![]() |
|
|
Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа: 1)восхождение культуры (собственно культура), 2)нисхождение или цивилизация. Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной. Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад. Отличие цивилизации и культуры: 1)цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура – ценностна, связана с постановкой цели. 2)цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения достижений в национальных рамках. 3)тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация – конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических условиях. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д. Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал. Функции цивилизаций: 1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории. 2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени. Специфичность цивилизации придает духовный фактор. Отличие формации и цивилизации: 1)для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций. 2)формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве. Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д. Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств. Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество и До 69 питання которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство. Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории. (из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур – Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация. Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока. 70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової періодизації історичного процессу. 71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок. 72.Соціальна структура суспільства. Общество как развивающаяся система. 1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация. 2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз. 3. Проблема соц. конфликтов. Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада. Это основные класообразующие признаки. К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни… В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии: 1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж. 2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции. 3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование. Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества. 1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением. 2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения. 3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения. 4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения. II. Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности. Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям. Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным. Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну. Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением. По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности: 1. Это высший класс профессионалов-администраторов. 2. Технические специалисты среднего уровеня 3. Коммерческий класс 4. Мелкая буржуазия 4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции 5. Квалифицированные рабочие 6. Неквалифицированные рабочие. При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана. Ш Проблемы соц. конфликтов. Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях… Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе». По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора… Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах. Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др. конфликты. Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации. Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся До 72 Питання - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада. Это основные класообразующие признаки. К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни… В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии: 1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж. 2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции. 3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование. Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества. 1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением. 2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения. 3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения. 4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения. 73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація. 74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави, політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства. Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии, политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития. Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются. Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление, общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру- шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и, следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни, связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром которой стало государство. Изучение политической системы представляет особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз- личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования? Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В переводе с греческого политика означает искусство управле- ния государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье, М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть" соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка- кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства, руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о "власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой. Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли- тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни внешней и внутренней политики государства определяются экономическими интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью. Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе. Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право - это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в различных политических организациях и институтах. К ним относятся: государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации, средства массовой информации. Не все общественные организации являются политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации, стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |