рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философские знания

Психологи пытаются создать теорию личности.


14 Человек и природа


Вопрос:

Для какого учения — гилозоизма или механицизма — и какой эпохи — античности или Нового времени — характерна одушевленность природы, а для какого — нет? Какой из взглядов скорее может привести к экологическому кризису?


Ответ:

Одушевленность природы характерна для гилозоизма. Это эпоха античности. Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи. Это учение приписывает способность ощущения и мышления всем формам материи. Для механицизма одушевленность природы нехарактерна. Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение механицизма было связано с достижениями классической механики 17 – 18 веков. Это мировоззрение давало естественнонаучное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых подчиняется законам классической механики. Механицизм скорее может привести к экологическому кризису.


15 Человек и культура


Вопрос:

Какой основной культурный код — новация, традиция, повторение — в культуре, соответственно, какого типа общества — доиндустриального, индустриального, постиндустриального — преобладает?


Ответ:

Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени, которые выступают в роли регулятора внутрицивилизационных процессов. Традиции, формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре.

Традиционное общество или доиндустриальное общество — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам. Такая стадия развития цивилизации характерна для всех народов. Однако особое значение традиционное общество приобрело в странах Азии и Африки, определив специфику цивилизаций Востока вплоть до настоящего времени.

В качестве определяющих традиционное общество черт можно выделить следующие:

1) господство натурального хозяйства, неразвитость товарно-денежных отношений и отсутствие полноценной частной собственности;

2) неразделенность собственности и власти, поскольку собственность опосредована причастностью к должности. Экономическим содержанием и юридической формой собственности выступает владение. Возникают перекрывающие друг друга владельческие права: одна и та же земля и произведенный Продукт одновременно принадлежат и крестьянину, и общине, и должностному лицу как представителю верховного собственника — государства. По наследству передается должность с ее правами, включая собственность. Отсюда возникает неизбежность постоянных переделов собственности. Частная собственность всегда второстепенна и не защищена от произвола власти;

3) иерархическая социальная структура предполагает доминирование одной социальной группы над другой: богатство, власть, престиж, образование тесно связаны и создают жесткую систему социального неравенства.

Основой общества выступает крестьянство. Особую роль играет община. Общинные связи чрезвычайно крепкие и тормозят процессы социального расслоения и классообразования; деспотическое политическое господство бюрократии. Бюрократический аппарат чрезвычайно развит и выполняет роль господствующего класса. Отношения господства и подчинения основаны на традиционной вере в священность власти и сложившихся норм; общество подчинено государству. Личность подавлена государством, включена в систему ценностей, установок, многовековых традиций, которые диктуют повиновение и покорность; роль религии огромна, так как отсутствует разделение светского и религиозного. Ислам, буддизм, конфуцианство, иные верования выполняют интеграционные функции в обществе. Религия придает власти сакральный (священный) характер. Религия закрепляет сложившуюся социальную иерархию, формы общественных отношений. Религиозно-этические нормы одновременно выступают в качестве правовых норм. Исключительная роль религии определила устойчивость, консерватизм традиционного общества. Традиционное общество слабо откликается на новации.

 В культуре доиндустриального общества преобладает культурный код традиция.

Индустриальное общество характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

Индустриальное общество сформировалось в результате промышленного переворота, превратившего машины в и. ионное средство производства. Промышленный переворот начался в 80-е годы XVIII в. в Англии, в XIX в. ее примеру последовали другие европейские страны. В целом индустриальное общество в Европе сформировалось к началу XX в. В результате промышленного переворота изменилась технология производства, появились новые отрасли индустрии (химическая, нефтяная, автомобильная). Преимущественное развитие получила тяжелая промышленность. Широко стала использоваться электроэнергия. Обнаружилась тенденция централизации и концентрации производства, которая привела к вытеснению мелких предприятий и появлению предприятий-лидеров. В свою очередь крупнейшие предприятия стали заключать соглашения по вопросам производства и сбыта. Монополии превратились в неотъемлемую черту индустриального общества. Развитая индустрия способствовала формированию массового рынка и повышению уровня жизни.

Новация - нечто новое, новшество.

В культуре индустриального общества преобладает культурный код новация.

Информационное или постиндустриальное общество — это общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся сфера услуг, производство товаров массового потребления и развитие теоретического знания.

Постиндустриальное общество характеризуется сдвигами в формах человеческой деятельности, которая перемещается из сферы промышленности в сферу услуг. Огромное значение приобретает научная деятельность. Широкое использование высоких технологий позволяет создать общество массового потребления. Особую роль в формировании информационного общества сыграли успехи кибернетики (науки об управлении сложными высокоорганизованными системами) и информатики. Современные информационные технологии превратили информацию в меру управляемости системой.

Информационное общество возникает на основе сближения неолиберальных и социалистических ценностей, капиталистической и социалистической систем, их трансформации в «смешанное общество», сочетающее в себе положительные черты обеих систем. Исторический процесс приобретает глобальный характер. Современный мир становится настолько взаимозависимым, что позволяет говорить о формировании всемирной цивилизации. Возрастает упрощенческое значение средств массовой коммуникации, а мгновенность распространения информации позволяет влиять на ход событий.

Формирование глобального качества жизни значительно изменяет социальную структуру, которая становится многомерной и многополюсной. Формируется глобальное гражданское общество, объединяющее людей, которые независимо от гражданства и национальной принадлежности разделяют общечеловеческие ценности.

Демократия из самоцели превращается в условие свободного выбора людьми базовых ценностей. Государство начинает выполнять роль посредника между обществом и гражданами, что приводит к возникновению атмосферы сотрудничества в обществе, в политической сфере.

Развитие информационной инфраструктуры порождает глобализацию повседневного общения и духовной жизни человечества в целом.

 В культуре постиндустриального общества преобладает культурный код повторение.


16 Ценности и смысл человеческой жизни


Вопрос:

На что — на разум или на чувство — опирается этика утилитаристов, а на что — этика Канта? Что — последствия или мотивы поступков — важно для этики Канта, а что — для этики утилитаристов?


Ответ:

Утилитаризм (лат. Utilitas - польза) – буржуазная этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности. Основатель У. Бентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Перенесение абсолютизированного «принципа пользы» в теорию познания способствовало возникновению прогматизма.

Этика утилитаристов опирается на разум. Для этики утилитаристов важны мотивы поступков, т.е. все поступки рассматриваются с точки зрения пользы.

Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма.

Философскую систему Канта часто называют критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли. По Канту достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы чувственного созерцания, столь же априорные формы или понятия рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основывается, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.

Этика Канта опирается на чувство. Для этики Канта важны последствия поступков.


17 Общество и его структура


Вопрос:

Какой социальный институт — государство или право — является основным в политике? Чем — средством или целью политики — выступает власть для Аристотеля, чем — для Макиавелли?


Ответ:

Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности

Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в определении управления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти.

Политическая власть — это тонкое искусство государственного управления.

Основным в политике является государство.

Аристотель (384 – 322 гг.до н. э.) ученый, мыслитель Древней Греции.

Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель говорил, что понимание и проведение политики предполагает развитые представления о нравственности, добродетелях, знание этики. Значит, для Аристотеля власть выступает целью политики.

Макиавелли (Machiavelli) Никколо (1469 -1527), итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. В политических трактатах Макиавелли дано теоретическое описание государства, «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии. Государство признаётся высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Разделяя традиционное христианское представление об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли отводит воспитательные функции не церкви (что было нормой средневекового миросозерцания), а государству. В самом известном трактате Макиавелли «Государь» (1532) описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, он считает, что все средства дозволены для достижения политических целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей, кроме трудностей успеха, есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Для Макиавелли власть выступает средством политики.


18 Наука и техника


Вопрос:

Какая техническая революция — неолитическая, промышленная, научно-техническая — когда произошла и к появлению какого типа технологии — аграрной, промышленной, информационной — привела? Появление какой технологии — аграрной, промышленной, информационной — к становлению какого типа общества — индустриального, доиндустриального, постиндустриального — ведет?


Ответ:

Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему был возможен при достижении человеком высокого уровня обработки камня, приемов хозяйственной жизни и элементарных навыков в земледелии и скотоводстве.

Достижения неолита проявлялись в различных сферах: в хозяйственной, деятельной, в общественных отношениях, в родоплеменной организации, в культуре. Приручение животных позволяло использовать их как тягловую силу, а затем применять их шерсть для изготовления одежды и пользоваться их молоком. Несомненным достижением было земледелие. Появление земледелия означало переход от кочевой жизни к оседлой. Появляются первые постоянные поселения.

В общественных отношениях раннеродовая община сменилась позднеродовой во главе с женщиной — прародительницей рода. Подобные отношения называются матриархатом. Таким образом, революционные изменения производительных сил периода неолита в хозяйстве повлияли на трансформацию общественных отношений, создали предпосылки к социальной дифференциации общества, что позднее привело к формированию государственности.

Неолитическая революция привела к появлению аграрной технологии.

Аграрная технология ведет к становлению доиндустриального общества.

Промышленный переворот начался в 80-е годы XVIII в. в Англии, в XIX в. ее примеру последовали другие европейские страны. В Европе развивалось мануфактурное производство. Промышленная революция привела к появлению промышленной технологии. Промышленная технология ведет к становлению индустриального общества.

Научно-техническая революция – понятие, характеризующее ряд процессов в развитии науки и техники, а также обусловленных ими изменений в социокультурной сфере, присущих современной цивилизации произошла. В их основе – превращение науки в ведущий фактор общественного развития. Начало НТР относят к середине ХХ в. Среди предпосылок – крупнейшие научные и технические открытия, возросшее взаимодействие науки с техникой и производством.

В 50—60-е гг. происходит революция связи с автоматикой, то есть появлением и массовым внедрением в производство ЭВМ, компьютерных систем. В эти годы происходит революция, связанная с кибернетикой - наукой об управлении сложными, высокоорганизованными системами. Научно-техническая революция переходит к перестройке промышленных технологий. Приоритетное развитие получают микроэлектроника, технология и другие отрасли, отличающиеся экологичностью, высокой производительностью, экономией в расходовании человеческих ресурсов и сырья. НТР проникает в традиционные отрасли: связь, строительство, банковское дело, сельское хозяйство. Это привело к структурным сдвигам в экономике. Во второй половине ХХ века произошло «умирание» традиционных базовых отраслей промышленности: угольной, металлургической, старой текстильной, старой машиностроительной и других. Произошел значительный рост непроизводительной сферы, переход от трудоемкой к наукоемкой промышленности. Сфера услуг начинает обгонять сферу материального производства.

Научно-техническая революция привела к появлению информационной технологии. Информационная технология ведет к становлению постиндустриального общества.


19 Развитие общества


Вопрос:

К каким концепциям истории — формационным или цивилизационным — можно отнести социологическую схему Белла—Тоффлера? (Белл Д. «Постиндустриальное общество». Тоффлер Э. «Третья волна») По какому критерию — географическому, демографическому, технологическому, экономическому, политическому, культурному — выделяется основная структурная единица схемы (формация, цивилизация)?


Ответ:

Формация - это определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства. Общественно-экономические формации. Феодальная формация.

Формационное учение развития общества было разработано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и рассматривает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В настоящее время, формационный подход в объяснении процессов общественного развития применяется вместе с цивилизационным. Синтез подходов заключается в следующем общем положении: развитие формаций представляется как смена ступеней развития: личная и вещная зависимость, характерная для античности и феодализма; личная независимость с вещной зависимостью при капитализме; всестороннее развитие человека как индивидуальности при коммунизме. Последняя ступень развития не нашла подтверждения на практике, предыдущие ступени формационного подхода адекватно отражают исторический процесс. Поэтому в современной научной и учебной литературе встречается не только цивилизационный подход, но и формационное объяснение общественного развития.

Под общественно-экономической формацией понимается исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.

Цивилизация - это определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная цивилизация. Современная цивилизация.

Социологическую схему Белла—Тоффлера? (Белл Д. «Постиндустриальное общество». Тоффлер Э. «Третья волна») можно отнести к формационным концепциям истории. Основная структурная единица схемы (формация) выделяется по технологическому критерию.


20 Глобальные проблемы


Вопрос:

Когда и чем напугал мировую общественность Римский клуб? Есть ли хоть одна внятная модель «устойчивого развития»?


Ответ:

Римский клуб - международная неправительственная организация, созданная в 1968г. в Риме по инициативе группы западных ученых. Объединяет до 100 известных ученых, общественных деятелей и представителей деловых кругов капиталистических стран Европы, Азии и Америки, а также некоторых развивающихся стран Африки, участвующих в клубе только в качестве частных лиц. Главная форма деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, прежде всего в социально-экономической области. Результаты исследований публикуются в виде так называемых докладов Римскому клубу, вызывающих большой резонанс в общественном мнении западных стран. К участию в исследованиях и их обсуждению привлекаются крупные специалисты в различных областях.

По заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания: «Мир-2», Д. Форрестером (1971 г.), «Мир-3» Д. Медвузом (1978 г.), «Стратегия выживания» М. Месаровичем и Э. Пестелем и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной экологического кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Отсюда следует вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направленных на ограничение технико-экономического развития, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Но из этой рекомендации следуют многие сложные социальные и демографические, проблемы, которые неспособно решить современное мировое cooбщество. В частности, такая концепция неприемлема для «развивающихся стран», поскольку прекращение экономического роста означает для них усугубление голода и нищеты, а значит, и развития социальных катаклизмов.

В данных исследованиях выражен конкретно-научный социологический и демографический подходы. Эти подходы, без сомнения, очень важные. Ибо без принятия конкретных мер человечество не может решить глобальных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако, в решении этих проблем нужна какая-то общая идея, можно сказать «философия преодоления кризиса». И философы ставят вопрос о необходимости изменения пути развития современной цивилизации. Как отмечал видный австрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе «Природа, человечество и Бог», прочитанном на конференции Всемирного Совета церквей (Женева 1979 г.) «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники». Мир, сравниваемый Бергом с печально известным «Титаником», идет к катастрофе, неотвратимо приближается к «айсбергу», верхняя часть которого — это экологическая ситуация, безудержная экологическая экспансия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а нижняя — социальные, политические и экономические потрясения и духовное смятение относительно целей жизни. Из этого следует вывод — изменить курс современной техногенной цивилизации, совершить коренной «поворот» в развитии современного общества. Речь идет об изменениях социальных и нравственных установок личности и общества.

Распространение идеологии потребительства наносит огромный ущерб духовному развитию личности. Выход из этой ситуации многими мыслителями представляется в самоограничении производства и потребления, принятии идеологии «нового аскетизма».

Известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самого человека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет ввиду, изменение социальных установок личности и общества, переориентацию человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.



Список литературы


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 568с.

2. Горбачев В.Г. История философии. Курс лекций. – Учебное пособие. – Брянск: Курсив, 2002. – 336с.

3. Канке В.А. Философия: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 288с.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 736с.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с.

6. Философия: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 576с.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.