![]() |
|
|
Шпоры по философии (Астана. 2007 год)Шпоры по философии (Астана. 2007 год)Генезис философии.Историчность предмета философия. (с гр. Любовь к мудрости).Ф. возникает в 6 веке до н.э. в др. индии, Китае и Греции.Дофилософскими типами мировоззрения являются Мифология и ,религия. Ф. возникает в раннекласическом обществе т. е. при достаточно высоком уровне развития общества.В мифологии, как мировоззрении мир представлен. Как единый и целостный, и выражен в форме чувственных образов.В религиозном мировоззрении мир удвоен: естественность, чуственность и сверхестественность т.е. божественность. В философии мир также представлен,как единый и целостный, но в отличии от мифологии и религии, Ф. опирается на док-ва и фактыт.е. рационального.Ф.-это теор.систематизация знаний о мире в целом.Ф. можно рассматривать как науку о наиболее общих законах природы,общества и мышлении. Ф.мир рассматривает как таковой, ее предметом является всеобщее в системе «Человек- мир» ______________________________________ Мировоззрение и его исторические типы. В философском мировоззрении мир представлен как единый и целостный, но в отличии от мифологии, религии, Ф. опирается на док-ва и факты т.е.на сферу рационального.В истории мировой философии выделяются след.периоды: - Ф.Др Востока,(Индия Китай) - Ф.античности(Греция и рим) - Эпоха Сред-вья (Зап-Евр.ф,ф.Исламского мира), - Ф.Возрождения - Ф.нового времени:17в-век науки и рационализма,18-век просвещения, 19-век нем.кл.ф.Марксизм и иррационализм. - Ф.новейшего времени(20-21вв.)Ф. выделяет след.разделы:-онтология (теория бытия,учение о свойствах мироздания) - гносиология(теория познания) - логика(учение о формах,законах мышления) - методология (уч. О методах и принципах науч.познания) - этика (наука о морали) - эстетика (наука о красоте) - диалектика (уч. О всеобщих св-х, и развитии - фил.антропология (фил.учение о человеке)
Проблема основного вопроса философии. Об осн.вопросе Ф. пишет Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец Кл.нем.философии».По его мнению, по решению этого вопроса,ф-фы разделились на 2 больших лагеря:материалистов и идеалистов.Основной вопрос ф. по Энгеьсу имеет 2 стороны:1).антологическая – что первично материя или сознание, дух.2)гносиологическая – вопрос о познаваемости Мира,те кто признает первичностьматерии- материалисты, а кто ид. – идеалисты. В истории Ф. были и др. трактовки осн.вопроса Ф.,н/р Френсис Бекхам, считал, что гл. задачей фил. Является помочь человеку овладеть стихийными силами природы (натурфилософия); основоположник нем.кл.фил-фии Эммануил Кант считал, что Ф. отвечает на след. Вопрос Что я могу знать, Что я должен знать, На что я смею надеяться, Что такое человек.Философ-экзистенционист Камю считал, что гл.зад.ф. является поиск ответа на вопрос Стоит ли жизнь труда быть прожитой. _____________________________________ Функции Ф. осн. Направления. Функции фил-фии: - мировоззренческая - гносиологическая или теоретико-познавательная -методологическая -практическая - критическая. Осн.направления Ф.: -материализм -идеализм -дуолизм. В истории материализма выделяют наивный мат-м древних греков, метафизический мат-м нового времени, и деалектический мат-м.Мат-ты признают, что Мир познаваем. В идеализме выд-т 2 направления: объективный и субъективный ид-м. - объективный. Признает за начало мира мир идеальных сущ-стей(Платон), абс.дух (Гегель) - субъект. Считает что мир зависит от сознания познающего субъекта (Канта). Полное или частичное отрицание познаваемости мира наз-ся Агностицизмом. Напрвление признающее, что в основе мира 2 начала и мат-е и дух-е наз-ся дуолизмом.
Конфуцианство и Даосизм. Основой мировоззрения Др.Китая является т.н. китайское 5-книжие. - книга перемен -книга обрядов - книга песен - книга истории - книга тысячалетий (книга весны и осени) Становление фил.мировозрения мы находим в книге перемен. Во 2в. До н.э. историк Самацать дал классификацию осн-х фил-х школ: 1.Сторонников учения об Инь и Янь или школы Натурофилософоф. 2.Конфуцианство 3.Законников или легистов Фа – Цзя 4.Имен-номиналисты 5.Моистов основополжник-Моцзы 6.Сторонников учения о Дао и Дэ Даосизм – основоположник Лао-Цзы, автор сочинения «Книга о Дао и Дэ».Философия даосизма «Дао» это универсальный космический закон, путь. Нельзя изменить естественный ход вещей поэтому человек может лишь созерцать великое Дао, принцип Дао – недеяние. Конфуцианство – великим учителем называют Конфуция, ему приписываются сочинения , беседы и суждения. Т.к. Конфуций жил в эпоху социального хаоса, ему в своем учении противопоставил идею гармонии. К. ищет ответы на вопросы: - как гармонизовать отношения внутри госп-го класса - какгармонизовать отношения между госп-м и неимущими классами. Он считает, что все должны овладеть ритуалом и выполнять его (ли) надо также воспитать страх перед небом, особенно у прстого народа. Он выдвигает теорию воспитания молодывх людей и большое значение при этом уделяет совместным танцам и пению, т.к. они напоминают ритуал. К. также считал, что надо воспитывать уважение к старшим и к предкам. Для кит.культуры в целом хар-на ритулизированная этика. _____________________________________ Буддизм как фил. Религиозное учение. Основоположником буддизма явл-ся принц Сидхардха Гвутана.Имя Будда- просветленный, получил его Гаутана потому что ему открылись 4 благородные истины:1. Жизнь есть страдания. 2. Есто причины страдания, это стремление людей к удовольствиям, земным радостям. 3.Страданию можно положить конец – цель освобождения от страдания – НЕРВАНА (в пер.угасание сознания).Это состояние абс.покоя. 4.Есть путь избавления от страдания,т.н. восьмиричный. Буддизм распр-ся в 2х осн-х ф-х ХИНАЯНА (малая колесница), МАХАЯНА (большая колесница, широкий путь). Ш.Валиханов высоко ценил Буддизм, считая, что он впервые в истории чел-ва провозгласил идею равенства и любви к чел-ку.
Метафизика Аристотеля. Аристотель ученик Платона, его филисофию называют метафизикой.Все труды Ар-ля ученики разделили на 2 части: - труды о природе (физис) - включал рассмотрения общих закономерностей бытия как такового – метафизика Аристотель отделил собственно философию от фил-фии, которая занимается отдельными явлениями природы. В ф. Ар-ля много материальных идей, он вводит понятия «материя» и «форма», их неразрывные связи.Но наряду с ними он признает такие начала как «первоматерия» и «последняя форма».Первоматерия – это материя, как субстракт т.е. материя без формы. Посл.форма- это форма форм. Это причина всего сущего.Формой Ар-ль обозначает все идеальное. Аристотель в метафизике утверждал, что все люди от природы стремятся к знаниям. По Ар-лю стремление к познанию общего, к накоплению и обобщению опыта, залжены в человеке изначально и названо им искусством (совокупность опыта), которая явл-ся предпосылкой науки. Знания- это не результат пассивного восприятия, а активный поиск выбора. С точки зрения Ар-ля душа может достигнуть истины 5 путями :- искусство,- наука, -практ.рассудок, - мудрость, - разум. Он резко отделяет мнение от достоверного знания.Предметом познания явл. Природа,объективный Мир.Познание природы начинается с ощущения, восприятия, а не с умозрения,мысленных сущностей.Здесь Ар-ль выступает против теории познания Платона. Метод познания Ар-ля-индукция.В работе «О душе» Ар-ль рассматривает все 5 органов чуств.Недостатком гносиологии Ар-ля явл. То, что он не дооценил роль соц-го,совокупного опыта. _____________________________________ Философские идеи Ибн Сины (Авиценна 980-1037) Своим учителем он считал Аль-Фараби. Главным энциклопед.труд «Книга исцеления», сокращенный вариант это 4 раздела:- логика,- физика,- математика науки.- метафизика.»Книга знаний» и «Книга указаний и наставлений».Цель познания – правильное представление о вещах. Чтобы получить разъяснительное высказывание надо воспользоваться процедурой составления определений: через приведения рода и отличного признака. Получаемые т.о. опр-ния, есть опр-ние вида,которое отвечает на вопрос «Что это».Описание не сообщает о чтойности вещи, но все же дает правильное представление о ней.Достижение увереннсти в истине возможно на основе силлогизма, важзность лог-го знания высока,но Ибн Сина в то же время высоко ценит прямое или интуитивное значение. Это по Ибн Сина непосредственная явленность познаваемого,в которой предмет раскрытия явл-ся таким, каким является. Непосредственная явленность познаваемого становится у И.С. завершением логического пути достижения истинного знания. Душа каждого человека может достигнуть истинного знания для этого она должна быть чиста. Философия и религия Абая Основные труды «Слова назидания» и поэма «Искандер». В своем ТВ-ве Абай утверждает истинную веру в Аллаха – ИСЛАМ. Центр.место в его учении занимает человек, но о нем имеет говорить смысл только в отношении с Аллахом. Абай говорит, что Аллах создал человека с огромной любовью и задает вопрос как не любить своего творца Пусть познания Аллаха- это любовь, но не слепая, а основанная на разуме.В отличии от Яссави Абай считал, что познание Аллаха не требует тот человека отречения от всего земного, во всем нужна мера, в противном случае человек не поймет своего предназначения на земле. Абай говорит о 8 меках Аллаха, это:слово,жизнь,наука,созидание,могущество,зоркость,чуткость,справедливость. Ими Аллах обладает в абсолютном совершенстве и как возможностью наделяет ими и свое творение – человека. Поэтому человек должен развивать эти качества. По мнению Абая могущество всевышнего выражено в науке и милосердии. ______________________________________ Соц-политическиевзнляды Ш.Валиханова. Осн.работы: Очерки джунгарии,Запмска о судебной реформе, О мусульманской степи, Следы шаманства у киргизов,О состоянии Алтышара или 6городов Вост.Китая пр.Нан-лу.Ш.Валиханов в раб.»Записка о судебной реформе» пока-ет что право – это совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общенияс др. людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретной сложившейся ситуации. В. Показывает, что право должно быть общепринятым и соблюдаться всеми добровольно и неукоснительно, право имеет смысл лишь тогда, когда его нарушение ведет за собой наказание. Степень вины и цену наказания опр-ет суд.Какой суд это зависит от общ.жизни, обычаев, нравов, уровня культурного развития. В. Утв-ет, что нельзя распр-ть юрид-е кодексы одних народов на другие без учета особенностей и жизненных обстоятельств «Состояние Алтышара» в то время (58-59г) в Кашгарии проживали в основном представители Туркестанских народностей, приверженцы ислама, но в целом общество было полиэтическим и поликонфессиональном(много религий). Этническая разобщенность края, ожесточенная межэтническая борьба, сильно ослабили Вост.Тур-н и Китай там установил практически не ограниченную ничем власть.Кит.двор вел политику раскола на селения ,на различные религиозно-пол.партии, в ходе исследования Ш.В. установил, что гл-ми борющимися партиями были т.н. белогорцы и черногорцы.Кит.правительство поддерживало то одну, то другую партии, а борьба за власть между ними делала не способными эти партии бороться за интересы народа.Рассматривая политику как общ. Явл-е В. Стремится установить причины следственной связи между пол.событиями между соц.жизнью и политикой.В. считает, что нарушение властью законов может породить и нарушение законов членами общества. Теория двойственной истины фил-фии Ибн Рушды (Авиррос 1129-1198) Ибн Рушда написал комментарий ко многим сочинениям Аристотеля, за что получил почетное звание «Коментатор». Осн.сочинение «Опровержение опровержения», которое было направлено против позиции Аль-Газали и его работы «Опровержение фил-фов».В своем трактате он отстаивал права разума в познании и развил теорию двойственной истны.И.Р. разграничивает религию на т.н. рационалшьную (доступную не многим и образно-аллигорическую) (доступную всем). Он считал что «совечный миру Бог» превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Он также развивал НОАЛОГИЮ, кот-ю рассматривал как учение об едином общечеловеческом интеллекте. Который часто отождествляется с материальным разумом. Мат-ый интерес как субстанция не возникает и не уничтожается, он вечен един для всего чел-ства.Это единство психолог.организация людей благодаря которому они одинаково познают вещи и передают эти знания друг другу. Фил-фия И.Р. оказала влияние на возникновение зап-европ.средневековой фил-фии, латинского авероизма. Если в религии Бог- творец и волевое начало, то здесь он рассматривается как перводвигатель и Бог как чистый разум. _____________________________________ Суфизм, как фил-е и рел-ное направление. Требуя от мусульман покорности, ислам остовлял внутр.жизнь человека наедине с Богом, только перед ним человек отвечает за свои чувства и мысли. Внутренне человек свободен имеет право на свою индивидуальность, человек начинает осозновать свою ценность. Суфизм развил представление о человеке как субъектк веры, а ценностные хар-ки он предал не только человеку, но и всему сущему.Бог осознает свое существующее и даже сущ-ет через вещи. Суфии считают, что познание Бога, это всегда есть индивидуальный процесс и инд-ый опыт.Истина открывается каждыйраз заново. Сущ-ет 2 способа познания Бога в суфизме:- глубокое переживание, чувства,- т.н. интеллектуальный суфизм, его в частности практиковал Ибн Сина. Объективный идеализм Платона. (5- 4 вв.)Платон ставит вопрос «Является ли причины физического и механического хар-ра истинами?»Платон сознательно отстраняется от чувства и чувственного и сконцентрировал внимание на чисто рациональном, что может-быть схвачено интеллектом (пример красоты). Пдатон переходит к пониманию 2х планов бытия ? феноменального (видимого) и метофеноменального (улавливаемого) исключительно интеллектом. Это причины не физической природы были определены Платоном, как идея Эйдас или форма. Идея П.- это целостност, сущность, идеи не мысли, а то по поводу чего, мысль думает когда она свободна от чувственного.Мир идей- это подлинное бытие. Идеи – сущность вещей т.е. то, что каждую вещь делает тем, что она есть.Напр.Прекрасное само по себе, благо в себе, они даны субъекту абсолютным образом.Платоновский идеализм – этический.Идеальный мир противостоит обыденному миру не просто как оригиналкопии, но и как благое зло.Вед.идея Бога – это источник красоты истины, соразмерности. Исходя из идей нельзя объяснить причину возн-я единичного многообразия.Для объ-ия П. вводит понятие ХОРА (материя).Материя мертва и не познаваема, это почти что не бытие, но его роль велика.Наряду с такой материей Платон вводит материю в которой отражены идеи влаги и земли.Взаимодействовать мир идей,хору и материю заставляет космическая душа, начало мира.В рез-те возникает мир вещей, также в антологии т.е. Бог Футургас (творящий идеи) и Бог Димеург (имеющий идеи в кач-ве образцов для творения мира вещей.По П. «душа чел-ка когда-то знала все, воплотившись же в физ-е, сущ-шее она все забыла.Поэтомупознание есть пробуждение в душе знаниря .Метод познания П. – АНАМНЕЗИС (припоминание.Вработе гос-ва, рассматривая проблему воспитания П. говорит об искусстве поскульку оно не дает выхода в мир идеальной сущности, оно есть «подражание подражанию. Истоки, традиции и осбенностирус.фил-фии. Русь приняла христианство в 988г.В 11в. Метрополит Илларион пишет «Слово о законе и благодати», где впервые представляет историю развития чел-ства и ставит вопрос о роли земли русской в установлении царства Божьего на земле.После падения Константинополя в 15в. Возникает учение Егумена Филифея «О Москве, как третьем Мире».Фил.мысль длительное время развития в рамках богословской и глубокой проблемой явл-ся проблема нравственного,духовного совершенствования. Под влиянием Европейского просвещения в 18в. Просветительские идеи овладевают рус.обществом.Благодаря инициативе Ломоносова и при поддержке Шувалова отк-ся Моск.универ.С именем Ломоносова связано развитие естественно-научного материализма.Рев-демократ.идеи были развиты Радищевым (Путешествие из Петербурга в Москву, О человеке его смертности, и бессмертии).Большую роль сыграли в разв. Общ.мысли сыграли декабристы.В 19 в. Ставится проблема пути раз-я России и возн-ет 2 осн.течения:_западничество и славянство. Под влиянием позивизма Канта и Спенсера возн-ет субъект.социология.В конце 19 века в России получает распр-е марксизм. Первыми рус. Марксистами были Плеханов, Ленин.Знач.фигурой в рус.фил-фии явл-ся Соловьев, чьи идеи дали толчок развития религиозной фил-фии в 20 веке.После победы Октябр.рев-ции в Советской России разв-сь марксиско-ленининская фил-фия. А среди русской имиграции религиозно-идеалистическая фил-фия и «евразийства.». ______________________________________ Славянофилство и западничество. В 40-60г. возникло 2 течения : зап-во и слав-ство.Гл-м вопросом их расхождения был вопрос о путях развития РоссииПред-ми ЗАПАДНИЧЕСТВА явл-ся Чаадаев, Герцен, Белинский, Чернышевский.На их миро-ние оказали влияние идеи нем.просветителей Канта, Гегеля, Фейербаха. Они считали, что поскольку Европ.народы, вышли раньше русского на истор.арену и он оказался успешным, то значит Россия должна идти по Европ.пути.Исходный тезис учения СЛАВЯНОФИЛСТВА состоит в утв-нии решаюшей роли православия, для развития всей мировой цивилизации.Пред-ли – Хомяков, Кириевский, Аксаковы братья,Самарин. К поздним сл-м отн-ся Данилевский, Леонтьев.По Хомякову именно православие сформ-ло «те исконно-русские начала, тот рус.дух», кот. Создал рус.землю в ее бесконеч.объеме.Ключевым понятием рел-фил.концепции славянофилов явл-ся соборность.Понятие соборное раскрывает не только внеш.соединение людей в каком-либо месте, но и пост.возможность такого соединения, на основе дух.общности. Зап.цив. – это искусственное образование.Россия же сформировалась органически, она не построена, а выросла.Это объясняется тем, что Россия породила специф.орг-цию общину или мир.Данилевский в раб «Россия и Европа» выдвинул теорию культурно-ист.типов.Он сторонник теории локальных или замкнутых цив-ций и культур. Философия всеединства Владимира Соловьева. С. Заложил основы рус.религиозной фил-фии, он попытался создать целостную мировозр.систему, кот.связала бы воедино запросы религ. И соц. Жизни.Основой должно стать христианство.Учение С. Носит неузконаправленное, а экуминистический хар-ер.Также важной особенностью учения С. Явл-ся то, что он попытался включить христ.миро-ние, новейшее достижение естествознания истории фил-фии, создать синтез религии и науки. Центр.идеей фил-фии С. – идея всеединства. Онтологической основой всеединства выступает у С. Божественная троица,в ее связи со всеми ТВ-ми и прежде всего человека.Бог у С. – «косиический разум», особая орг-щая сила, действ. В мире непоср.субъектом всех изменений в мире, явл-ся душа.Она действует благодаря присутствию в ней божеств.идеи Софии. София – это ТВ.начало связующее звено между творцом и творением.Философию Софии наз-ют Сфиологией. В гносиологии ,.создал концепцию цельного знания.Каждый из изв.способов познания истины отражает лишь 1 из аспетов, поэт С. Считал, что необходимость единства эмпирического (научного), рационального (фил-го), и мистического (созерцательно-религ.знания).Основополагающим прим. Цельного знания явл-ся вера в сущ-ние абсол.начала Бога.Идеи по С. Досупны лишь интеллект.созерцанию, а не мышлению.Истина не дается человеку ни в опыте, ни в мышлении.Она откр-ся не всем.Она откр-ся если человек способен достичь особого духовного состяния «Экстаза». Что касается философии истории то по С. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскр-ся через концепцию богочеловечества. ______________________________________ Диалектика и метафизика Диалектика в истории фил-фии была представлена в след.формах: - стихийная диалектика начало ее развития связано с фил-ми Др.Греции (Гераклит, Сенон, Сократ и др.).Стих.диалектика также присуща естественно-научному материализму Эпохи Возрождения. - 2-я форма диалетики связана с нем-ми класс.фил-ми – это идеалистическая диалетика.Знач.вклад в развитие Д. внес Гегель. - матер.Д. Маркса и Энгельса. Д.как учение и метод противоположна метафизике. Метафизика – это односторонний подход к объекту исследования.Источник развития выносится за пределы самого объекта.Метафизическое мышление хар-но для 17-18 вв.
Этика Канта Гл.заслуга этического учения Канта – обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор.Подлинная свобода – это независимость условий чувственного мира явл-й : чел-ская воля, по мнению Канта, автономна, т.к.определяется не внешними обстоятельствами, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком.Следовательно, мораль автономна от всех чувственных условий жизни. Она должнаруководствоваться единым нравственным законом – требованием(категорическим императивом). К-рый в свободном изложении звучит след-щим образом: поступай так, чтобы твои поступки могли явиться основой всеобщего законодательства.Здесь К. по но-новому озвучивает древнюю этическую ф-лу, к-рая встречаеться, н-р у китайского мудреца Конфуция: «Не делай другим того. чего не желаещь себе» Т.об.категорический императив Канта обосновывает ценность чел-кой личности. Чел-к, полагал нем-й фил-ф, «есть цель сама по себе »поэтому он, в отличии от иных сотворенных вещей,не может исп-ться др-ми людьми как ср-во вдостижении каких-либо целей. Этическая ф-я К. несла на себе явный отпечаток аскетизма. Моральный з-н и принцип удовольствия – не согласуються.Ч-ку следует отказаться от иллюзии, что исполнение нравст-го долга принесет ему чувст-ное счастье. Долг К. ставит выше счастья и удовольствия.Исполнение долга, полагал ф-в, превыше всего. Совесть врожденный долг человека.Создал- идею планете, сторонник демократии,активировал нравственность, постетифное – опытное знание, приории- не разреш-е противоречия.
Диалектика Гегеля. Г.- объективный идеалист.Г-ное фил-кое достижение «1770-1831» создание целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика «Д-ка» у него понимается как учение о развитии и противостоянии противоположностей. Исходное положение д-ки Гегеля «объекта и субъекта» Понятие по мнению Г. не просто субъе-ное порождение человеческого сознания. Сущ.абсолютное понятие «абсолютная идея» в кот. Осуществлено тождество субьекта и объекта. Абсолютная идея «мировой разум» есть наивысщее состояние бытия. Это- Бог, кот. у Г. понимаеться абстрактно и пантеистически. Именно с ним ф-ф связывает процесс развития, кот. у него имеет духовный источник. Сначало Д. идей,затем Д. вещей. «Т. об. саморазвитие абсолютной идеи лежит в основе развития природы, оьщества и мышления ч-ка» Цель этого движения – достижение высшей точки синтеза абсол. духа, где разреш. все противоречия. Причина развития-противостояние противоположностей,которые заключены как в самой абсолютной идее, так и в ее порождениях – природных вещах.Т.обр. в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трхчленная формула развития и его основные законы. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |