![]() |
|
|
Философские направленияФилософские направления | |||||||||||||||||||
Китайская философия - имеет длительную историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу 1 тысячелетия до н.э. Уже в 8-5 вв д.н.э имело широкое распространение учение о пяти стихиях, или первоэлементов природы. Древнекитайские ученые учили, что связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла, дерева и земли – создают все многообразие явлений и вещей. Существовала и др система выделения «первооснов» реального мира. В «Книге перемен» («Инзин») названы уже восемь таких «первооснов», взаимодействие которых образует различные ситуации действительности. Одновременно происходило становление главных принципов учений о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе. |
Даосизм - учение о дао, или "пути" (вещей), возникло в Китае в 6-5 вв д.н.э. Основоположником Даосизма считается Лао-Цзы. Даосизм выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к первобытной общинной жизни. Соблюдение естественных законов (Дао) жизни, согласно Ян Чжу, позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а по словам Инь Вэня оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. |
Лао-Цзы (6-5 вв д.н.э) призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Его основная идея изложена в книге «Дао дэ цзин». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному «пути»-дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они пререходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказываться от мудрствования. |
||||||||||||||||||
|
|
Чжуанцзы назвал мышление «зеркалом неба и земли». В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированного единого во многом, покоя в жизни, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории «недеяния» ставшей одним из идейных источников формирования религии Даосизма на рубеже н.э. |
||||||||||||||||||
|
|
Ян Чжу (395-335 гг д.н.э). В своем учении выступал с позиции наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и явления природы и общества подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды не свободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвержено гибели и уничтожению. |
||||||||||||||||||
|
Конфуцианство |
Одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник – К.-Конфуций (551-479 гг д.н.э), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место в учении Кофуция занимает концепция «жэнь» («человеколюбие»), представляющая собой систему идей «чжун». Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нежестоящий – вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэнцзы, связывающий социалдьное неравенство с «небесной волей». Другой сторонник Конфуция, Сюньцзы, создал материалистическое учение, по которому «небо» представляет собой часть природы и лишенного сознания. |
||||||||||||||||||
|
Школа моистов |
|
||||||||||||||||||
Досократики - условное название группы деятелей начального периода древнегреческой философии (7-4 вв д.н.э). Условным это название является потому, что мн извиднейших досократиков действовали после жизни Сократа. Неусловным в этом названии является то, что досократики еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности. |
Милетская школа (ионийская) - древнейшая материалистическая школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в д.н.э. Милет был тогда крупнейшим цуентром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к которым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное - воду, воздух, и т.д. |
Фалес (625-547 гг д.н.э). 1. Напоминает жизненную мудрость. Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим 2. Высказывания, представляющие своеобразный переход от жизненной мудрости к философии, но еще не собственной. "Что старше всего? Бог, ибо он не рожден." "Что сильнее всего? Необходимость, она непреодолима ...." "Что мудрее всего? Время, оно ...." 3. Собственная философия, его понимание мира. В ней, всю систему знаний он излагает в виде 2-х комплексов идей: комплекса "воды" и комплекса "души" |
||||||||||||||||||
|
Анаксимандр (610-546 гг Д.н.э). Анаксимандр ввел понятие первоначала всего сущего - " архе" ("начало", "принцип") и считал таким первоначалом апейрон. В айпероне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо и землю. Анаксимандр впервые в историии высказал идею эволюции: человер, подобно др. живым существам, произошол от рыбы. |
|||||||||||||||||||
|
Анаксимен (585-525 гг д.н.э). Ученик Анаксимандра. По его учению все сущее происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь - превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. |
|||||||||||||||||||
|
Гераклит Эфесский (544-483 гг д.н.э) |
По Гераклиту, первовещенство природы - огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огная произошол мир в целом, отдельные вещи и даже души. "Этот космом, оди н тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никаной человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами, загорающимися и мерами потухающим". В осное познания лежат ощущения. Однако только мышление приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могла бы укрыться от света разума. |
||||||||||||||||||
|
Пифагорейцы |
Пифагорейцы - последователи Пифагора и острова Самоса (580- 500 гг д.н.э). Пифагорейская школа, получившая особенно большое влияние в 4 в д.н.э., внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, Пифагорейцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Так, открыв, что количественно определенный интервал лежит в основе музыкальных тонов и гармонии. В эпоху упадка античного рабовладельческого об-ва пифагорейская мистика чисел была усвоена и воскрешена в неоплатонизме и неопифагореизме. |
||||||||||||||||||
|
Демокрит из Абдер (460-370 гг д.н.э) |
Демокрит - древнегречески философ - материалист, ученик Левкиппа. Демокрит - один из основателей атомистики.Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы. Т.е неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Др. свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т.д., атомам не присуще, а существуют лищь условно, "не по природе самих вещей". |
||||||||||||||||||
|
Элейская школа. Элеаты, или элейцы, - древнегреческая философская школа 6-5 вв д.н.э., возникшая в городе Элее; идеологическая тенденция Элейцев усиливалась по мере развития школы. Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивости первоосновы элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. |
Ксенофан Колофонский (6-5 вв д.н.э). Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему образу и подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чвисто материально, а имеено как землю, воду и то, что из них произошло, К., однако уже дошол до той степени абстракции, к-рая заставляла его видеть бытие везде одинаковым, тождественным себе и однородным, неизменным. |
||||||||||||||||||
|
|
Зенон Элейский (490-430 гг д.н.э). Впервые ввел в употребление диалогическую форму в философии. Известен своими парадоксами, поставившими в отрицательной форме важнейшие вопросы о диалектической природе движения. Для З., бытие непротиворечиво, поэтому противиречивое бытие - мнимое (кажущееся) бытие. Парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что: 1) логически невожможно мыслить множественность вещей 2) допущение движения приводит к противоречию. |
||||||||||||||||||
|
|
Пармеид (540-470 гг д.н.э). Мир Пармеид представляет себе в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Паремеид резкопротивопоставлял "учение истины" (о том что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неизменно, неделимо, не содержит пустоты) "учению мнения" (о том, что существует множество вещей - возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). "Учение истины" достоверно, "учение мнения" лишь правдоподобно. "Учение истины" П сознательно направлял против диалектики Гераклита и его последователей. В "учении мнения" П излагал свои астрономические, физические и физиологические гипотезы. Наивно-материалистическая "физиика" П исходит из допущения двух начал: активного - огненного, светлого и инертного - темного. |
||||||||||||||||||
|
Плюрализм |
Плюрализм (лат pluralis - множественный) - концепция, противопололжная моизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу, Точка зрения П лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к П выражает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциализмов и др.) возвысится над материалистическим и идеологическим моизмом. В социологии П служит основаниемдля отрицания единой определяющей основы об-ва, для взгляда на историю как на на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества. Конуепция П используется для дискредитации монистической философской основяч марксизма-ленинизма, а также политической системы социализма. |
||||||||||||||||||
Классический период. |
Сократ (469-399 гг д.н.э.). |
Сократ - древнегреч философ, учение которого знаменут поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен Аристипп. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета пазнания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. |
||||||||||||||||||
|
Платон (428.427-348.347 гг д.н.э). |
Основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов("Софист", "Парменид", "Теэтет"). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений всоего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Пармеида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесых форм вещей, которые называл «видами» и ли «идеями» и которые отожествлял с бытием. «Идеям» Платон противопоставлял небытие. Отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. В центре космологии Платон учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способно к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. |
||||||||||||||||||
|
Аристотель (384-322 гг д.н.э). |
Родился в Стагире, во Фракии; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесых форм ("идей"), однакополностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь "между идеализмом м материализмом". Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии Аристотель различал : 1) теоретическую часть – учение о бытии, его частях причинах и началах, 2) практическую часть – о человеческой деятельности, 3) поэтическую – о творчестве. Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель принавал четыре причины: 1) материю, или пассивную возможность становления, 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность, 3) начало движения 4) цель |
||||||||||||||||||
Эллинистический период |
Эпикур (341-270 гг д.н.э). |
Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движени. Возрождая атомизм Левкиппа - Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов, движужущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) « отклонения» атома от прямой линии. Это- основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита. В теории познания Эпикур – сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия. |
||||||||||||||||||
|
Зенон из Китиона (336-264 гг д.н.э). |
Основатель стоицизма. Уроженец г.Китиона на острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее - у платоника Полемона. В 308 основал в Афинах школу, получившую название стоической от "стоа пойкилэ" – узорчатого портика, украшенного фресками. Произведения Зенона дошли до нас в виде немногочисленных фрагментов. Зенон различал три части философии: логику, физику и этику. Известно, что Зенон ввел термин «каталепсис» (понятие). По учению Зенона, представление («фантасия») есть отпечаток («тюпосис») вещей в душе. Критерием истины Зенон считал «захватывающий образ», поскольку он связывается с постижением действительности. |
||||||||||||||||||
|
Пиррон (360-270 гг д.н.э.). |
Основатель античного скептицизма. Об учении Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона - этика, вопросы счастья и его достижения.Счастье Пиррон понимает как невозмутимость (Апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По учению Пиррона, мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздержаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания – в достижении душевного покоя. |
||||||||||||||||||
Римский период |
Сенека (4г д.н.э - 65г н.э). |
Представитель римского стоицизма, воспитатель императора Нейрона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Его труды ("Нравственные письма к Луцилию" и др) дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво, Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т.е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Сенека разрабатывает главным образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых , по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия). |
||||||||||||||||||
|
Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг) |
Философ-стоик, римский император (161-180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произведении - "К самому себе". Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познания фатальной необходимости, правящей миром. |
||||||||||||||||||
|
Плотин (205 - 270гг). |
Древнегреческий философ - идеалист, родом из Египта, жил в Риме. Плотин - основатель школы неоплатонизма, усилевшей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по мнению Плотина, начинается с непостижимого первоединого начала, которое проявляется вовне через своего рода «истечение» (эманацию) – сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумеет небытие. Цель человеческой жизни, по Плотину, - восхождение к первоединому. Достигается онв посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч. познавательных. На высшей, экстатичекой ступени восхождения душа воссоединяется с богом. |
||||||||||||||||||
Средневековый период |
Блаженный Августин (354-430 гг). |
Августин Блаженный Аврелий - епископ гиппонский, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: "Без веры нет знания, нет истины». Воззрения Августина – один из источников схоластики. В сочинении « О граде божием» (426) Августин развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви. |
||||||||||||||||||
|
Фома Аквинский (1225-1274 гг). |
Средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых (названАквинатом). Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). В спо ре об универсалиях занимал позиции «умеренного реализма», признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основные принципы философии – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. |
||||||||||||||||||
Философия ренессанса |
Лютер Мартин ( 1483-1546). |
Виднейший деятель Реформации, основатель протестанизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жиизни Германии 16-17 вв. Лютеровский перевод библии сыграл выжную роль в формировании общенационального нем языка. Лютер был сторонииком умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной веры является не «священное предание» (решения церковных сборов, суждения пап и т.д.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства. |
||||||||||||||||||
|
Эразм Ротердамский (1469-1536 гг). |
Нидерландский философ - гуманист, ученый, борец со схоластикой, идейный пердшественник Реформации. Рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимое условие развития "истинного" христианства. Положил начало филологическому изучению евангельских книг, с позиций гуманизма критиковал как католичество, так и оформлявшийся в начале 16 в протестантизм. Высмеивание Эразмом Ротердамским фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни, лицемерия и невежества феодалов и духовенства, ярко изображенных в его наиболее известной книге « Похвала Глупости» (1509), оказало большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. |
||||||||||||||||||
|
Галилей Галилео (1564-1642 гг). Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |