![]() |
|
|
Возникновение и развитие философии. Основные направленияp> . они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик. 1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. 2) Развил гносеологию: б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677). Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость». в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума. 3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма. А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни. Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
несколько иную, чем Беркли. Выводы: 1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил. 2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы. 3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики. 4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире. Б. Философия эпохи Просвещения 18 века. Характеристика эпохи: 5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. 6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально- религиозной идеологии, становление нового мировоззрения. 7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.). С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии
во Францию (а затем в Германию). 1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. 2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами.
разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей
субъективной деятельности человека.
человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать
властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.
мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с
внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.
механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел,
законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все
природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).
Исторические условия. 1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта; 1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока; 1807 г. - первые пароходы; 1825 г. - первые паровозы; 1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф; 1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д. -к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ; -формируются биология и учения об электромагнетизме. -Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»); -она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права; -жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную
сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость
духа: сферу разума. Черты немецкой классической философии: 1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую. Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами: а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист. В его философском учении отчётливо проявляются два этапа: докритический и критический. Докритический этап (стихийно-материалистический): -разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных процессов. Критический этап (начиная с 1770 г.). Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», Идеи: -Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам. -Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой
субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,
определяющий и способ, и предмет познания. -Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания. -Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком: -явления вещей; -вещи сами по себе. 2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики -Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность -Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Поступок -не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью, любви, симпатии и т.д.; -является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении
морального закона. б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист. Идеи: -«Я» - это дух, воля, нравственность -«Не - Я» - это природа и материя. в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист. Идеи: -Природа - не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал» для человеческой деятельности. -Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально
наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа - г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского университета - апогей немецкого идеализма. Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия
права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д. -идея первична; -она активна и деятельна; -её деятельность состоит в самопознании. В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа: - Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, проходя при этом три стадии: 1-я - субъективный дух (личность) 2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство) 3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является искусство, религия, философия). Система закончена. д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического материализма. Идеи: «Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Понятие научно-философского мировоззрения.
Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития, раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его изменения. Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних противоречий. История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных групп. Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Мировоззрение – образование интегральное. В состав мировозрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно- практические, профессиональные, научные. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно- научные воззрения и т.д. Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным – материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два основных философских лагеря: материалистический и идеалистический. Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей. Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное
практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет
отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия. Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти
вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,
включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все
науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о
природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук
положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных
наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять
фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии
конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней
философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем,
в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и
звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания. Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых
знаний выполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в
построении новых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур
науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и
принципы могут применятся и для обоснования полученных результатов (новых
картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение
философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. На первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразные
философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,
была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со
стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |