рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Человек и информационном мире

Человек и информационном мире

В В Е Д Е Н И Е

 

Современный период развития человеческой культуры и цивилизации  характеризуется новым этапом в эволюции характера основных  социальных процессов и отличается стремлением развитого  индустриального общества к совершенствованию своих социальных структур и институтов. Изучение  этих процессов заставляет и ученых, и политиков делать выводы о том, что человечество,  - в лице последних достижений научно-технического прогресса и новейшей информационной революции, - имеет дело с факторами постиндустриального социально-экономического развития в рамках современной цивилизации. Ключевыми социотехническими условиями,  формирующими и направляющими процессы постиндустриального развития, является сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, в частности, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет, модемной и факсимильной связи, электронной почты, новых технологий телевизионного вещания.

 Расширение сфер применения технических и технологических инноваций порождает неоднозначные и нетривиальные формы государственного,  политического и социокультурного развития. В связи с этим постиндустриальный этап в развитии современной цивилизации характеризуется качественно новыми формами социальной и экономической эволюции. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного мира становится формирование глобальной информационной индустрии, развитие которой трансформирует роль информации и знаний в социально-экономическом развитии и влияет на сознание и самосознание человека. Положение и место человека в современном мире стремительно изменяется.

 Анализу и изучению основных характеристик этих феноменов современного цивилизационного развития было посвящено немало исследований, среди которых необходимо выделить работы Д.Белла, М.Кастельса, Д.Лайона, Дж.Мартина, И.Масуды, А.Тоффлера, Ф.Фукуямы, Ф.Хайека. Во многом именно им принадлежат заслуги в привлечении внимания к характеристикам социального движения информации и знаний и утверждении представления о том, что конкретной формой самоорганизации жизнедеятельности человека в мире современных технологий выступает информационное общество.

 В рамках предложенных ими концепций информационное общество в целом рассматривается как модель развития социальных связей и отношений, формирование которой происходит за счет достижений "электронной революции", а также благодаря быстрому развитию вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий. Технократический подход к пониманию основных моментов социального движения информации и знаний становится также определяющим условием формирования государственной политики наиболее развитых стран мира в области информатизации и компьютеризации основных сфер жизнедеятельности, во многом предопределяя направленность и содержание основных процессов глобализации мировой экономики.

 В связи с этим становление информационного общества рассматривается в качестве социотехнической проблемы, требующей для своего решения последовательного и приоритетного развития технических инноваций, внедрения их в социальную практику, а также активного освоения всего комплекса социально-политических возможностей и экономических выгод, вытекающих из их технического потенциала. Насыщенность  территории государства элементами и узлами связей информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКТ), уровень доступности и частота использования основных элементов ИКТ населением и различными организациями, - все это свидетельствует о переходе общества в информационное состояние. Соответственно, возникновение и развитие информационного общества понимается как прямое и объективное социальное следствие научно-технического прогресса и оценивается как ступень в развитии современной цивилизации. Экономические основы информационного общества формируются благодаря масштабному снижению издержек распространения информации, возможность которого предопределена развитием принципиально новых видов электронной коммуникации.

Такое видение основ трансформации типа социально-экономического развития развивается в границах основных концептуальных положений технологического детерминизма, допускающих непосредственные причинные зависимости между развитием технического прогресса и изменением состояний социальной системы. Структурно логические конструкции технологического детерминизма обосновывают значимость и институциональный потенциал социоэкономической компоненты  информационно-коммуникативных технологий и связанные с ней изменения принципов социальной дифференциации, а также характера и форм социальной мобильности на этапе формирования основ информационного общества. Однако в стороне остается вопрос об изменениях системы ценностей и форм человеческой культуры под влиянием усложнения социальной динамики современного информационно-технического мира.

Вместе с тем, усложнение социотехнических форм движения информации и знаний порождает непредсказуемость социальных, политических и социокультурных проблем и следствий, двояко связанную с масштабностью технологических рисков и увеличением скорости и свободы доступа к информационным ресурсам для решения проблем коммерческого, социального, дипломатического, военного и другого характера.

Осознание этого заставляет признать, что информация и коммуникации становятся более важной составляющей не только в контексте технологического, но и социального и культурного развития современной цивилизации. Одновременно растет убеждение в том, что идеологическая и философская интерпретация процессов информатизации, развиваемая в рамках технологического детерминизма во многом сужает и формализует границы представлений о действительном характере, содержании и социокультурных смыслах процессов трансформации индустриального общества в постиндустриальный тип развития.

 В конечном итоге, гипертрофия противопоставлений и отождествлений, образующих конструкцию концепции технологического детерминизма и участвующих в формулировке социально-философских обоснований характера развития информационного общества приводит к противоречиям и не может полностью удовлетворить потребностям человека и человеческого разума в понимании его социокультурных перспектив.

В связи с этим возникает необходимость в развитии более гибкого и комплексного подхода к анализу проблем информатизации и становления основ информационного общества. Этой потребности во многом отвечают работы российских авторов, посвященные анализу важнейших параметров развития процесса информатизации, в которых демонстрируются оценки социально-экономических и социокультурных перспектив информационного общества, основанные на осознании амбивалентности технократизма как парадигмы социально-политического и культурного развития на этапе трансформации социальной системы в постиндустриальный тип развития.  

Преодоление идеологических издержек технократизма связано с изучением социокультурных факторов информатизации общества и сопряжено с поиском оптимальных критериев и ценностей, адекватно репрезентирующих соотношения экономических выгод и культурного развития в условиях информационного этапа научно-технической революции.

Комплексность подхода российских ученых к проблемам информатизации различных систем жизнедеятельности современного общества обеспечивается за счет разнообразия исследовательских задач и целей, неизбежно возникающих при осознании глубинной философской основы научных и практических приложений теории информации. Академические исследования российских физиков и экономистов, биологов, физиологов и медиков демонстрируют тенденции к познанию информационных процессов и отношений в природе, социуме и живых организмах, что в значительной степени определяется основополагающими идеями В.И.Вернадского о ноосфере, генерирующей в себе информацию о совокупной деятельности человека. К их числу правомерно отнести исследования А.Д.Урсула, О.И.Генисаретского,  Б.А.Глинского Г.Б.Жданова, Н.Н.Моисеева, Л.Г.Ионина, О.И.Генисаретского, Ю.А.Шрейдера, В.Н.Костюка, В.Н.Лексина, А.Н.Швецова, Н.Г.Черешкина, В.Г.Зилова, К.В.Судакова, О.И.Эпштейна и многих других авторов.

В целом можно сказать, что в работах российских авторов фиксируется внимание на потенциале внутренних факторов развития информационного общества, основанное на предпосылке, что технократизм является важным, но не столько определяющим, сколько определяемым традициями и социально-психологическими установками фактором. Тем самым их работы демонстрируют диалектическую связь с концепцией технологического детерминизма, - в части ее оценок фундаментальной роли информации и знания в становлении современных форм экономической и социальной жизни, - и отрицают свойственное его установкам отрицание возможностей реализации этических и гуманистических перспектив в развитии социотехнического начала информационного общества.

  С нашей точки зрения социокультурные проблемы являются узловыми для развития информационного общества, поскольку оно сопровождается кардинальными изменениями в интеллектуальной и практической деятельности человека. В настоящее время уже информация и знания становятся “активаторами” развития жизнедеятельности человека, а характер и уровень освоения информационно-вычислительной техники влияет на способы приспособления всего общества к результатам научно-технической революции.

  Развитие информационно-вычислительной техники локализует и специализирует в обществе новые виды профессиональной занятости, что связано со стремительным развитием информационной деятельности как самостоятельного вида интеллектуального труда. До сих пор информационная деятельность рассматривалась в прикладном аспекте, что в значительной степени проблематизировало институциональное развитие информационного общества. Не меньшей проблемой остается также понимание характера и особенностей влияния информационно-коммуникативных технологий на изменение традиционной системы деятельностей человека и основных форм  его межличностной коммуникации. Это связано с необходимостью поиска оснований для развития информационной культуры, составляющей ядро развития современного типа социальной культуры и образа жизни.

Такое видение основных проблем изменения образцов жизнедеятельности и поведения  заставляет предположить, что положение человека в информационно-техническом мире определено организационно-психологическими изменениями в характере социальной жизни. Возможности современной вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий сделали информатизацию не только техническим феноменом, но и движущей силой социально-экономических изменений современного общества. Информатизация становится объективным процессом, характер которого стимулирует сознательный поиск новых критериев культуры и социального прогресса и активно влияет на изменения менталитета и образа жизни человека, ориентируя индивидуальную и социальную жизнедеятельность человека на активное взаимодействие с развивающимися системами искусственного интеллекта.

Формирование потребностей в развитии техники в области управления, развитие кибернетики и осознание управленческих смыслов, присутствующих в природе информационных взаимодействий, сделало информацию важнейшим ресурсом социально-экономического развития и породило изменения в общей структуре системы деятельностей современного человека. В связи с этим стремительно нарастает значимость и социальная ценность информационной деятельности, которая становится одной из ведущих отраслей современного производства и порождает информацию в качестве своего собственного специфического продукта. 

 Процессы развития информационной деятельности вовлекают современного человека в принципиально новый круг культурных взаимодействий и во многом влияют на осознание человеком своего места в социальной культуре. В качестве общей основы социокультурной динамики развития жизнедеятельности современного человека выступают объективные процессы ее интеллектуализации и технологизации, активно стимулируемые компонентами технического развития. С нашей точки зрения, эти процессы становятся важнейшими факторами системотехнической реструктуризации человеческой деятельности в постиндустриальную эпоху. Они центрируют класс интеллектуальных технологий в качестве основы для преобразования организационных форм различных видов деятельности в информационном обществе, обуславливают профессионализацию и специализацию информационной деятельности, а также участвуют в активном формировании рынка информационных услуг.

 Технической основой данного процесса является распространение автоматизированных средств производства, обработки и передачи информации, и, в частности, компьютера, его технического и программного обеспечения.  Компьютерные технологии являются основой формирования информационного пространства как принципиально новой среды жизнедеятельности человека.  Практическое овладение его возможностями во многом предопределяет успешность, результативность и эффективность   деятельности человека, а также влияет на развитость экономических, социальных и культурных связей. 

 Особенностью компьютерных технологий, которую можно расценивать как важнейшую компоненту их социотехнического потенциала, является эффект глобализации хозяйственных, социальных, культурных и политических связей. Глобализация жизнедеятельности человека становится источником и фактором  преобразований его сознания и самосознания и влияет на характер его ценностей и социальных связей. До сих пор эти аспекты трансформации положения человека в современном мире остаются малоизученной стороной процесса информатизации.

В связи с этим в данном реферате мы обратились к анализу  социотехнических параметров компьютера и возможностей его использования образовании, которое в настоящее время являются наиболее активными в практическом применении социотехнических возможностей компьютерных технологий и использовании потенциала и ресурсов мировой глобальной сети Интернет. При этом важнейшей целью нашего анализа является распознавание и оценка основных функций и свойств компьютера, моделирующих диалоговый режим взаимодействий в системе “человек – машина” и активно влияющих на развитие навыков, формирование состояний сознания и личность современного человека.

На формирование стиля жизни и образцов поведения современного человека прежде всего влияет порядок коммуникативных взаимодействий и изменений их социально-психологических форм в условиях развития информационно-технического мира. 

В связи с этим возникает потребность осознания информационной культуры как важнейшего критерия развития информационного общества и становления нового характера взаимодействий человека и окружающей среды его обитания. В данном реферате рассматривается общий подход к оценкам ее развития и акцентируется внимание на анализе существующих и уже обозначенных в философской литературе логических форм представления соотношения информации и знания. Представляется, что их критический разбор позиционирует проблемы становления информационной культуры как важнейшие, имеющие не только философское, но социально-практическое измерение. Оно связано с поиском практических путей сохранения в меняющихся формах культурной жизни традиционных систем ценностей человека и поиска практически значимых соотношений этической и рациональной компонент в процессе принятия решений. Одной из основных целей теоретического распознавания и позиционирования форм развития информационной культуры является, с нашей точки зрения, преодоление ограничений концепции технологического детерминизма, философским убеждением которого является исходное и неаргументируемое отождествление информации и знания. 

 


 




 

 

    


 


 


















ГЛАВА 1:  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ






 Важнейшей и общей особенностью изменений условий жизнедеятельности человека в современном информационно-техническом мире является развитие и усложнение социальных форм движения информации и знаний.

Социальное движение информации и знаний уже не ограничивается простым воспроизводством знаний в масштабах одного общества, но приобретает глобальный характер и втягивает в свой круг все новые и новые социальные структуры и формы.  Увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации общества, происходит переход к новым формам занятости, идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

При таких условиях возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим ресурсом человека и общества, рациональное использование которого открывает возможности построения новых моделей социальных отношений. Пути и методы использования информационных ресурсов становятся одним из наиболее значимых показателей уровня развития общества, которое уже сегодня не может игнорировать имеющуюся в его распоряжении информацию при решении любых проблем. Информационная техника превращается в один из важных показателей уровня научно-технического прогресса, а овладение ее возможностями принципиально меняет характер и формы деятельности человека.

 Это свидетельствует о том, что человек  сталкивается с эволюцией качественно новых форм социальной динамики, характерных для  постиндустриального этапа развития современной цивилизации. Новые формы социальной динамики на деле означают изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, т.е. активный социальный процесс, предполагающий постепенную замену централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Возникновение новых форм социальной динамики является результатом длительного и, - в рамках западноевропейской культуры и цивилизации, - целенаправленного развития науки и научного знания.  Осознание ограниченности природных ресурсов, служащих естественной основой развития социального и культурного прогресса, заставило европейцев искать альтернативных путей к достижению и поддержанию соответствующего уровня социально-экономического развития.

Статусное положение науки и научного знания в странах  западноевропейской культурной традиции, в ХIХ-ХХ вв. способствовало  активному процессу профессионализации и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределило экономическое положение и социальное влияние систем образования и воспитания как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели социокультурного развития, требующей высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов в различных предметных областях  знания.

Под социальной эффективностью подразумевалось принципиальное ускорение темпов и ритмов экономического развития, усложнение социальных связей и отношений. Возникновение массовой культуры и ее воздействие на личностный мир и индивидуальный психологический опыт человека является, по сути, следствием возрастания темпов научно-технического прогресса и его влияния на формирование новых социальных ритмов жизни. Объективной стороной этого процесса, однако, всегда оставалось непреложное условие развития научного прогресса, который выбрасывает на поверхность социальной жизни все новые и новые сведения, факты, научные объяснения, которые с успехом моделируют разнообразие человеческой деятельности и изменяют традиционные средства ее развития, что и воплотилось в конце концов в актуализации и значимости процессов информационных взаимодействий.

Информатизация общества происходит на базе развития телекоммуникаций, формирования компьютерных сетей с использованием космической связи и волокнисто-оптических кабелей, факсимильной  и сотовой связи, электронной почты.  Целесообразность и последовательность действий, направленных на продвижение процессов и моделей информатизации общества определяется уровнем готовности человека к жизни в информационном обществе.

 Ключевыми критериями готовности к восприятию и использованию преимуществ информатизации являются следующие качественные моменты и характеристики:

·        развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;

·        характер овладения и использования населением ее возможностей;

·        организация и последовательное развитие дистанционного образования;

·        уровень включенности предпринимательской деятельности в оборот электронной экономики.

Последнее является наиболее перспективным и фактически уже освоенным в станах Западной Европы направлением экономического развития: формирование телекоммуникационной инфраструктуры и, прежде всего, Интернета, привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей.

Таким образом, качественно новые формы социальной динамики, определяющие становление информационного общества, развиваются за счет овладения информацией как основным ресурсом управления и социально-экономического развития современного общества.  Их самоопределение  в основном обеспечивается с помощью современных   средств информатики и осуществляется благодаря медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации социальной среды и всей жизнедеятельности человека.

С нашей точки зрения, медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.

В  техническом смысле медиатизация характеризуется высоким уровнем технического обеспечения и социально-экономической поддержки информационных взаимодействий с помощью средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи. Технические агенты медиатизации участвуют в формировании физических характеристик и технологических параметров информационной среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.

 Вместе с тем медиатизацию нельзя рассматривать только как физико-технический процесс, поскольку социально значимая сторона информационных процессов, - производство информационных товаров и услуг, - активно включена в процессы экономических взаимообменов, а сама информация  приобретает отчетливо выраженные качества  и характеристики товара.

Не менее важны и организационно-психологические стороны процессов медиатизации, которые втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий, формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая, научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании, объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые качества и требуют новых организационных принципов развития.

Компьютеризация является центральным и обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы управления и материального производства, совершенствование их технической базы и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.