рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

Шпаргалка по философии

Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь

привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной

субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он

вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

Джона Локка. Сенсуализм

(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны

королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.

Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в

пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах

качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека

(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,

может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.

"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи

возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в

следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.

Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из

ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-

правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.

разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного

познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно

получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной

деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа

при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было

прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны

быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и

отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:

состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это

действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:

сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает

удовольствие, увеличивает его.

Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.

Платон об "идеях", П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в

Афинах. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует

Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир (

кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими

чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие),

т.е. матер. мир вторичен. Все явления материального мира преходящи,

возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными.

Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания.

Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи.

Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как

кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и

действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):

- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и

явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в

идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это

форма, структура, эталон для вещей);

- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна

принимать различные формы.

- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.

Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя

безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя

уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса

шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.

Космос вращается вокруг Земли. Душа творится раньше тела. Своей

тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а

смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности)

родилось из разума и мысли бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов,

рожденных внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира

определяется вечным конфликтом бытия и небытия.

Аристотель

Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского

моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до

смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.

Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.

Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей

(рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После

смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой

обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими

учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и

методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О

небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". .фил

наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу,

чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А.

называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям

сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать.

Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн.

затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,

перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует

независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не

обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по

количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя

включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).

Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь

познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука

Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -

естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено

быть или рвабом или рабовладельцем.

Общество свободных людей. 1. Очень богаты -

противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.

Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие

(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления

богатства.

Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта.

За мягкость х-ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма

теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже

было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как

совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать

теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы,

истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу,

что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание

помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и

религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы.

Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы

только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому

что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание-

единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание.

Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому -

нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная

форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле.

Дж. Бруно. Пантеизм

Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия

бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение

природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический

(Кузанский) -растворяет природу в боге. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под

Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его

путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не

рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она

беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть,

в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все

формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой

происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа

явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б

вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и

время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о

сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.:

преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде -

частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту.

Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным

простым телом, находящимся во Вселен-ой.

Н.Кузанского. Пантеизм

Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия

бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение

природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический

(Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род.

в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос.

- соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем -

скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные

представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о

том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить

бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и

наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи

всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о

бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к

веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к

натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и

божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание,

ущемить веру, показать возм-ти ч. разума.

Френсис Бекон. Эмпирическая философия

Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. Из

семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во

взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" -

сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.

Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя

(многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания -

способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал

против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта.

Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти,

воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их

предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и

опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Учение

о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, цель.

В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3

таблицы учета наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех

известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных

инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души -

чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове

Новая Атлантида (идеализированное об-во, под руководством философов, без

воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что

он 1) восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,

возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.

собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как

сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-ми.

Т.Гоббс Эмпирическая философия.

(1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической

семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О

гражданине".

Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.

Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,

опирающееся на веру не может дать действительной истины..Материальное тело

первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это

следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает

монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за

нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -

предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает

главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод

воображения. Опыт дает только единичные знания.

И. Канта Философское учение.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. Существуют

две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок.

Чувственность дает возможность познавать явления. (Рассудок дает

возможность познавать мысленные представления. Кант вводит термины:

вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать

мир явлений. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой

для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них

3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.

У Канта есть место и для Бога и для атома. Бог сотворил мир и продолжает

творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый

можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-

щую картину мира.

Работы "Критика чистого разума ","Спос-ти суждения". Гл. в знании - логика,

принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но

идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности.

Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание

немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность. Применяет

диалектику, в частности в учении об (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не

сущ-ет; Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя

вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа "око за

око". Общество: Верховная власть народа, но он стоит за верховную власть

монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.

Гегеля. Философ система

Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия

Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая

идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые

стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и

материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.

порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.

кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,

религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный

дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.

наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,

кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при

построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,

логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с

простейших понятий, с бытия.

3 стадии духа:

- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)

- объективный (сознание общества)

- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.

Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще

ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.

Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о

сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,

возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение

о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как

субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.

Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.

Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея

отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.

Л.Фейербаха Материалистическая философия.

Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства

(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции

материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического

понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.

Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует

идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил

философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное

содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная

особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических

условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в

выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:

эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался

характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки

об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В

понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему

биол, физиолог. деятельности.. Прир явл единственной реальностью, а чел ее

высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя,

мыслит о себе. Природа вечна

Маркса. Философия

Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед

матери-м и диалектику . Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот,

их общ. бытие определяет их сознание. Общ. бытие - все матер., эк.

процессы, происход. в общ-ве. Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект.

сознания (правовое, политич., морал. Общественный труд–солнце человека.

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга,

обмениваются результатами своего труда. Все, что происходит в человеческом

обществе, вращается вокруг общественного труда.Маркс за

справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда

рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их.

Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои

права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее созрели объективные,

материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об

истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в

ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и

что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет

вперед к истине. Я согласен.

Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение

рабочего от продукта своего труда. Отчужденный труд - причина частной

собственности, возникновения зар. платы. Истор. отчужд. М. - Отчуждение

зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Возникает личная

собственность на орудия труда, Сущн, .коммунизма. Коммунизмом предполагает

преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн. соб-ти.

Непонимание существа употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской

революции в России стало как раз уничтожение частной собственности как

таковой, к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-

ть остается частной, изменится лишь общ. х-р соб-ти, Путь рассредоточения

исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через акции, совм.

предпр.. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1 этап становл. ком-ма

в марк. поним.

ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили свой задачей перевести

на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в России.

Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а

пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает

взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.

понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,

надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в

истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с

фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.