рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру

1. Философия, её проблемы и роль в обществе.

Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и

"софиа" - "мудрость").

Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития,

пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий

математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к

людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-

347 до н.э.).

Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области

действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу

мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия

раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания.

Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые

возникают перед мыслящим человеком : что такое мир, в котором мы живем, как

он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и

материя ? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами ?

Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели ? Действительно ли

существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам

склонности к порядку ? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение

человека ? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера,

справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше ? Исследовать эти

вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.

Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления

либо материальны, либо идеальны, духовны.

К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то

есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на

Земле, тела Вселенной /.

То, что существует в сознании человека, составляет область его психической

деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального,

духовного.

Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное

материальным или наоборот материальное порождается духовным?

Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к

материальному и составляет основной вопрос философии.

2.Социокультурные предпосылки возникновения философии. Религия и мифология.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникла на

самой ранней стадии общественного развития. В мифологии отражено

поэтическое богатство и мудрость народов. В них мы находим образную картину

мира, сочетание реальности и фантазии, естественного и сверхъестественного,

знания и веры, мысли и эмоций. Мифология закрепляла принятую систему

ценностей, формы поведения. Человечество в мифах искало ответы на вопросы о

том, как устроен мир, о его происхождении, о мировой гармонии, о человеке,

тайнах рождения и смерти.

Эти вопросы унаследовали от мифа две древнейшие формы мировоззрения -

религия и философия.

Религия (от лат. "религио" - благочестие, набожность, святыня). Основу

религии составляет вера в сверхъестественные силы. Религия -социально-

организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения "высшим

силам". Религия - важное явление духовной культуры. Возникновение религии

связано с сознанием зависимости людей от сил природы и истории. Отсюда

смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам,

Богу - высшему существу, достойному поклонения.

Религия - средство социальной регламентации, сохранения нравов. адиций,

обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче культуры- Обращаясь к

эмоционально-образному опыту человечества, религия способствовала развитию

духовности человека, культивируя человеческие чувства любви, доброты,

терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.

Большинство людей во все времена черпало именно в религии свои моральные и

общемировоззренческие установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с

научным прогрессом последних двух столетий широкое распространение получает

свободомыслие, которое характерно для философии и невозможно в религии. В

отличие от религии, с ее преимущественным вниманием к человеческим

тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план

интеллектуальные аспекты мировоззрения. И в этом нашла отражение

неистребимая потребность человека понять мир и человека с позиций знания,

разума.

Философское познание основано на присущей людям любознательности, которая

перерастает в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и

углубления знаний о мире. С помощью философии человек умозрительно

постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть

даны ни в каком опыте. По сути это способность интеллекта к сверхопытному

знанию. Разве можно постичь опытным путем внешний мир как целостную

беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно

превосходящую человеческие силы, не зависящую от человека (и человечества),

объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться Опыт не

дает человеку такого знания, а философская мысль, вполне осознавая

определенную ограниченность разума, пытается постичь бесконечное

многообразие окружающего нас мира. Мыслящий дух при помощи Разума, а также

чувственной и интеллектуальной интуиции все глубже проникает в тайны бытия.

Задача и смысл философии не исчерпывается вопросами познания Философия

призвана указывать высшие цели человеческого бытия нравственные ценности,

каким надо быть, чтобы быть человеком Ориентация на человека и высшие

нравственные ценности сообщает философии достоинство и внутреннюю ценность,

а также придает ценность всем другим знаниям. Философия выявляет наиболее

общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная

конкретная культура, жизнь людей в целом. Эти наиболее общие идеи называют

универсалиями. Важное место среди них занимают категории (это наиболее

общие понятия для выражения связей и отношений в вещах к которым относят

такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс,

свойство, отношение, изменение, развитие, причина, следствие.

3. Понятие мировоззрения, его типы и структура. Мировоззрение и философия,

их тождество и различие.

Наши представления о мире и месте человека в нем. наши знания, убеждения,

чувства, настроения, надежды существуют как более или менее целостное

понимание людьми мира и себя. В каждую историческую эпоху люди имеют

определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания,

идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального,

эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной

жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных

людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с

другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о

мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные.

Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного

человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее

мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение

людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным

пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия

прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а

также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение.

Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в

области мировоззрения.

Жизнь рождает у человека сложную гамму чувств, переживаний : чувства

благоговения и восхищения природой, оптимистическую любознательность и

желание познать мир и в то же время пессимистические настроения

неуверенности, беспомощности, одиночества, беспросветной горестной тоски.

Душевный настрой человека зависит от многих причин; условия жизни людей,

социальное положение, национальные особенности, тип культуры, темперамент,

возраст.

состояние здоровья - эти и многие другие факторы влияют на каждого из нас

по разному.

Характерная особенность мировоззрения состоит в том. что оно включает в

себя и взгляды, основанные на здравом смысле, повседневном опыте людей. Это

так называемая "жизненная философия", которая складывается стихийно и

является массовым и реально работающим сознанием. "Жизненная философия"

проявляется в обыденных, массовых, повседневных формах, включает жизненный

опыт, навыки, традиции, веру предшествующих поколений, "память веков", а

также ошибки, националистические предрассудки, иллюзии и заблуждения своей

среды.

В таблице представлено мировоззрение в совокупности с составляющими его

основными элементами. ж -• •-' '-••..' •-'•••>•.

мировоззрение

Итак, мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность

взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание

мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции,

программы поведения.

А каково же место философии в мировоззрении, как связаны философия и

мировоззрение? Теоретический уровень миропонимания, теоретическая

обоснованность взглядов присущи философии.

Соотношение философии и мировоззрения может быть схематично представлено в

виде двух концентрических кругов, где больший круг -Мировоззрение, а

входящий в него меньший круг - философия.

4. Диалектика единичного и общего, возможности и действительности,

необходимости и случайности.

5.Философия и наука. Является ли философия наукой?

Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия

- это наука об универсальных принципах и законах развития мира,

материального и духовного бытия.

Следует иметь в виду, что наука как система знаний никогда не имеет

завершенной формы. Наука-это постоянно развивающийся, наполняющийся более

глубоким содержанием процесс, в котором уточняются, изменяются проблемы,

обоснования, вводятся новые понятия, при этом сохраняются основные

фундаментальные положения, принципы, которые принимают характер абсолютного

знания и составляют стержень науки. В процессе разработки теории

выдвигаются различные /иногда взаимоисключающие/ идеи, но в любом случае в

борьбе мнений, разработке новых концепций или углублении прежних моделей

идёт обогащение знаний либо новой теорией, либо отдельными положениями в

виде новых проблем, понятий, методов. Это естественноисторический процесс

становления и развития науки /физики, математики, биологии, философии/. И

если философию отдельного мыслителя нельзя назвать наукой в целом, то она

тем не менее является учением, теорией, составляющей вклад в науку как

развивающийся процесс /речь не идет о лже - или псевдонауке/.

Безосновательно лишать философию статуса науки на том основании, что она в

своем историческом развитии представлена различными направлениями

/материализм и идеализм, диалектика и метафизика /, течениями /позитивизм,

экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм../, школами,

сообществами/.

6. Эволюция представлений о предмете и функциях философии.

Философия начинается с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?» /Фалес, 624

- 547 г. до н.э./. Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам

«начала, лежащего в основании», имеющего значение первоначала, «вечной

основы», сущности, первопричины - субстанции. Всем управляет Логос - закон,

который приводит мир к гармонии через связь и борьбу противоположностей

/Гераклит, 544 - 483 г. до н.э./. В учении Парме-нида /VI - V вв. до н.э./

вводится одно из самых основополагающих философских понятий - «бытие»,

соединяющее в себе, как заметил Аристотель, «универсум как одну

субстанцию», «все сущее» /существующее, единое, совокупное/. Своим

суждением: «То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает» - Парменид

положил начало основному вопросу философии - об отношении мышления и бытия,

сознания и материи, - разделившему философов на два лагеря - материалистов,

и идеалистов. Сократ вводит понятие «идеального» /нематериального/ бытия и

обращает философию к человеку.

В философии атомистов IV -1 вв. до н.э. поиски основы как начала и причины

всего существующего приводят к обоснованию принципов /основоположений/

философии, ведущим среди которых стал принцип причинности: «Ни одна вещь не

происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости».

Подведёт итог всем этим рассуждениям Аристотель /384 - 322 г. до н.э./ Он

назовет философию наукой, «которая носит название мудрости» и предметом

которой является «сущее, начало и причины существующей реальности».

Греческая философия определила стратегию развития философского учения:

единая основа, сущность /субстанция/ мира как целостности, причины всех

изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как

упорядочивающее и основополагающее начало.

В период средневековья /V - XV в./ с распространением и утверждением

христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении

философии. Концепцию философии и её роли выразил византийский мыслитель

Иоанн Дамаскин /675 - 753 г./: «Философия есть познание сущего»....

«Философия - служанка теологии /богословия /».

Потребностью Возрождения /XIV - XVI в./ и Нового времени /XVII - середина

XIX в./, эпохи развития нового /капиталистического/ способа производства и

социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих

законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и

практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того

времени - человек и его познавательные способности, проблема метода

научного познания. Главной задачей философии считается создание метода

естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания,

создание системы научного знания.

Немецкая классическая философия /XVIII - XIX в./ дает обоснование научного

статуса философии. Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831 г./ охарактеризует философию

как «объективную науку об истине» /«Лекции по истории философии»/,

содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. «Философия

есть познание Вселенной как единой органической целостности» /«Эстетика»/.

Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и

развитии /но в рамках идеалистической системы/ способствовала превращению

философии в методологию.

В марксизме /XIX - XX в./, в отличие от предшествующей философии, получило

развитие материалистическое понимание общественного развития как

естественноисторического процесса. Диалектико-материалистический подход к

проблемам развития мира позволил определить предмет философии:

универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.

Современная западноевропейская философия представлена различными

направлениями: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и т.д.

С постановкой ими проблемы сущности, предмета, функции философии можно

ознакомиться в соответствующей литературе. Сегодня можно дать следующее

определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных

принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия.

7. Специфика философских проблем и способы их решения в истории философии.

8. Характеристика основных разделов философского знания.

9. Функции философии в обществе. Место и роль философии в современном мире.

Философия - средство самопознания и самосознания человека, который является

высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать

уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой

основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своем

предназначении, о свободе, истине, добре, творчестве, красоте, счастье. В

философии находит логическое завершение умственное развитие личности,

выражается суверенитет человеческого интеллекта, который именно благодаря

философии приобретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и обладающим тонкой

интеллектуальностью человеком. Философия формирует у личности универсальную

широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к

критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия нужна

каждому для самореализации в качестве разумного существа и единственного в

материальном мире носителя и субъекта духовности. Философия обеспечивает

полноту интеллектуального потенциала личности. Философия является

интеллектуально-духовным ядром культуры. Основные сферы духовной культуры

(политика, право, религия, мораль, искусство, наука) уходят своими корнями

в пласты философских идей.

Принято выделять следующие функции философии в системе духовной культуры -

интеграционную, интерпретационную, эвристическую, прогностическую и

рефлексивно-критическую.

Интеграционная функция состоит в том. что с помощью философии

осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания

человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического,

этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно

с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и

объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные

идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в

некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной

интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений

внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается

с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается

к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных

предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией

интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные

основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует

человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к

формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только

к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает

стратегические направления развития человечества, его исторические

перспективы и его культуру. Философия определяет главные тенденции, общий

характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически

осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится

общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий,

заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает

отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости

перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта,

научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует

всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.

В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает

множество проблем, для успешного решения которых необходима философская

культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в

соответствии с требованиями жизни.

10. Основные области философского знания. Природа философских

проблем.

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и

народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это

обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то

глубокими причинами.

По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого

разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную

ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что

я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что

такое человек?».

В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы

мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что

тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение

имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?

Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и

бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь,

героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится

с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен

или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли

она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества

или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое

человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова

природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и

самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком

направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее

сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать

каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал.

Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.