рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

1.Мифология,религия. Мифология возникла на той стадии общественного

развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как

происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии

составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется

рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня,

изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная

форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и

коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных

верований. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Воплощенные в мифах представления

тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии

с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является

культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на

установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере

религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности

религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга,

милосердия, придает им особую ценность. Основная функция религии состоит в

том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия,

и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает

человеку преодолеть житейские трудности.

4. Проблема бытия. Категории.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий

фундамент.Принципы,наиболее общие сущности и категории сущего.

Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает

наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных

вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой

предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй

аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка.

П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у

Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект

проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей

повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей

общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время

для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми,

вещами, м/д обществом и природой, итд. Все многообразие вещных и духовных

явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на

различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего

существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало

всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее.

Существование и сущность: В истории философии П. существования

употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии

от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее

время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности

служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника

существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории

субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка

мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

2. Реальность. Материя. Картина мира.

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность –

объективный мир существующий не зависимо от человеческой воли,

представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное

множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,

субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий

мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и

проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей

как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая

основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции -

это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под

субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие

атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и

пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона,

Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в.

господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как

совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и

механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью

и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о

материи: 1)о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное

понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи

присуща внутренняя мысль. Субъективные идеалисты отождествляли материю с

совокупностью ощущений. Они считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь

ей придает идея.Для материализма и для идеализма характерно отождествление

материи с веществом, с конкретными формами ее проявления. Маркс и Энгельс

понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в,

изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей,

а только через них. В начале 19-20вв был сделан вывод, что материя

превращается в материю.Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона

отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В

естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не

вписывались в старую картину мира. (Ленин)Материя - философская категория

для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его,

которая копируется, отображается, нашими ощущениями, существующая

независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1)

Признание первичности материи по отношении к сознанию 2) Признание

принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское

понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин

способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением

принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В

домарксисткой философии материя отождествлялась с конкретными ее видами,

напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе познания филос. понятия

М. как объективной реальности с конкретными ест.-научными представлениями о

ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но

реально существующих объектов и систем из структуры М., что противоречит

принципу материального единства мира. Это единство имеет множество

конкретных форм проявления, последов. раскрываемых наукой и практикой.

5.Идея развития в философии

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением

новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности,

характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного

качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов

организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности

процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за

рамки соответствующего вида материи. 2) Процессы перехода от одного уровня

к другому. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение

материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех

указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость

изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономерности

характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии

направленности изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается

характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р.

возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как

изменение его состава или структуры . Способность к Р составляет одно из

всеобщих свойств материи и сознания.

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих

характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое

развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его

направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает

сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что

общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия

многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит

целенаправленной деятельности человека. Единый мировой процесс развития –

это непрерывное усложнение организации. Реальность такова, что

необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные

возможности развития, которые описываются законами природы.

По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего

движения материи – как непрерывное образование новых форм организации, их

неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних состояний к

другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени

детализации анализа и характере интерпретации результата. Таким образом,

все наблюдаемое нами – это единство случайного и необходимого.

Случайность и неопределенность – это понятия не тождественны – пронизывают

все уровни организации материи. Процессы, протекающие в неживой природе,

процессы биологические , социальные процессы – все они подвержены действию

случайностей, которые мы далеко не всегда можем проследить так, чтобы

понять их источник, а тем более правильно учесть, делая анализ или

прогнозируя события.

Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, –

наследственность. Этим термином обозначается не только способность материи

сохранять свои особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к

будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Таким образом,

наследственность – это термин, отражающий влияние прошлого на будущее.

Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те

особенности, которые, возникнув в результате действия случайных факторов,

затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности.

8. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со

всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла

жизни важна для каждого человека.

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ

смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной

жизнью, трепетным отношением к законам, знанием нравственных понятий;

Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным

человеком и ответственным гражданином. Такое же многообразие точек зрения

наблюдается и на других этапах развития европейской философии. Кант видел

смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в

стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс - в

борьбе за коммунизм.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда

больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу.

Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и

назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь

после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек

механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать

максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен -

руководствуйся всеми ценностями - побуждает к активности. Ф. существования

главная проблема смерти и бессмертия.

Философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как

завершающего этапа человеческой жизни, перед лицом смерти человек способен

понять и оценить прожитую жизнь. Древние египтяне рассматривали земное

существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что

человек после смерти продолжает жить в своих потомках. В классический

период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления

страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, -

бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть

процесс отделения души от тела. В христианстве смерть характеризуется как

недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее

духовной сущности человека. Именно поэтому главным мотивом христианства

является вера в спасение и преодоление смерти. Проблема смерти по-своему

решалась в философии известного голландского философа - Спинозы. Он считал,

что свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти. Мудрость

человека, по мнению Спинозы, “состоит в размышлении не о смерти, а о

жизни”. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет

людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти

человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных

целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий

мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность.

Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение.

Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с

проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что

душа человека смертна и умирает вместе с телом. Проблема бессмертия в

материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из

того, что процесс развития человечества органически связан с формированием

мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей,

бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие

культуры.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования

материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования.

Задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по

мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества,

его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который

она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и

человечества в целом.

7.Закон, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает

связь между предметами,свойствами вещей, а также между свойствами внутри

вещи. Существуют 3. функционирования, выражающие существенную, необходимую

связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями .В системе

объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума,

воплощённого в природе и обществе. Диалектич. материализм исходит из того,

что 3. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей. 3.

могут быть менее общими, действующими в огранич. области ; более общими,

универсальными , к-рые исследуются философией. На основании познания 3.

достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в

практику. Посредством познанных 3. оказывается возможным управление как

природными, так и социальными процессами.

Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, связь явлений ,

жизни или этапов историч. процесса, характеризующая поступат. развитие

истории. В домарксистской философии и социологии отд. мыслители приходили к

идее закономерного характера историч. процесса . Науч. решение вопроса о 3.

было дано впервые Марксом и Энгельсом с позиций материалистич. понимания

истории. Выделение производств, отношений как первичных и материальных

позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. т. е. законы

определяют осн. линию развития общества, не охватывая и не предопределяя

множества случайностей и отклонений; Поэтому в истории имеют место как

динамич., так и статистич. закономерности. Открытие 3. позволило

представить развитие общества как естеств.-историч. процесс.

Детерминизм - филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи явлений

материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о

существовании причинности,т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление

(причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает,другое

явление (следствие).

Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм

взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не

имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в

себе моментов порождения, производства одного другим. Недостатком

домарксистского Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно

действующей причинностью, в нём отрицалась объективная природа случайности,

вероятность выводилась за пределы Д. Прежний Д. не мог быть последовательно

реализован в ряде важных отраслей науки о природе, и оказывался бессильным

в объяснении социальной жизни и явлений сознания.

Ядром марксистской концепции социального Д. является признание

закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает, что ход

истории предопределён заранее . Законы общества, определяя осн. линию

историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности

каждого отдельного индивида. В обществ, жизни постоянно складываются

различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от

сознательной деятельности людей. Д. не только не отрицает свободы, но,

напротив, предполагает способность, человека к выбору мотивов и целей

деятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания

причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Принцип Д. служит

руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием

постижения истины.

Индетерминизм- филос. учение , к-рое отрицает либо объективность причинной

связи , либо познават. ценность причинного объяснения в науке .И. и

детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам

обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности

человека за совершённые поступки. И. трактует волю как автономную силу,

утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч.

выбора и поведения. Марксизм исходит из того, что детерминизм дает почву

для разумного действования .

Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием

совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич.

детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с

этим предпринимались попытки истолкования осн. законов квантовой теории в

духе И. Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает

недостаточность прежних механистич. представления о детерминизме и на

основе достижений совр. естеств. и обществ, наук формирует новое обобщённое

представление о детерминизме.

Волюнтаризм- направление в философии, рассматривающее волю в качестве

высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю.

Элементы В. имелись уже в философии Августина видевшего в воле основу всех

др. духовных процессов . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Копта о

практрт разуме: хотя существование свободной воли нельзя по Канту,

теоретически ни доказать, ни опровергнуть практнч. разум требует

постулировать свободу воли ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий

смысл. Фихте видел в воле основу личности а в волевой деятельности «Я» —

абс. тнорч. принцип бытия, источник духовного самонарождения мира. При этом

воля у Фихте (как и у Канта и Шеллинга) является разумной, по своей

природе, источником осуществления нранств. начала. В противоположность

этому у Шопенгауэра В. впервые оформляется как самостоят. направление,

даёт трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно-действующего

первоначала мира.

Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч.

поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения,

исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа :

Мифологич. Ф . , теологич. Ф. , рационалистич. Ф. Первый тип Ф. повсеместно

распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных»

доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи,

подвергается переосмыслению. Теологич. Ф., согласно к-рому бог ещё до

рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели»,

получил особенно пос-ледоват. выражение в исламе , в нек-рых христ. ересях

средневековья . Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита,

Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма . Поздний и

философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.— представление о роковом

предопределении человека к преступному поведению его наследств, биологич.

конституцией . Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет им

учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости

в обществ.-историч. процессе.

9.Сознание. Бессознательное.

С вопросами биологического и социального, сущности и cушествования тесно

связана и проблема бессознательного и сознательного в философской

антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

Длительное время в философии доминировал принцип антропологического

рационализма, человек, его мотивы поведении само бытие рассматривались

только как проявление сознательной жизни. («мыслю следовательно,

существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но,

начиная с Нового времени, философской антропологии все большее место

занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше с

разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических

процессов, не осознающихся человеком.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.