рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Возникновение сознания

(…). Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющееся сознание, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

                                                          К.Маркс и Ф.Энгельс  том 20 стр. 486-496.

Т.о. труд и членораздельная речь создали, по мнению К.Маркса, из обезьяны человека.

Вот здесь К.Маркс и ошибается, и даже противоречит сам себе, - сознание есть явление, человек есть новое качественное состояние, т.е. переход от обезьяны к человеку есть качественное изменение, а качественные изменения, как учит К.Маркс происходят скачкообразно, в отличие от количественных изменений, которые носят относительно медленный и непрерывный характер.

К.Маркс, объясняя возникновение сознания, скорее говорит о биологических предпосылках возникновения сознания и о дальнейшем его развитии, но никоим образом не о факте возникновения сознания. Это очевидно, если скрупулезно проанализировать его умозаключения.

Ни труд, ни членораздельная речь, не могли быть причинами возникновения сознания. Здесь явно были другие причины и другие факторы.

Чтобы выяснить, что же послужило причиной возникновения сознания, рассмотрим поближе сообщество обезьян. Обезьяны, как и все животные, как мы уже знаем,  развиваются благодаря взаимодействию, «триединству» механизма наследственности – приспособляемости и внешней среды:


Изменяющаяся внешняя среда  

Данный вид особей


Изменения, происходящие под воздействием внешней среды

Мутации наиболее соответствующие изменениям в среде


Мутации (приспособляемость)

 
                                      

                                              



                                                                                                       

Из предлагаемой схемы видно, чтобы обезьяна изменилась, а в нашем случае, - превратилась в человека, нужно чтобы изменилась внешняя среда – среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, и никакой иной, чтобы обезьяньему сообществу, для того чтобы выжить, – приспособиться к изменившейся среде, -  необходимо было бы возникновение сознания. Т.е. в выигрышном положении оказались бы те обезьяны-мутанты, которые были бы более умны, а не те, которые, скажем, более сильны и ловки или, скажем, не те, у кого длиннее шея, как в случае с жирафами или длиннее нос, как в случае со слонами и т.д.

Именно такое изменение, именно такой катаклизм природы, выжить в которой обезьяны могли бы только благодаря возникновению у них сознания.

Как видите, такой подход к причинам возникновения сознания кардинально отличается от подхода К.Маркса.

Но почему более умная обезьяна – мутация? Мутация, как мы знаем, это ошибка в механизме наследственности, это отклонение от каких-то средних значений, средних характеристик, которые определяют, характеризуют данный вид особей. Поэтому появление намного более, или наоборот, намного менее умной обезьяны – это мутация, хотя и не такое явное, «кричащее».

Но эту, или этих, более умных обезьян, нельзя назвать людьми или прачеловеками, или даже предчеловеками потому, что они были, не настолько умны, чтобы называться таковыми. Но вполне вероятно, они обладали теми зачатками сознания, которые были бы необходимы для возникновения сознания.

Вместе с тем, даже если бы они, эти обезьяны, по развитию ума и не уступали бы первым прачеловекам или даже превосходили их, что маловероятно, нельзя утверждать что у этих обезьян есть сознание, потому что сознание это не только  сознание индивидов, но и сознание общественное.

Следовательно, исходя из логики, можно утверждать: - первые прачеловеки отличались от ''умных'' обезьян только тем, что у них было общественное сознание.

И это отличие было единственным.

Можно предположить или даже утверждать, что общественное сознание самых первых пралюдей состояла всего из одной общей для всех мысли, идеи.

И еще одно ''предположение-утверждение'', эта одна на всех общая мысль должна обладать особым качеством – она должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Итак, уважаемый читатель, для того чтобы определить, как возникло сознание нам с вами нужно решить две задачи:

1.Какое изменение(катаклизм) произошедшее на нашей планете подвигло к возникновению сознания?

2. Определить эту единственную, общую, особую мысль.


Но прежде хотел бы заострить внимание  вот на чем – Когда я веду речь о возникновении сознания, имею ввиду возникновение именно человеческого  сознания. Поскольку животные, уж высшие точно, обладают сознанием. Понятно также, что человеческое сознание не могло возникнуть на пустом месте – человеческое сознание это результат развития сознания животного.  Но сознание животных не способно к  развитию как человеческое сознание. Например – Шимпанзе, это в наши дни, используют камни как молот и наковальню для раскалывания орехов. Но археологи обнаружили камни, которые использовались для этих целей миллионы лет назад.  Мы с удивлением отмечаем, как умны бывают некоторые виды животных и домашних и диких, но при этом не можем отметить развития их сознания.


Итак, какое же это должно быть изменение среды? Эта задача упрощается тем, что нам известны, в той или иной мере, все природные катаклизмы, которые происходили на нашей планете за долгую ее историю, это глобальные похолодания (ледниковый период), глобальные потепления, наводнения, землетрясения и т.д.…

После некоторых размышлений, которые  здесь не излагаю, я пришел к выводу - глобальное похолодание это тот единственный природный катаклизм, который наиболее отвечает нашим условиям и требованиям.

Со второй задачей значительно сложнее. Для этого нам придется, чисто исходя из логики, определить какие события и явления происходили миллионы и миллионы лет назад. Возможно ли это? Но об этом потом.

Итак, не противореча геологии, археологии и астрологии, будем исходить из предположения, что ''наши'' обезьяны это человекообразные обезьяны, обитавшие на нашей планете несколько миллионов лет назад. Предположим также, что это были прибрежные обезьяны, поскольку это нам наиболее подходит по следующей причине - Прибрежные обезьяны занимались добыванием различных моллюсков, мелких земноводных, водорослей, плодов и т.д., т.е. их пища отличалась многообразием и, если так можно сказать, - высокобелковостью. С другой стороны, - именно такой образ жизни, наиболее способствует развитию передних конечностей, выполнению этими конечностями сложных функций. К этому надо добавить - обезьяны животные общинные, внутри стада существуют сложные взаимоотношения, а значит, существует «язык» общения. Все это вместе взятое и способствует развитию мозга. И еще…  Прибрежные обезьяны проводят полуводный образ жизни, у воды и от части в воде, что делает их более чувствительными, более уязвимыми к холоду  (чувствительнее, уязвимее, чем другие человекообразные обезьяны).

Все выше изложенное можно назвать необходимыми и случайными условиями для возникновения сознания:

Необходимое – биологические предпосылки;

Случайное – изменение среды обитания.

Этих наших прибрежных человекообразных обезьян, -  поскольку от них пошел род человеческий, как предполагается, и поскольку их биологическое состояние было таким, что делалось возможным возникновение человеческого сознания, - в дальнейшем будем называть предчеловеками.

Продолжим наши размышления. Итак, у нас имеются прибрежные, чувствительные к холоду, человекообразные обезьяны - предчеловеки и надвигающееся глобальное похолодание.

 И вот здесь мы обратим внимание на еще одно явление природы – огонь. Огонь сам по себе замечательное явление природы, а в жизни человека он играет исключительную роль, но я скажу больше: - огонь породил человека! Именно благодаря нему возникло сознание.

Итак.

Огонь в те времена был явлением, хотя и случайным, но частым, поскольку, можно предположить, что в связи с надвигающимся похолоданием, были часты столкновения теплых и холодных фронтов воздуха, что порождало молнии ну и как следствие – огонь.

Между тем погода становится все холоднее и холоднее.

И в этой ситуации, это совершенно естественно, предчеловеки замечают, вернее, ощущают исходящее от огня тепло, и это тепло непреодолимо притягивает их несмотря на свой страх перед огнем. Предчеловеки, в конце концов, прекрасно осознают, что от огня исходит так необходимое им тепло, и пользуются этим. Они собираются возле этого огня на ночь, греются, а на следующую ночь  ищут уже другой огонь. Так продолжалось, по-видимому, много лет – Тысячи? Миллионы лет? Не могу знать. Но одно можно сказать точно: -  популяция  предчеловеков постепенно и неуклонно снижается, потому,  как случайный огонь не мог быть полной панацеей от холода.

Но вот однажды, в одну прекрасную ночь, среди собравшихся возле огня сородичей, один предчеловеков бросает ветку в огонь. Возможно непреднамеренно. Но остальные,  не все, а наиболее умные из них, замечают (осознают), что ветка, брошенная в огонь горит.  Вероятно, таких ночей было не одна, а тысячи, и этот предчеловек бросал эту ветку не раз, а тысячи раз, прежде чем какая-то группа осознала наконец, что ветка, брошенная в огонь  горит, но, в конце концов, это произошло.

Вот этот момент, я так думаю, и есть момент возникновения сознания. В этот момент и возникает сознание индивидов и сознание общественное. Конечно, вся суть этого сознания состоит в том, что ветка, брошенная в огонь, горит. Примитивно? Да примитивно, но оно и должно быть таким примитивным, первое открытие человеком объективных законов природы. Оно первое, но самое великое открытие сделанное человеком, потому, что этим открытие совершается огромный качественный скачок из одного состояния в другой: - развитие живой природы с этого момента идет не только по пути копирования изменяющейся внешней среды, но и по пути познания законов природы.

С этого момента будем считать, что предчеловеки превращается в прачеловеков. Но не вся популяция, а только та группа, которая осознала, что ветка брошенная горит.

Таким образом, внутри популяции предчеловеков появляется группа пралюдей, которая биологически абсолютно ничем не отличаются от предчеловеков.  


6.РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.


Итак, благодаря трем стихиям природы: - холоду, огню и воде, миллионы лет назад на земле возникло сознание. Сознание, возникнув, уже не исчезнет, оно будет передаваться от поколения к поколению.  

Проходит еще немало времени. Климат за этот период претерпевает  значительные изменения. Потребность пралюдей в огне неуклонно возрастает и, наконец, наступает такой момент, когда их существование без огня становится невозможным. Мы знаем, что первые люди не могли добывать огонь – они могли его только поддерживать. Поддерживать случайно найденный огонь сначала ночью, а затем по мере возрастания роли огня и днем. Конечно, за этот период у людей появились определенные навыки в обращении с огнем, появилось понимание его свойств и качеств. Они уже могут не только поддерживать огонь, но и переносить его на другое место. Это дает им новые возможности в освоении новых территорий. Надо думать, что все эти процессы происходили быстрее в  более холодных северных широтах.

Далее. Что значит поддерживать огонь? – Это заготовка дров, это различные манипуляции с деревом, - ветки нужно ломать, носить, - это доселе неведомый, невероятно сложный и трудный вид деятельности для наших пралюдей. Но в результате этой деятельности прачеловек начинает развиваться, принимать все более и более человеческий образ. И, наконец, в результате этой деятельности:

- во-первых, его передние конечности обезьяны трансформируются в руки человека;

- во-вторых,  он получает дубину - Обыкновенная толстая ветка в его руках, в результате долгой эволюции, в результате тяжелых усилий по поддержанию огня превращается в дубину. Не всякая толстая ветка может быть дубиной - она будет таковой только в том случае, если имеются навыки, приемы по применению этой толстой ветки как дубиной, как оружием.

А теперь взглянем на все выше написанное с другой стороны.

Климат становится все холоднее и холоднее. Огонь надо поддерживать – это насущная необходимость. Наши первые прачеловеки осознают это. Но они по своему образу жизни ни чем не отличаются от предчеловеков, т.к. все их отличие заключается всего лишь в осознании того, что ветка, брошенная в огонь горит, и того, что огонь надо поддерживать. Но это не создает им никаких преимуществ в добывании пищи.

Таким образом, можно заключить: - как для предчеловеков, так и для первых пралюдей формула производства продукта одинакова –

                              Ппр = Н.           

Они, как и животные, могут производить только необходимые средства существования.

А есть ли у них свободное время для того, чтобы они это время, могли использовать для поддержания огня? При той жестокой конкурентной борьбе за пищу, за территорию, которая существует среди животных, и которую мы наблюдаем в природе, вряд ли можно говорить о наличии свободного времени. Даже время отдыха это необходимое время для набора сил перед производством необходимых средств существования. Возможно, свободное время возникает все-таки, при стечении благоприятных обстоятельств, но на это данный вид особей, безусловно, отвечает увеличением своей численности и все возвращается на круги своя.

Есть еще один очень важный момент. Поддержание огня, как мы подчеркивали, это труд, - труд тяжелый, требующий дополнительных затрат энергии. Необходимые средства существования прачеловека должны быть больше необходимых средств существования обезьяны:

                         Нпрачел.>Нпредчеловек  

Возникновение сознания, таким образом, не только не облегчает жизнь прачеловека, наоборот, усложняет.

Исходя из выше изложенного, можно заключить: – прачеловек не мог заниматься деятельностью по поддержанию огня.

Как же выйти из этой тупиковой ситуации? А выход должен быть, в противном случае все, что было изложено выше неверно, потому что не соответствует историческим реалиям. И он есть. Ответ дает сама история человеческого развития и ответ этот – каннибализм.

Если связать каннибализм с нашей ситуацией, то проблема оказывается решаемой, но более того, каннибализм как историческое явление находит, в связи с этим, логическое объяснение.

Итак, вернемся теперь к нашим первым прачеловекам. Они находятся, как мы знаем, в тупиковой ситуации – они живут с осознанием того, что огонь надо поддерживать, но ни сил, ни времени дополнительных для поддержания огня у них нет.

Но рядом с ними, а, пожалуй, и вместе с ними, живут предчеловеки, их родственники. Они греются у одного костра, добывают и питаются одной и той же пищей. И вот здесь должен возникнуть, в силу сложившихся обстоятельств, и возникает, антагонизм - желание отобрать пищу. В  связи с этим постоянно вспыхивают ссоры и драки между ними и в этой ситуации, в борьбе со своими бывшими соплеменниками, прачеловек впервые начинает использовать толстую ветку как дубину. В связи стечением всех этих обстоятельств и возникает каннибализм.

Именно благодаря каннибализму прачеловек изыскивает те необходимые дополнительные средства для поддержания огня и формула производства продукции, наконец, уравнивается:                            

                                     Ппрачеловек = Нпрачеловек          

И только затем, по прошествии некоторого времени, их агрессия перекидывается на остальной животный мир. Прачеловек становится охотником после каннибализма, как его следствие. Потому что прачеловеку от обезьяньего рода достался по наследству определенный набор пищи, на остальной мир, это естественно, он смотрел как на нечто несъедобное и не мог смотреть иначе. Именно каннибализм помог преодолеть это психологическое препятствие и с этого момента «меню» прачеловека начинает расширяться, необходимость в каннибализме постепенно само собой отпадает, но отголоски этого явления дошли и до наших дней. Каннибализм просуществовал довольно значительное время и отложился в генетической памяти человека.

Итак, прачеловек становится охотником. А это кроме обильной пищи, дает им еще и сырье – шкуры, кости, сухожилия. Которые они начинают осваивать, приспосабливать под свои нужды. Из шкур изготавливают одежду, жилище, из костей, сухожилий и дерева изобретают копье, лук и стрелы. А это в свою очередь еще больше увеличивает их возможности при добывании пищи, т.е. пищи они начинают добывать больше, чем тогда, когда в руках у них была только дубина. Если вначале прачеловеки производили только необходимые средства существования: Ппр = Н , то затем, с появлением новых «орудий труда» вдобавок к дубине – копья, лука и стрел, они естественно начали производить больше: Ппр<Н, или Ппр=Н+х, где  «х» - некоторый излишний продукт.

А как мы знаем, производство излишнего продукта это главное отличие человека от остальной живой природы, следовательно, это и есть момент появления человека.

Таким образом, переход от обезьяны к человеку происходил через три четко выраженных этапа («четко» в сравнении с сценарием К.Маркса):

  - сначала на нашей планете возникли предпосылки для возникновения сознания, -  на нашей планете появляется высокоразвитая популяция человекообразных обезьян (предчеловеков).  В природе происходят глобальные климатические изменения – наступает ледниковый период;

-  затем следует возникновение сознания и появление прачеловека;

-  следует развитие возникшего сознания и появление человека.

Из нескольких десятков миллионов обезьян по прошествии нескольких миллионов лет на Земле впервые появились первые люди, по некоторым научным предположениям,  всего лишь не более трех десятков тысяч. Это та плата, которую заплатили предчеловеки за качественный скачок совершенный ими, плата за возникновение сознания.

В дальнейшем мы убедимся что и развитие сознания тоже требует затрат и жертв.


Наконец-то мы смогли ответить на все вопросы, которые постоянно вставали перед нами, а именно выяснили:

- человек, в отличии от животных, способен производить  излишний(прибавочный) продукт, вследствие того, что человеческий труд, в отличие от труда животных, изначально труд производительный;

- человеческий труд органически и неразрывно состоит из труда физического, данного ему от природы, и труда умственного, который появился у него благодаря возникновению сознания;

- сознание возникло у человека вследствие биологических предпосылок и глобального похолодания климата, произошедшего на нашей планете несколько миллионов лет назад.


В чем же суть развития человеческого общества?

Очевидно, что чем больше у него доля умственного труда, то тем более его труд производителен, тем больше излишнего(прибавочного) продукта он производит, - в этом суть развития материального производства и в конечном итоге развития человеческого общества.

Но умственный труд  продукт сознания, значит, сознание и есть первопричина развития человеческого общества.

Сознание развивается, -  познает объективные законы природы, здесь сознание, безусловно, вторично по отношению к материи. Затем сознание, применяя на практике в материальном производстве открытия объективных законов природы, - внедряя изобретения, используя более совершенные орудия труда, применяя более совершенные формы организации труда, - отражается в материи, в общественном бытие и тем самым увеличивает производительность, развивает материальное производство. Здесь сознание определенно первично.

   В отношении же основного вопроса философии – соотношения материи и сознания, истина, как всегда, оказалась в «золотой» середине, где крайними полюсами являются взгляды материалистов и взгляды идеалистов.

Итак, для того чтобы познать законы человеческого развития нужно познать сознание и законы его развития.

А теперь вернемся к нашему человеку, человеку-охотнику.

Раньше  изобретения копья, лука, стрел, одежды изобретается  каменный топор. Манипуляции с деревом и камнем (дерево рубят, колют, заостряют) приводит к открытию того, что трение вызывает нагревание тел, в нашем случае камня и дерева. Что в конечном итоге приводит к открытию того, что огонь можно добыть посредством трения.

Это третье открытие сделанное человеком.

С этого момента, - открытия того, что огонь можно добывать посредством трения, - начинается новый период в развитии человеческого общества. Если раньше, до этого момента, люди были ограничены в перемещениях и расселялись по нашей планете относительно медленно, – они в той или иной мере были привязаны к костру, то теперь, в связи с этим открытием, эта зависимость если не исчезает вовсе, то становится значительно слабее. У людей появляется возможность навсегда покидать свой родной очаг и уходить осваивать все новые и новые территории. Начинается период интенсивного освоения нашей планеты. В начале этого периода и на протяжении некоторого, по современным меркам довольно продолжительного, времени, исчезает всякая внутривидовая конкуренция за территорию, за пищу, исчезает антагонизм между первобытными людьми. Именно этот период можно назвать первобытнообщинным коммунизмом. Но со временем, по мере все более полного расселения людей по планете, первобытнообщинный коммунизм сойдет на нет.

А теперь сделаем некоторое отступление.

Почему все события, происходившие миллионы лет назад,  описываются так, а не иначе? Почему утверждается мной, что сначала было открытие «того», затем «этого» и уже потом «третьего»? Будучи, между тем, дилетантом и в геологии, и в археологии, и в астрологии. Ну и что там скрывать, дорогой читатель, вы если «спец», наверное догадались, дилетант я и в философии.

А по той простой причине, дорогой читатель, что в возникновении и развитии сознания нет, и не может быть хаоса, - развитие сознания это последовательная и логическая цепь открытий, - познаний объективных законов природы. Сначала было открытие того, что ветка, брошенная в огонь, горит, затем, что огонь надо поддерживать и затем, что огонь можно добывать посредством трения. Можно ли нарушить эту последовательность и поменять открытия местами? Это абсурдно. Также абсурдно как, например, если бы сначала были бы открыты элементарные частицы, затем атомы и затем молекулы. И также абсурдно, если бы например, сначала была «теория относительности» Эйнштейна, а затем «классическая механика» Ньютона. Нет, в познании объективных законов природы таких абсурдов не может быть.

И по той простой причине, уважаемый читатель, если вы дошли таки до этой строчки, - именно первые три открытия, как это не парадоксально, наиболее легко установить, объяснить и описать, в каком бы далеком прошлом они не произошли, потому что между ними существует прямая, непосредственная, последовательная логическая связь.

Если все это так. А как иначе? То, чисто исходя из логики, можно легко описать и объяснить все то, что происходило миллионы лет назад и сложно то, что происходило тысячи, сотни лет назад.

И, наконец, и это самое главное, этот труд, скромный или не скромный, будем считать… ну теорией, – новой теорией человеческого развития, тогда она как и всякая другая «правильная» теория, не должна противоречить практике, в нашем случае, не должна противоречить истории человеческого развития, логично объяснять причины тех или иных фактов и явлений. В противном случае эта теория ошибочна. До сих пор удавалось: - человек произошел от обезьяны это факт, и глобальное похолодание тоже факт, и огонь использовался человеком с начала его существования и наконец каннибализм, до сих пор необъяснимый, непонятный факт истории, находит свое объяснение и логически вписывается в новую теорию.

Человеческое ознание возникло на основе изменений материи, т.о. сознание есть одна из форм существования материи, а значит, подчиняется объективным законам материального мира. Вместе с тем, хотя человеческое сознание и есть одна из форм материи, она обладает такими уникальными свойствами, которые позволяют противопоставить ее материи. Первое, - оно способно познавать объективные законы природы и на этой основе развиваться; второе, - оно способно отражать себя в материи, преобразовывать его. Ни одна другая из форм материи не обладает такими свойствами.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.