

имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле

определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей —

уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то

новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение

связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком

диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой

формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного

в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего

предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному

положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную

завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к

движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое

качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у

первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его

от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний

механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты:

две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание

отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над

положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще

остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в

общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность.

Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на

более высокой ступени, в иных условиях и среде. Поступательное движение не

тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского,

«исторический путь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания

отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и

мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального

характера этого закона вытекает важное методологическое требование:

необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся

действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом

развитии.

29. Основные категории диалектики и их роль в познании.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего

мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия

закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку

форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая

связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр.

проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в

пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи

бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,

противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но

формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,

процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.

понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,

взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать

подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,

относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса,

определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество -

целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его

связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений,

предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-

в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-

ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется

качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных

измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в

другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:

система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой

и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов,

явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон)

связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных

ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во

характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,

принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы,

выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн.

предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед.

представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.

Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что

общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ.

черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с

многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в

языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт.

ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми

индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл

(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем.

даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я

конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.

30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.

Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание)

изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это

человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность

инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе

с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают

материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и

распределение материальных благ; вторая — духовное производство:

производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи,

моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания,

художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

(материальное производство, обмен, распределение материальных благ).

Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком

природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств

человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в

себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное,

является преемственность, удержание всего положительного, что создано

предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к

типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и

восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается

сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой

группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску

общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур,

что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного

деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная

культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух.

ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для

прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет

культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и

создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня

развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути.

Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их

выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей -

понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения

между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не

противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства

окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и

действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения

(формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее

продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный

критерий социального развития общества. Многообразными способами включается

культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-

ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти.

Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и

начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия,

которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-

технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы

различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли

вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе

социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено

человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом

историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным

причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не

была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе

обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны

культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и

то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная

система.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из

центральных в ф-ии и обществознании в целом. Долгое время вопросы

определения источника движения и развития являлись объектом споров и

дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего

источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в

классической немецкой ф-ии. Под ним понималось противоречие. Источниками

развития любого социального явления выступают те факторы, которые

тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое

разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая

причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго

говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно. К

движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего

спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил

органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся

на непосредственные и опосредованные. Если непосредственная причина

является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор,

ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей»

причины. Движущая сила охватывает собой и другие факторы, через которые

опосредствует действие источников. Противоречие служитодновременно и

источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его

разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию.

Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а

представляетсобой постоянно дeиcтвующую дeтepмйнaнту движeния и развития.

К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные

общественные явления: социальные противоречия, производительные силы,

способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия

больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, реводюции,

потребности и интересы, идеальные побудительные ,мотивы и др.

В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы,

как потребности, интересы и цели. Потребности — это нужда или недостаток в

чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,

человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний

побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности.

Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от

специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного

развития, объективны. Осознанные обществом, классами, группами или

индивидами, потребности выступают в качестве интересов (от лат. interest —

имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина социальных

действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями,

помыслами, идеями и т. д. индивидов, социальных групп, классов, участвующих

в них. Интересы отражают направленность деятельности общества на

удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие

потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание,

мотивацию. Цели выступают следующей за интересами ступенью развертывания

движущих сил. Будучи превращенной формой интереса, они содержат элементы

последнего, точно так же, как в интересе всегда есть нечто от факторов, его

породивших. Цели выражают идеальные представления о результате, к которому

стремится субъект в процессе деятельности являются третьей формой движущих

сил, звеном, соединяющим условие (причину) и результат деятельности

(следствие): Определяемые потребностями и интересами, цели выступают как

идеальный, мысленный образ создаваемой людьми ценности. Они соединяют в

себе сегодняшнее с будущим в деятельности человеческого общества.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с

другом, которая образует определенную целостность, единство.

Общество есть сложное структурное целое. Условно его можно разбить на 4

большие сферы:

1) Экономическая (материально-производственная) единство производства,

потребления, обмена, распределения материальных благ, материальных

условий жизни людей:

Компоненты: I. Труд как комплексное социальное явление (социальная

реальность, в которой и через которую действуют, функционируют законы

материально-производственной сферы) II. Способ производства материальных

благ (раскрывают сущность материально-производственной деятельности

человека) III. Механизм функционирования материально-производственной сферы

в целом (проблема хозяйственного механизма, ориентиров, общих целей

материального производства)

2) Социальная – этническая общность людей (род, племя, национальность,

нация …), различные классы (рабочие, буржуазия, крестьяне). Т.е. эту

сферу образуют различные социальные общности. Социальная ф-я изучает

законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие

группы людей, относящиеся между этими группами, их связи и их роль в

обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной

жизни его социальной сферы.

3) Политическая : - на какой бы стадии не оказалось общество, его жизнь,

развитие никогда не осуществляется без определенного сознательно

управляющего начала, ему присуще всегда и везде определенные формы

управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют

разную степень развитости. - На определенных этапах они образуют целую

специфическую систему общественных институтов управления, включающие в

себя самые различные органы. - Совокупность этих институтов отражается в

категории политической сферы общества. - Социальная ф-я изучает общие

законы, складывание форм, видов, типов и т.д. политического и др.

управления обществом, связи этих форм с друг другом, образование

целостной системы политического управления, законы ее развития,

функционирования, место политического управления в обществе, его связь с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.