рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

Объективированное П осуществляется коллективным субъектом по законам,

несводимым к индивидуальному процессу П, и выступает как часть духовного

производства. Различают также такие типы П, как обыденное, художественное и

научное, а внутри науки – естественно – научное и общественно – научное П.

Различные стороны процесса П исследуются рядом специальных наук

(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки,

др.). Функционирование и историческое развитие эталонов и норм П изучает

теория познания как философская дисциплина.

В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно

чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать

себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,

воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света,

“от того, что никогда не заходит”

Билет№26

Специфика соц. Познания. Субъект, объект …

.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть

занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,

является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -

существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают

воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но

в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для

того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку

социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания

природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее

определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих

себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"

Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и

выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.

Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить

многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и

развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы

можно было предвидеть будущее.

Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который

сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных

наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и

стремления к самоорганизации.

И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,

подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших

глазах.

Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или

биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать

сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства;

невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако

литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души

или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания

избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего

необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы

(явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом

изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы

не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе

обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом,

объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её

фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений

этого объекта.

Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.

Билет№ 27

Мышление как творчество

Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.

Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание

правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти

– поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.

Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности

св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва

отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль

адекватно отражающая свой предмет - истина. На адекватность влияют 3

фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во

объекта воздействия.

В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве

чувственного (восприятие) и рационального (мышление).

1) М. связано с языком (система знаков)

2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)

3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)

М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств.

образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)

Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы.

Намеренное отступление – софизм.

Билет№ 28

Методология научного познания

Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих

методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов

действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые

позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать

методологией познания.

Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного

и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и

объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление

взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-

выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает

соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к

изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных

науках.

Формы и методы познания.

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют

разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду

с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,

неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,

направленное на получение объективированного знания, существующего вне

отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных

человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это

система принципов преобразующей практической или познавательной,

теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й

сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4)

Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й

сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4)

Умозаключения Виды познания: 1. Научное —

основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления,

стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное —

неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3.

Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое,

претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое =

познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления;

б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств.

опыта.

Билет№29

Логика научного познания и виды научного познания

Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское,

научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на

наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным

опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет

приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на

здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в

повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе

понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное

событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т.

образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения

становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного

знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и

будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит

необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе

осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по

своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в

форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые

превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в

житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного.

Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое

знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического

– инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия

закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора,

устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных ,

зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной

спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное

произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только

познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира

душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот

опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и

выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др.

способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность ,

самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В

искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того,

чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в

действительности

Билет№30

Формы и методы научного познания.

Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с

человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах,

явлениях, законах действительности для познания которых необходимы

специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества

более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом

ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2

основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б)

Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема -

противоречивое единство знания и незнания.

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств

гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление

целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные

предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее

развернутый характер.

3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; -

система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область

действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к

действительности.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№31

Способы доказательства и аргументации. Верификация и фальсификация.

Истиннось или ложность того или иного положения науки не обладает

очевидностью. Только простейшее суждение нуждается для подверждения своей

истинности лишь в использовании чувственного восприятия: нет необходимости

доказывать то, что можно показать. Подавляющее число положений в науки

принимается не на уровне чувственного познания, а на уровне логического

мышления, в связи с др. истинами, т.е путем доказательства. В любом

доказательстве имеется тезис, основания доко-ва (аргументы) и способв

докозательства. Тезис- положение доказательства. Доказательство

подсредством которого является выясняется ложность тезиса, назв.

Опровержением. Все положения, на которые опирается доказтельтсво и из

которых сл-ет истинность доказы-го тезиса назв.основаниями или аргументами.

Аргументы состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и

ранее доказанных положений. В число оснований доказательств входят еще

доказанные ранее положения науки, необходимые для обоснования тезиса. Чем

дальше наука развивается, тем больше становится число предшествующих

оснований доказательства каж. Нового положения. Связь оснований и выводов

имеющая результатом необходимое признания истинности доказываемого тезиса,

назв. способом доказ-ва. Доказательства одного и того же положения науки м.

быть различной, основанным, например на дедукции, индукции, использования

аналогий, моделирования и т.п. Доказательство- теоретическая задача. Иногда

задача доказательства бывает на столько сложной, что разрешения её требует

от ученых огромных усилий на протяжения даже столетий. Например: в течение

2500 лет осталось недоказаным существования атома-пока успехи

эксперементальной и теоритической физики не доказали этого. Гениальная

догадка осуществовании планет, и обращающихся вокруг – только стало

известно в последнее столетия. От современной науки зависит способ

доказательства.

К Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются

аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это

означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера,

нужен другой принцип – не принцип верификации, а принцип фальсификации,

т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности.

Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость

(фальсифицируемость) любого учреждения, относящегося к науке. Принцип

фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении

научного знания от ненаучного. Этот принцип в каком то смысле

непосредственно направлен против принципа верификации. Поппер утверждал,

что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто

опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные

теории, гипотезы ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же

опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной,

или, по крайней мере, оправданной. Но истолкование принципа фальсификации

как антиверификации является не точным. Принцип фальсификации – это не

способ проверки, а определенная установка науки на критический анализ

содержания научного знания, на постоянную необходимость критического

пересмотра всех его достижений. Научные теории независимы друг от друга.

Они в своем развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно

происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер

выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы

общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Билет№32

Общенаучные методы познания.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№33

История науки и техники. Особенности современной науки

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а

также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового

процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт,

приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения

челов. культуры.

В формах и функциях тех. Средств своеобразно отразились формы и способы

воздействия человека на природу. Т.О. техника как «производственные органы

общественного человека» есть результат челов. труда и развития знания.

Цель и функции техники-преобразовать природу и мир человекав соответствии с

целями, сформулированными людьмина основе их нужд и желаний. Люди не могут

выжить без своей преобразующей деят-ти. Сл-но, техника-это необходимая

часть человеческого существования на протяжении всей истории.

Преобразования экю отношений в промышденности и с/х, разработка и внедрения

новых технологий, обоснованых наукой – это две стороны единого процесса соц-

экономич. развития общества. Техника составляет основу цивилизации, она

находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогресирует.

Техника яв-тся важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего,

например в медицине, в астрономии, в биологии.

Связь науки и техники. НТП

Научно-технический прогресс (единственный в своем роде процесс,

объединяющий наук, технику, экономику, предпринимательство и управление),

признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического

развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с

понятием инновационного процесса.

Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда,

являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП

выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма

предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок,

переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях

науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР),

которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития

производительных сил крупного машинного производства.

Билет№34

Методология познания общественных процессов.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.