![]() |
|
|
Шпаргалка по философииШпаргалка по философии1. Основные черты античной философии. Анализ античной философии, в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Но все развивается в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона. 2. Философия Милетской школы. Др. гр.ф (дгф) возникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.) Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью. ФАЛЕС. конец 7 начало 6 вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение в Гр. -585 гднэ. Изобрел некот. Астроном. приборы. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом. В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось. ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов. Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр. Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры. Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех прир. явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. 3. Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии. ПИФАГОР (2-я пол. 6 в.- нач. 5 в. до н. э.), др.-греч. философ, Подлинных соч. П. нет и согласно надёжной антич. традиции никогда не существовало. О нем осталось огромное количество разрозненных косвенных свидетельств. Родился на Самое (ок. 570 до н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра и совершил путешествие на Восток, в т. ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-вост. математикой и астрономией и изучая негреч, религ.-культовые традиции; ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал религ.-филос. братство с ритуализованным уставом, взявшее власть в Кротоне и распространившее политич. влияние по всей Юж. Италии. В результате антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, ок. 497/496 до н. э. П. Требовал ученикам приписывать учителю все открытия. Совокупность учений от Пифагора: Пифагорейский союз (на юге италии) был также науч.-филос. школой (начиная с 5 в.) и политич. партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично) Сицилии. Их лозунг «у друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тенденцией, тормозившей демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произошло ещё при жизни Пифагора) и разгрома союза италидский центр П. переместился в Тарент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община. Внутр. организация пифагорейского союза деление на «акусматиков и математиков»; со временем «акусматики» и «математики» стали враждовать: «акусматики» фольклорно-религ. Традиции «математики» науч.-филос. Традиции. «Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» («символы») - бездоказат. максимы этич. характера («Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна», «Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включавшие также множество ритуальных запретов. «Математики» занимались «науками»- арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией, И те и другие претендовали на верность учению Пифагора, образ к-рого поэтому раздваивается Достижения Платона таблица противоположностей - 10 пар онтологич. принципов (предел- беспредельное, нечет- чёт, одно- множество, право- лево, мужское- женское, добро- зло и т.д.). идеализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувств, вещами (числа «неотделимы» от вещей); порождение чувств, тел через последовательность «точка- линия- плоскость- тело», пифагорейцы знали только три фигуры- пирамиду, куб и додекаэдр. 4. Античная атомистика. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич. рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события - выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт. мира. 5. Учение элеатов. ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию. (земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями. ЗЕНОН. Ученик Парм. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно). В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов. 6. Философия Гераклита. ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. все кач. вещей относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна) Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум. 7. Софисты, их роль и место в философии. Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6 вднэ) В 5 в д н.э. на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Гр. пришла власть демокр. Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. /Развитие привело к появл. новых выборных учреждений - нар. собрания и суда, игравшего б. борьба партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. наиболее выдвинувшихся из людей становились учителями риторики, полит знаний/ б. роль, приобрела в то время фил., (новые мыслители учили мудрости, и связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения.) Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к доказ. заведомо ложной, точки зрения. Старшая группа: Протагор (481 – 411 днэ), Горгий, Гиппий и Продик. Младшая группа: Ликофрон, Алкидам и критий отрицали необходимость классов (люди рождаются свободными.) Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. /Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ. непреодол. несовмест. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова./ Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. добра и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ). 8. Сократ, его жизнь и творчество. СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. С. выступал против дем. строя из-за этого народ был против него. Он был привлечен к суду и отравился. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, Выступал против Софистов. Фил.по С. - учение о том как следует жить. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание) Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская. КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе. МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Сущ. только необходимое, возможности нет. Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; исполнения обязанностей по отношению к богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д. 9. Онтология Платона. Учение об идеях. Отличит. хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности для познания окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) люб. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Идеальное гос-во3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.) 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: 1. мудростью, 2. мужеством, 3. рассудительностью, 4. справедливостью. 10. Общественно-политические и антропологические воззрения Платона. 1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. 11. Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания. 12. Учение Аристотеля о душе. ОНТОЛОГИЯ, учение о бытии как таковом; Аристотель систематизировал и развил идеи Платона. Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля каждая вещь состоит изз двух начал - материи и формы. В основе мироздания – "первая материя". Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в. 2) чувств. - жив. - обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер. субстрвт. А. - основатель форм. логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. Д-ка - низш. уровень логики, Проблема чел-ка: взгляд на ч-ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд-во. Назнач. гос-ва - обесп. счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир./олиг./демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил. 13. Философские учения стоиков и киников. СТОИЦИЗМ, школа др.-греч. философии, в Афинах, была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф), Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.;) и Поздняя Стоя (римский С.). От первых двух периодов не дошло ни одного целого соч., они опираясь на физику (натурфилософию) и логику. Мир (космос) представляется в С. находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферич. телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и предложений, пустота, место и время); в мире, едином самом по себе, различались два начала - пассивное и активное: «бескачеств, вещество», или «субстанция», и всепроницающий логос, или бог. Земля в зикле жизнь\огонь\жизнь; весь мир, является природой Судьбу отд. тела определяет его природа, Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает всё тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство. жизнь согласно природе, логосу. Только такая жизнь добродетельна. С. оказал сильное влияние на складывающийся неоплатонизм и христ. философию; его этика, в частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь привлекли к себе внимание в 17-18 вв. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |