![]() |
|
|
Человек в современном обществеp> “Открытость миру“ и действенность человека обусловливают главный принцип его существования – “принцип освобождения от бремени”. Суть этого принципа состоит в том, что совокупные недостатки человеческой конструкции, которые в естественных, животных условиях представляют собой тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек самодеятельно превращает в условия своего существования. Весь процесс развития человека А.Гелен представляет как процесс по преодолению обремененности. Результатом является становление человека как культурного существа.С точки зрения А. Гелена, культура является определяющей сущностью человека, его “второй природой”. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом, А.Гелен в конечном счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности человека.
Своеобразный подход к определению сущностных качеств человека проявляет также Г.Плесснер (1892-1991). Он обращается к отдельным отличительным способностям человеческого индивида, в частности, к особенностям его психики. Человек отличается от животного, по Плесснеру, так называемой Эксцентрическая позиция задает не только структуру внутреннего мира
человека, но и способы реализации человеческого существования, отношения
человека к бытию. Основные формы этого отношения определяются, по Первый закон - человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Второй закон – закон, определяющий способ, каким даны объекты человеку в познавательном и эмоциональном отношении к миру. а) познавательное отношение - по мнению Плесснера, всегда опосредованно его “Я”. Таким образом, человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. б) эмоциональное отношение - наиболее ярко характеризуется в таких сущностных формах его самовыражения, как смех и плач. Эти эмоциональные проявления представляют собой специфические качества физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности. Третий закон - закон утопического места. Он характеризует неукорененность человека в бытии. В силу своей
эксцентрической позиции человек , по мнению Г. Плесснера, постоянно лишен
равновесия. Достигнув чего-либо, он не сразу может обрести покой. Опыт
подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем
самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как
существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. 4. Решение проблемы сущности человека в марксистской философии Другую, наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию развивает марксистская философия. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании биологической и социальной сущности человека. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Но каковы особенности человеческого бытия? Что обусловливает его
уникальное положение в мире? Начинать искать ответ на эти вопросы, с точки
зрения марксистской философии, следует, прежде всего, с уяснения
взаимоотношения человека и природы. Человек - это часть природы, живое
телесное существо. С этой точки зрения его можно охарактеризовать
определенной совокупностью родовидовых признаков. Природно-биологически
обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни,
способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству
определенных задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Каково же влияние природно-биологической организации на жизнь людей? Одним из самых главных социальных институтов человечества - это семья. Марксистская философия предлагает раскрыть сущность человека не только как природно-биологического существа, но и на основе концепции общественно- практической, деятельной сущности человека. С точки зрения этой концепции, человек выделился из мира животных благодаря труду. Началом такого выделения марксистская антропология определяет начало изготовления человеком орудий труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что у животных уже наблюдаются элементы трудовой деятельности, и имеют место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Но они используются для обеспечения, и в качестве вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности. В сущности, этот способ, основанный на системе условных и безусловных рефлексах и инстинктах, можно считать предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще нельзя рассматривать в качестве человеческого начала. Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития живого, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без которой становится невозможной сама жизнь, когда оно становится средством обеспечения коллективной жизнедеятельности. Труд становится главным условием бытия человека. Под влиянием нового
способа жизнедеятельности налаживается материальное производство, в
процессе которого устанавливаются общественные отношения, в которые входят:
производственные отношения, отношения между историческими общностями людей Таким образом, можно сформулировать такую синтетическую характеристику человека. Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития. 5. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм? Что следует закладывать в основание системы взглядов, определяющих положение человека в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначе говоря, чьи приоритеты изначальны: человека или общества? Что должно быть на первом месте: индивидуализм или коллективизм? Схема диалектического взаимодействия, взаимополагания,
взаимообусловленности общества и личности появляется в "Тезисах о Впоследствии К.Маркс неоднократно выражал свою приверженность этому взгляду на человека и общество. Но, как ни странно это звучит в свете вышесказанного, во всех своих главных работах К.Маркс фактически вставал на позиции последовательного социологизма, рассматривая людей именно и только в качестве "продуктов обстоятельств и воспитания". В.И.Ленин не создал целостного учения о человеке, но анализ его произведений показывает, что при всей фрагментарности и незавершенности своих воззрений, он стоит на позиции социоцентризма, как и К.Маркс. В среде отечественных обществоведов широко распространено мнение, что подлинно диалектический взгляд на соотношение общества и личности, на роль личности в истории наиболее тонко и полно выражен Г.В.Плехановым в его известнейшей работе "К вопросу о роли личности в истории". Но и это не совсем так. Плеханов балансирует на грани антропо- и социоцентризмом и в конце концов соскальзывает на более простые и устойчивые социоцентрические позиции. Но кто же прав в споре антропо- и социоцентризма? Авторы исследования "Теория познания" делают, на наш взгляд, единственно верный вывод: "В споре антропо- и социоцентризма нет и не может быть победителя на манер спортивных соревнований. Антиномия не имеет окончательного разрешения в той плоскости, в какой оно отыскивается уже несколько столетий. Ну, а конкретные спорные вопросы могут иметь однозначное решение, причем именно благодаря спору антропо- и социоцентризма" (Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. М.,1995. С.163.). Но в чем же тогда причины устойчивого господства социоцентризма в Идеология, формируемая этими институтами, состоит из утверждения
безусловного приоритета общего перед частным, коллективного перед личным. Подавление личного коллективным, частного общественным вездесуще и универсально, оно проникает во все сферы общественной жизни. Например, с позиций социоцентризма проблема прав личности, включая и ее естественные права на жизнь, свободу и независимость, снимается автоматически, так как названных прав вообще быть не может: ибо, согласно этому воззрению, правами наделяет человека общество, а какие-то естественные, присущие человеку от рождения права - полный абсурд. "Общественная природа", "общественная сущность" человека всячески
выпячиваются и трактуются с позиций доведенного до абсурда коллективизма. 6. Проблема личности в философии Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом
материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется
категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых
определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу
не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из основоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде "Психология", включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность." (Джемс У. Психология. М.,1991. С.82.). Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название
которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая
личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую
каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое,
неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально
ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в
словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность -
это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы
сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость
ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших
ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть,
исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность". Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам. Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего - это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность. Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так: Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п . И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов. Но если человека главным образом формирует повседневность, то не
изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у
родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в
убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах
ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и
отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные
добродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности. Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента,
становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в
центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре. 7. Заключение Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования. Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое бессмертие. Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Поэтому возникает вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной жизни”. Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в
самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои
потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Список литературы: “История философии” Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Том I - Философия античного и феодального общества. “У колыбели науки” Волков Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр. 1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993. 2. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996. № 3. 3. Камю А. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991. 6. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |