![]() |
|
|
Что такое философия?Что такое философия?
¨ Что такое философия? ¨ Краткий очерк истории философии ¨ Философская картина мира ¨ Философия человека ¨ Философия деятельности ¨ Задачи и упражнения по философии МОСКВА · 2003 ББК 87 Б 202 Рецензенты: д.ф.н., проф. Ю. М. Хрусталев д.ф.н., проф. В. Б. Кучевский Балашов Л. Е. Философия: Учебник.. — М., 2003. — 502 с. Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями. Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы. Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни. В конце книги даются задачи и упражнения по философии. Книга снабжена именным и предметным указателями. ISBN ã Балашов Л. Е., 2003 г. Для чего нужно изучать философию?..................................................... 7 Раздел Первый. Что такое философия?........................... 9 Глава 1.............................................................................................................. 9 1.1. Любовь к мудрости............................................................................... 9 1.2. Предмет и «части» философии........................................................ 13 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 16 1.4. Практическая философия.................................................................. 23 Раздел второй. Краткий очерк истории философии. 26 ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья.................... 26 2.1. Зачем нужно знать историю философии?..................................... 26 2.2. Протофилософия................................................................................. 27 2.3. Ранние греческие философы............................................................ 27 2.4. Сократ..................................................................................................... 32 2.5. Платон..................................................................................................... 33 2.6. Аристотель............................................................................................. 35 2.7. Киники.................................................................................................... 37 2.8. Древняя философия после Аристотеля.......................................... 37 2.9. Философия средневековья................................................................. 39 ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................... 41 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)......................... 41 3.2. Ф. Бэкон.................................................................................................. 43 3.3. Р. Декарт................................................................................................. 45 3.4. Б. Спиноза.............................................................................................. 46 3.5. Т. Гоббс.................................................................................................. 48 3.6. Д. Локк.................................................................................................... 48 3.7. Г. Лейбниц............................................................................................. 50 3.8. Дж. Беркли и Д. Юм............................................................................. 50 3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................... 52 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в......................... 53 3.11. И. Кант................................................................................................... 53 ГЛАВА 4. Философия в XIX веке........................................................... 57 4.1. Гегель...................................................................................................... 57 4.2. Послегегелевская философия........................................................... 60 4.3. О. Конт.................................................................................................... 61 4.4. Л. Фейербах........................................................................................... 62 4.5. Марксистская философия.................................................................. 63 4.6. А. Шопенгауэр...................................................................................... 71 4.7. С.Кьеркегор........................................................................................... 72 4.8. Ф. Ницше................................................................................................ 73 ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков.................................. 78 5.1. Общая характеристика русской философии................................. 78 5.2. Западники и славянофилы................................................................. 80 5.3. П. Я. Чаадаев.......................................................................................... 81 5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен........................................................ 82 5.5. В. С. Соловьев........................................................................................ 83 5.6. Н. А. Бердяев......................................................................................... 83 5.7. Русский космизм.................................................................................. 84 5.8. В. И. Ленин............................................................................................. 85 ГЛАВА 6. Философия ХХ века................................................................ 85 6.1. З. Фрейд.................................................................................................. 85 6.2. Феноменология.................................................................................... 87 6.3. Экзистенциализм.................................................................................. 87 6.4. Прагматизм............................................................................................ 88 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия................ 88 6.6. К. Поппер............................................................................................... 89 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды....................... 90 6.8. Постмодернизм.................................................................................... 91 6.9. Современная философская мысль.................................................. 92 Раздел третий. Философская картина мира.............. 93 ГЛАВА 7. Философское понимание мира........................................... 93 7.1. Картины мира....................................................................................... 93 7.2. Бытие, существование......................................................................... 97 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное).................... 102 7.4. Источники построения категориальной картины мира............ 102 7.5. Категориальная структура мира..................................................... 104 7.6. О категориальном детерминизме................................................... 105 7.7. Категориальная картина мира......................................................... 107 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями............. 111 7.9. Материя и движение.......................................................................... 114 ГЛАВА 8. Материя................................................................................... 117 8.1. Структура материи............................................................................ 117 8.2. Качество............................................................................................... 122 8.3. Количество........................................................................................... 125 8.4. Мера...................................................................................................... 130 8.5. Виды материи...................................................................................... 133 8.6. Тело....................................................................................................... 135 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент............... 136 8.8. Виды тела.............................................................................................. 142 8.9. Группа (групповая материя)........................................................... 143 8.10. Мезоматерия..................................................................................... 146 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество............. 147 ГЛАВА 9. Движение................................................................................ 150 9.1. Общая характеристика движения................................................... 150 9.2. Пространство...................................................................................... 155 9.3. Время.................................................................................................... 157 9.4. Виды движения................................................................................... 160 9.5. Развитие................................................................................................ 167 ГЛАВА 10. Противоречие...................................................................... 172 10.1. Общая характеристика противоречия......................................... 172 10.2. Структура противоречия................................................................ 175 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 182 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)...................................................................... 188 10.5. Сложные (органические) противоречия.................................... 193 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.............. 194 10.7. Золотая середина.............................................................................. 196 10.8. Противоречия в мышлении........................................................... 197 ГЛАВА 11. Становление.......................................................................... 200 11.1. Общая характеристика становления............................................ 200 11.2. Становление и развитие.................................................................. 203 11.3. Возможность..................................................................................... 207 11.4. Действительность............................................................................. 212 11.5. Закон и явление................................................................................ 214 11.6. Причина — действие — следствие............................................... 217 11.7. Вещь — свойство — отношение.................................................. 224 11.8. Сущность............................................................................................ 228 11.9. Форма и содержание....................................................................... 232 11.10. Старое и новое................................................................................ 233 11.11. Эволюция и революция................................................................ 236 Раздел четвертый. Философия человека.................. 241 ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология)....... 241 12.1. Что такое человек?........................................................................... 241 12.2. Человек-общество-природа........................................................... 242 12.3. Сущность человека.......................................................................... 243 12.4. Происхождение человека............................................................... 245 12.5. Организация человека..................................................................... 247 12.6. Типология человека......................................................................... 248 ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие.............................................. 251 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни.......................................................... 252 13.2. Смерть и бессмертие....................................................................... 257 13.3. Живая связь смертности и бессмертия....................................... 262 13.4. Как мы “делаем” бессмертие?...................................................... 265 13.5. Потенциальное бессмертие........................................................... 270 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)..... 275 13.7. Активное долголетие....................................................................... 277 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 284 13.9. Человеческое счастье...................................................................... 287 13.10. Любовь............................................................................................. 292 13.11. Человеческий смысл творчества................................................ 301 ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................... 303 14.1. Гуманизм — философия человечности..................................... 303 14.2. Либерализм....................................................................................... 307 14.3. Cвобода............................................................................................... 312 ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)............ 326 15.1. Общество — взаимодействие людей........................................... 326 15.2. Структура общества........................................................................ 327 15.3. Государство....................................................................................... 329 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация). 334 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм........................................ 334 15.6. Отношения между людьми. Справедливость............................ 336 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм........................................... 337 15.8. Критика идей социализма и коммунизма.................................. 340 15.9. Мораль, право, политика................................................................ 347 15.10. Золотое правило поведения......................................................... 348 15.11. Добро и зло...................................................................................... 355 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............... 365 15.13. О культуре поведения................................................................... 369 15.14. Культура........................................................................................... 372 15.15. Наука................................................................................................. 376 15.16. Искусство......................................................................................... 376 15.17. Религия.............................................................................................. 378 15.18. Цивилизация.................................................................................... 387 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 388 ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология..................................................................................... 405 ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект......................................... 405 16.1. Деятельность..................................................................................... 406 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность....... 410 16.3. Цель, средство, результат............................................................... 411 16.4. Субъект и объект.............................................................................. 415 16.5. Виды человеческой деятельности................................................ 419 16.6. Труд, отдых, игра, творчество....................................................... 422 16.7. Психика............................................................................................... 423 16.8. Сознание............................................................................................. 428 16.9. Язык..................................................................................................... 429 16.10. Опыт.................................................................................................. 430 ГЛАВА 17. Мышление............................................................................ 430 17.1. Как мы думаем?............................................................................... 431 17.2. Способности мышления................................................................. 432 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)................................. 441 17.4. Рассудок (дедуктивная логика)...................................................... 442 17.5. Вероятностное мышление............................................................. 445 17.6. Ум (интуиция)................................................................................... 447 17.7. Разум (диалектическое мышление)............................................. 449 ГЛАВА 18. Творчество............................................................................ 460 18.1. Жизнедеятельность.......................................................................... 460 18.2. Сущность творчества...................................................................... 460 18.3. Познание............................................................................................ 463 18.4. Индивидуальное и коллективное познание................................ 468 18.5. Формы индивидуального познания............................................. 469 18.6. Наука (коллективное познание).................................................... 470 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 474 18.8. Практика............................................................................................. 475 18.9. Игровая деятельность...................................................................... 480 18.10. Искусство (художественная деятельность)............................... 481 18.11. Спорт................................................................................................. 482 ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ........................... 484 Литература.................................................................................................. 496 Книги автора............................................................................................... 497 Указатель имен.......................................................................................... 499 Для чего нужно изучать философию?1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?! Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. 2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным. Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом. 3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом). Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач. В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95). 4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии. 5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика. Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух». 6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев. 7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |