рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по философии

Шпоры по философии

1. Возникновение Философии. Предметная область философии.

Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»

- философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен.

человеческого познания.

Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого

строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения

способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на

долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные

конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону

философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего

учения.

Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой

богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики

занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На

матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную

логику и схоластику.

( Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до

появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы

остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики:

познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия

приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей

природы.

. Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним.

сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и

постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии.

Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав

быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.

2. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни

мировоззрения.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место

человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

- как возник окружающий мир

- создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.

- изменчив ли мир

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на

данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического

мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология

Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в

фантаст. образах и сюжетах.

Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.

В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е.

уподобление ее человеку, человеческому способу существования.

Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств.

сил.

Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден.

знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с

тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв.

действит. мнения и оценки.

В недрах мифологии сформировалась религия.

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх

естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину

мира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера в

сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания

такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)

призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы

стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя

из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем

проверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния их

убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.

опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то

господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись

понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.

была главной формой понятийного теоретического мышления.

По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:

1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.

2) теоритический.

+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и

складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур.

крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого

уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов.,

интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур.

включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и

познанный опыт каждого конкретного индивида.

( не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки

преодолев. на 2-ом уровне теор.

2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое

обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а

так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер

деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.

предметом теоретического анализа.

Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в

этом случае

1 - ому уровню соответствует мифология и религия

2 - ому - философия.

4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.

О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы,

объективного и субъективного, психического и физического, материального и

идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

1) что первично, что вторично

2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому

этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким

он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и

идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично

(производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне,

независимо от человека: Платон, Гегель

2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает

индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс.

заключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший

продукт развития материи» - материалист (иногда нет)

Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)

3) К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих

ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью,

ощущение - единственный источник познания)

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль,

мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают

не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и

дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс

познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в

состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция

суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции

субъект. идеализма.

5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-

ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие

функции:

1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки

зрения их соответствия законам логики)

2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и

выборе целесообразности путей и методов познания предмета)

3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности

научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен.

новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа

проблемы и путей ее решения)

4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным

содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр.

знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение

людей)

5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она

постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых

возм. подходов)

6. Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем

не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

- Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не

различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в.

до н.э. – 17 в. н.э.).

- Начало различия предметной области философии и науки. Представление о

том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение

природы предоставить науке (17-19 в.)

- Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших

достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой

проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых

проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае

проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они

остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили

название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления,

осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое

положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для

понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается

культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское

понятие материи.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает

сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо

от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,

что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было

названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –

из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;

Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное

начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из

чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический

характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход

к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

1. логический – материя как философская категория;

2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство

объективной и субъективной реальности) – материя как объективная

реальность;

3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно

познать через копирование, фотографирование, отображение;

4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от

наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания

человека;

3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их

соотношение.

Существуют различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

2) способ существования

материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в

сознании.

Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,

возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Основные свойства движения: 1) объективность,

2) абсолютность,

3) относительность,

4) противоречивость.

9. Формы движения материи, их взаимосвязь.

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе

классификации наук:

1. механическое – пространственное перемещение тел;

2. физическое – перемещение атомов, молекул;

3. химическое – различные химические реакции;

4. биологическое – обмен веществ;

5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности

взаимосвязи:

1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы

материи в другую;

2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные

явления).

Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы

не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в

том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные

и т.д.).

10. Проблемы пространства и времени в философии.

То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от

характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.

Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как

необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и

однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время

отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой

вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном

движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины

её движения.

Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих

материалистов Древней Греции.

Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто

вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного

пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число

движений и течет равномерно.

Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно

неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех

материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное,

непрерывное, вечная и неизменная

длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через

настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего

не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для

Лейбница, Декарта и др.

Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал

бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время –

порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и

время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны,

обладают движением, наделены способностью самодвижения.

В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту

проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время

действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство

противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в

мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.

Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.

Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и

врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания,

благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве

и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие

определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено

сознание человека.

Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.

Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы

существования материи.

Свойства пространства и времени.

1. Общие свойства:

1) объективность;

2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит

всеобщий характер;

3) относительность – содержанием пространства и времени является

движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в

различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;

4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности

бытия.

2. Специфические свойства:

5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением

пространства и время прерывно, поскольку в движении

осуществляется переход от одних пространственно-временных

структур к другим;

6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при

помощи трех пространственных отношений и одного временного

отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е.

добавляются другие характеристики: t, p.

7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено

характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает

протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е.

взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

2) следование сменяющих друг друга событий и явлений,

имеющих одно измерение.

11. Проблема сознания в философии.

1. Развитие представления о сознании в истории.

2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.

3. Сознание человека и психика животных.

4. Единство языка и мышления.

5. Основные категории:

o Отражение

o Пантеизм

o Психофизический параллелизм

o Сознание

o Раздражимость

o Ощущение

o Восприятие

o Представление

1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные

времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние

люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,

переживать и т. д.

Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих

круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие

тела.

Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая

особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,

не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

Платон.

Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали

прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели

разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая

надприродная сущность.

Дуализм. Декарт.

Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он

считает душу и тело независящими друг от друга началами.

Психофизический параллелизм.

- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два

различных начала: основным свойством материи является протяженность, а

основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет

протяженности, а тело не может мыслить.

Идеализм + религия.

Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих

предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.