рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Философские идеи Вернадского

Философские идеи Вернадского

Оглавление

Биография 2

1. Творчество В.И. Вернадского и философия 5

1.1. Представление В.И. Вернадского о научной и

философской мыслях 6

1.2. Некоторые черты, отличающие работу ученого от работы

философа 9

2. Проблема пространства и времени 10

2.1. Проблема пространства и времени в живом веществе 12

3. Философские подходы к естествознанию 13

3.1. Вопросы диалектики природы в работах

В.И. Вернадского 16

4. Основные положения учения о ноосфере 19

4.1. Единство биосферы и человека 19

4.2. Наука как основной фактор ноосферы 23

4.3. Переспективы развития человечества и задачи

сознательного регулирования процесса

созидания ноосферы. 25

Заключение 27

Литература 30

Биография

Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863 года.

Рано научившись читать Владимир, многие часы проводил за книгами, читая их

без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его

влиянием он постигал важность, необходимость систематического образования,

углубленности в определенную область деятельности.

«Способность выделять необычное в обычном, удивляться и сознавать

ограниченность своих знаний – подобные качества приобрел В.И. Вернадский в

детстве в немалой степени благодаря Е.М. Короленко. Который побуждал в нем

чувство благоговения перед окружающим миром, будил его фантазию, а также

дал еще одно качество, необходимое настоящему ученому – умение сомневаться,

и не поддаваться слепо влиянию авторитетов и общепринятых истин». [3,

стр.27]

Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского

университета. В годы студенчества на Вернадского большое влияние оказал

В.В. Докучаев. Он предложил своему ученику заниматься минералогией и

кристаллографией, хотя сам, преподавая эти науки, нашел свое призвание в

почвоведении.

Одна из первых работ В.И. Вернадского была посвящена почвенным роющим

зверькам – овражникам (сусликам). В те годы он впервые стал всерьез

задумываться о жизни минералов. Ему предложено сотрудничать в

Минералогическом кабинете университета. Ломоносовская традиция российской

минералогии стала научным направлением Вернадского на два последующих

десятилетия.

К этому времени он изучил самостоятельно несколько европейских

языков, мог читать литературу на пятнадцати языках, а некоторые свои стать

писал на английском, немецком, французском языках.

Он сознательно встал на путь узкой специализации, но это не было для

него самоцелью. Он готовил себя к профессиональной научной деятельности, но

одновременно продолжал интересоваться всем подряд, размышлять о сути

познания природы и природы научного познания, о синтезе знаний, о

неразгаданных тайнах Земли и жизни.

В 1884 году он делает доклад «Об осадочных перепонках» в

университетском научно – литературном обществе, в котором присутствовали

некоторые важные идеи о биосфере.

В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию «Явления

скольжения кристаллического вещества». И вскоре он становится профессором

Московского университета.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного совета от

Московского университета. И через два года он становится академиком.

С 1906 по 1918 год выходят в свет отдельные части его фундаментального

труда «Опыт описательной минералогии», во многом не устаревшего до сих пор.

С этой поры начинается расцвет его творчества.

Избранный в 1916 году председателем ученого совета при министерстве

земледелия, Вернадский продолжал научные исследования, публикуя статьи по

минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по истории естествознания,

организации наук.

В 1917 году, в связи с плохим здоровьем, он уезжает на Украину, где

активно участвует в создании Украинской академии наук и избирается ее

президентом – это первая национальная академия наук нашей страны.

В конце 1921 года Вернадский организовал в москве радиевый институт и

был назначен его директором.

1923 – 1926 годы он провел за границей, преимущественно во Франции,

ведя большую научно – исследовательскую и преподавательскую работу. Выходят

в свет его лекции по геохимии, статьи по минералогии, кристаллографии,

геохимии, биохимии, химии моря, эволюции жизни, а также о геохимической

деятельности и будущим человечества. Одной из основных причин работы во

Франции, является исследование в лабораториях Кюри «нового» радиоактивного

элемента «Паризия», который и поныне остается загадкой.

Вернувшись в 1926 году на родину, он публикует свою знаменитую

монографию «Биосфера».

С 1923 – 1936 годы выходят в свет отдельные тома «Истории минералов

земной коры».

В 1928 году он организовывает первую в стране биогеохимическую

лабораторию.

В 1937 году Владимир Иванович в последний раз выступает на

Международном геологическом конгрессе с докладом «О значении

радиоактивности для современной геологии».

6 января 1945 года на восемьдесят втором году жизни он скончался.

Труды Вернадского остаются, и по сей день, на переднем крае науки,

активно вливаются в поток современной научной мысли.

1. Творчество В.И. Вернадского и философия.

В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит

философии. Его философские интересы приняли устойчивый характер еще в

гимназические годы.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд

Вернадского на проблему соотношения философии и науки. «… Развитие научной

мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои

корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это – область

философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает

целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной

работе человеческого ума в этой области получается правильная критика

неизбежно схематических построений науки» [8, стр.103].

С начала 20-х годов философские интересы Вернадского поднимаются на

качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской

философией, ученый все чаще обращается к мыслителям Востока, главным

образом Индии и Китая.

Наряду с этим с начала 20-х годов резко возрастает философская

насыщенность специальных естественнонаучных трудов Вернадского, что было

связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкой

проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально

– гуманитарными и экологическими вопросами.

Сложно складывались, в 20-30 годы, отношения Вернадского с советскими

философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы

труды натуралисты, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о

биосфере, не раз подвергались резкой критике. «Оппоненты упорно выискивали

проявления «идеализма» и прочей «идеологической контрреволюции»,

произвольно выхватывая из общего контекста отдельные мысли и цитаты». [8,

стр.105]

1.1. Представление В.И. Вернадского о научной и философской мыслях.

Философское миропредставление создает ту среду, в которой имеет место

и развивается научная мысль. В определенной мере она ее обуславливает,

сама, меняясь в результате ее достижений. Философы исходили в своем

выражении идей, исканий мечущейся человеческой мысли, человеческого

сознания, не мирящихся с действительностью. Однако человек строит свой мир

неизбежно в жестких рамках окружающей его природы – биосферы, глубокой

связи с которой, по словам Вернадского, он не понимал и не понимает сейчас.

Философия всегда основана на разуме и тесным образом связана с

личностью, причем типы личностей всегда отвечают различным типам философии.

Личность неотделима от философского размышления, а разум не может дать той

меры, чтобы охватить личность. Философия никогда не решает загадки мира,

она их ищет. Тысячелетним процессом своего существования философия создала

могучий человеческий разум, подвергла глубокому анализу разумом

человеческую речь, создала отрасли знания, такие, как логика, математика,

основы современного научного знания.

Наука выросла из философии тысячелетия тому назад. Исторически важно,

что было три (средиземноморский, индийский, китайский) или четыре

(тихоакеанско-американский) независимых центра создания философии, которые

тысячелетия оставались неизвестными друг другу, что дало им возможность

самостоятельно развиваться. Наиболее мощно философская мысль шла в Индии.

По мнению Вернадского индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а

ход философской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада

конца XVIII в. Индийская философская мысль более тысячелетия оказывала

глубокое влияние на тибетские, корейские и японские государства.

XIX столетие и особенно XX век коренным образом изменили религиозную

и философскую структуру всего человечества и создали прочную почву для

единой вселенской науки, охватившей все человечество, дав ему научное

единство. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного

искания.

Вернадский считал, что это первая предпосылка перехода биосферы в

ноосферу. Мощный рост научного знания совпадал с глубоким творческим

застоем в смежных областях, тесно связанных с наукой, - в философии и в

религиозном мышлении. Это связано с тем, что в истории философии

наблюдалось явление, невозможное для научной мысли в наше время, философий

несколько, причем они развивались независимо друг от друга в течение

столетий, а наука одна для всего человечества.

Положение философии в структуре человеческой культуры своеобразно.

Она связана с религиозной, социально-политической, личной и научной жизнью

неразрывно и многообразно. Огромное число относящихся к ней проблем,

постоянно растущих, непрерывно переход от нее ко всем вопросам обыденной и

государственной жизни, здравого смысла и морали дают возможность принимать

участие в ее работе всякому мыслящему и задумывающемуся над происходящем

человеку.

По мнению Вернадского философии можно и нужно учиться. «Произведения

великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания

мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это

живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не

могут быть общеобязательны по своим выводам и заключениям, так как

отражают, во-первых, прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем

размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух

тождественных; и отражают, во-вторых, разработанное свое понимание

реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они

могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди

них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и

определенного для этого нет и быть не может» [1, стр.106].

Ясно, что философии надо учиться, но нельзя с помощью только учения

сделаться философом, т.к. основной чертой философии является внутренняя,

искренняя работа размышления, направленная на реальность, нас окружающую.

В основе философии лежит примат человеческого разума. Философия

всегда рационалистична, для нее разум есть высшая инстанция, законы разума

определяют ее суждения. Сила философии в ее разнородности и в большом

диапазоне этой разнородности. С ходом времени, росту научного знания,

появлению новых наук и огромному значению новых научных проблем и открытий

разнообразие философских представлений растет в такой степени, в какой

этого никогда не было. Но философ, как утверждал Вернадский, отстает все

больше и больше от философской обработки научного знания. Необходим

философский анализ отвлеченных понятий для научного охвата новых областей.

Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, т.к. в

известной части касаются одного и того же объекта исследования. Граница

между философией и наукой, по объектам их исследования, исчезает, когда

дело идет об общих вопросах естествознания. Такие научные представления

часто называют философией науки. Хотя, по словам Вернадского: «Ученый не

должен выходить, поскольку это возможно, за пределы научных фактов,

оставаясь в этих пределах, даже когда он подходит к научным обобщениям» [1,

стр.111].

Философия неизбежно не выходит за пределы понятий-слов. У нее нет

возможности подходить к понятиям-предметам. В этом основное отличие

логической работы ученого и философа. Наука в отличие от философии при

логическом и методологическом анализе никогда не ограничивается только

словами. Особенно резко это отличие выявляется в области точного

естествознания по сравнению с большой областью проблем гуманитарных наук.

Наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствие.

В то же время наука не может идти так глубоко в анализ понятий, т.к.

философия, которая их создает, опирается не только на научную работу, но и

на анализ разума.

2. Некоторые черты, отличающие работу ученого от работы философа.

Философ принимает слово, определяющее естественное тело, только как

понятие и делает из него все выводы, логически из такого анализа

вытекающие.

Ученый должен быть в курсе творческой ищущей философской работы, но

не должен забывать о ее неполноте и недостаточной точности определения

естественных тел в области, подлежащей ее ведению. Он всегда должен вносить

в выводы философа поправки, учитывая отличие реальных естественных тел, им

изучаемых, от понятий о них, с которыми работает философ. Ученый, логически

анализируя понятие, отвечающее данному естественному телу, непрерывно

возвращается к его предметному научному исследованию (числом и мерой).

Нередко в ходе научной работы ученые возвращаются непосредственно к

пересмотру свойств естественного тела мерой, весом, опытом, описанием и

уточнением наблюдения, тысячи раз на протяжении десятков лет, столетий. В

результате все представления об естественном теле может в корне измениться.

Философ вынужден считаться с существованием простраства-времени, а не

с независимыми друг от друга двумя «естественными телами» - пространством и

временем. Нераздельность пространства-времени есть эмпирическое научное

положение, прочно вошедшее в XX в. в научную работу.

В отличие от ученого, для философа в его работе главное значение в

достижениях науки имеют схематические рационализированные, логические формы

выражения действительности. Только благодаря философскому и математическому

анализу они утончаются и углубляются, принимают новые формы и новую силу

проникновения. Эта критическая, вековая работа философской мысли оказала

огромное влияние на научную мысль, но она по существу захватывает только

небольшую часть научного знания.

1. Проблема пространства и времени.

Одно из самых основных различий в мышлении натуралистов, с одной

стороны, и математиков с другой, это характер пространства. Для математика,

если это оговорено им пространство является бесструктурным. Оно

характеризуется только измерениями. Для естествоиспытателя пустое,

незаполненное пространство, даже если он этого не оговаривает, не

существует. Он всегда мыслит реальное пространство и только с ним имеет

дело. Реальное пространство натуралиста совпадает с той физической средой,

в которой идут наблюдаемые им явления, если он выражает эту среду

геометрически. Говоря о природном, реально существующем, пространстве,

натуралист говорит о геометрическом строении физической среды, чего в

действительности нет – физическая среда разнородна. Натуралист, однако, все

время пытается выразить наблюдаемые им явления так, чтобы найти в них место

идеальному пространству геометрии. Такое реальное, обладающие определенным

геометрическим строением, пространство имеет место во всех физических

явлениях.

По мнению Вернадского реальное пространство натуралиста чрезвычайно

мало отразилось в философской мысли. «Философская обработка реального

пространства определенного строения и замена им вошедшего в философскую

мысль пространства геометра является основной задачей нашего времени» [1,

стр.213].

Одной из самых важных и самых плодотворных идей новой физики XIX – XX

в., основанной на теории относительности, является признание, что время и

пространство неразрывно связаны между собой и неразделимы в природных

явлениях. Если обратится к анализу понятия о времени, бросается в глаза

чрезвычайно характерная черта, связанная с тем, может или не может явление

идти во времени одинаково легко вперед и назад, т.е. является ли процесс

обратимым или необратимым.

Процесс, связанный с характером энергии, приводит к необратимому

процессу – к энтропии, но почти все остальные явления обратимы. Все

ньютоновское представление о структуре мира всецело основано на обратимости

всех физико-химических процессов. Энтропия мира обычно ставится как бы

отдельно от остальных физических явлений, и из необратимости отвечающего ей

процесса не делается неизбежных логических выводов.

Но другое выражение энтропии мира, ее неизменное увеличение с ходом

времени, указывает, что в никаком природном явлении (известным науке)

никогда не будет идти процесс от низшей температуры в высшую температуру

без затраты для этого посторонней энергии, связанной неизбежно при этом с

превращением части этой энергии в тепловое состояние с низшей, чем данная

температура. В результате в «замкнутом» мировом пространстве постоянно и

неуклонно с ходом времени уменьшается количество энергии, способной

производить работу, и увеличивается количество отработанной энергии,

которая не может быть направлена на работу ни одним из известных методов.

1. Проблема пространства и времени в живом веществе.

Время геометрически выражается в виде вектора, причем существует два

случая, резко отличающихся друг от друга:

. Вектор времени полярный, в случае необратимого процесса, когда (если

взять вектор между двумя точками А и В) направление АВ не равно ВА, т.е.

физический процесс идет только в направлении АВ, а назад нет.

. Вектор времени обычный, в случае обратимого процесса, когда процесс

одинаково может идти как в направлении АВ, так и в направлении ВА.

Если говорить о живом веществе, то здесь вообще пространство и время

неразделимы. В связи с этим, изучая явления жизни, идущие в пространстве

определенного строения, необходимо допустить, что время в жизненных

процессах не может иметь строения, противоречащего пространству, с которым

оно неразрывно связано.

Пространство, в котором идут жизненные явления, т.е. существуют живые

организмы является энантиоморфным пространством, т.е. его векторы полярные

и энантиоморфны.

Без этого не может быть дисимметрии, следовательно, в геометрическом

выражении времени, в котором происходят жизненные явления, все его векторы

должны быть, во-первых, полярные и, во-вторых, энантиоморфными. Полярность

в биологических процессах проявляется в том, что они не обратимые. Видеть

энантиаморфность векторов времени мы не умеем. Энантиаморфность времени

выражается в том, что в процессе, идущем во времени, закономерным образом

проявляется, через определенные промежутки времени дисимметрия.

«Дисиметрией Вернадский называл такое свойство пространства или другого

связанного с жизнью явления, для которого из элементов симметрии существуют

только оси простой симметрии, но эти оси необычны, ибо отсутствует основное

их свойство – равенство правых и левых явлений … В такой среде устойчиво

или преобладает только одно из антиподных явлений – правое или левое. В

дисимметрической среде, характерной для жизни, образуется одна из этих сред

– правая или левая – или одна из них резко преобладает над другой. В такой

дисимметрической среде нет никогда элементов сложной симметрии – ни центра,

ни плоскостей симметрии» [5, стр.245-246].

Время — всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне

времени, как, впрочем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя

кристаллы и минералы, Вернадский осуществлял, прежде всего, научный анализ,

рассматривал и группировал отдельные объекты своеобразной структуры и

химического состава. Проблема времени требовала преимущественно синтеза

знаний. И, не прерывая аналитических исследований, Вернадский переходил к

обобщениям. В отличие от большинства геологов Вернадский, сочетая научный

анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с

жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как

подвижные, динамичные структуры, подвластные, как и все в природе, времени

(тогда как минералы и кристаллы по старой традиции представлялись ученым

неподвижными геометрическими фигурами, не имеющими истории, то есть

находящимися «вне времени»). Таким образом, Вернадский ставил в один ряд

живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то

есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического

миров.

Философские подходы к естествознанию

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского,

является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по

естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности

биосферы в развитии человечества. Как бы не был широк круг вопросов,

затрагиваемых Вернадским в своих работах, он везде пытался найти то

главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего

пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.