![]() |
|
|
Вселенная глазами мыслителей Возрожденияp> Но, хотя утверждение Николая Кузанского применительно к астрономии не содержит в себе ничего необычного, тем не менее, предпосылки, на которых оно построено, представляют собой нечто действительно новое. Ведь НиколайКузанский утверждает, что приблизительность астрономических расчетов в принципе ничем не отличается от приблизительности расчетов геометрии и арифметики. А это для того времени переворот в понимании науки. И не только этот вывод по отношению к астрономии следует из допущения, что мерой конечного должно быть бесконечное. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. Происходит это следующим образом. Так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность. "Из-за необходимого совпадения минимума с максимумом, - пишет Николай Кузанский, - такой центр мира совпадает с внешней окружностью. Значит, у мира нет и внешней окружности. В самом деле, если бы он имел центр, то имел бы и внешнюю окружность, а тем самым имел бы внутри самого себя свои начало и конец". Рассуждение Николая Кузанского, помимо всего прочего, интересно и в том
отношении, что оно задним числом выявляет далеко не само собой понятную
связь между философской категорией единого и космологическим представлением
о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Отождествление
единого и беспредельного, проведенное Николаем Кузанским, разрушает и ту
картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Вспомним, что предел, как его понимали античные греки, - это мера. Но у Однако мы знаем, что Николай Кузанский не без оговорок признает
бесконечность мира, - его трактовка этой бесконечности отличается от той,
которая имеет место у Джордано Бруно, Рене Декарта или Исаака Ньютона. Как
следует понимать слова Николая о том, что мир не конечен, но и не
бесконечен в собственном смысле? Дело в том, что Николай Кузанский
различает два вида бесконечного: негативно бесконечное и привативно
бесконечное. "...Только абсолютный максимум негативно бесконечен, только он
есть то, чем может быть во всей потенции. Наоборот, Вселенная, охватывая
все, что не есть Бог, не может быть негативно бесконечной, хотя она не
имеет предела и тем самым привативно бесконечна". Негативная бесконечность Как разъясняет Николай Кузанский, конечная величина не может стать бесконечной путем постепенного возрастания. Вот такого рода конечностью, могущей возрастать без предела, но никогда не могущей превратиться в актуальную бесконечность, Николай Кузанский считает Вселенную. Она может возрастать без предела, потому что не имеет предела создавшее ее бесконечное всемогущество Бога. Итак, Вселенная потенциально бесконечна, а это значит, что у нее нет ни
центра, ни окружности. Ибо центр и окружность - границы, а бесконечность,
пусть даже и привативная, не может иметь никаких границ. Но из этого
следует вывод, очень важный для дальнейшего развития не только философии,
но и астрономии и физики: "Центр мира не более внутри Земли, чем вне ее". Отсюда следует немаловажный вывод, меняющий очень многое в средневековом мировоззрении: Земля ничем принципиально не отличается от других небесных тел - она не находится в центре мира, не является неподвижной, а значит, объективно нет никакого "верха" и "низа", положение небесных тел относительно и, стало быть, Землю можно считать таким же небесным телом, как Солнце или Луну. "Неверно, будто наша Земля - самая ничтожная и низменная", как это полагали до сих пор. "Земля - благородная звезда, имеющая свои особые и отличные от других звезд свет, тепло и влияние, как и любая звезда тоже отличается от любой другой светом, природой и влиянием". Это высказывание Николая Кузанского противоречит предпосылкам
аристотелевской физики, которая исходит из различия подлунного и надлунного
миров. Он пересматривает как базисные утверждения науки о природе,
господствовавшие на протяжении почти двух тысячелетий, так и вековые
представления о несоизмеримо различном характере "неба" и "земли". Тем
самым Николай Кузанский подготовляет коперниканскую революцию в астрономии. Как видим, задолго до Коперника Николай Кузанский формулирует целый ряд
смелых утверждений, подрывающих основы астрономической теории Птолемея: Понятие центра мира, с точки зрения Николая Кузанского, есть не более
чем субъективное допущение. Объективно центра нет нигде, или, что то же
самое, он находится везде. Центром мы обычно называем, говорит Николай Роль философии Николая Кузанского в становлении научного мышления нового времени до сих пор недостаточно оценена в нашей литературе. А между тем мы видим, как именно Николай Кузанский подготавливает логические и онтологические предпосылки для того переворота в астрономии, который связан с именем Коперника, и того переворота в физике (прежде всего механике), который осуществил Галилей. Влияние Николая Кузанского на научную и философскую мысль 15-17 веков
было достаточно сильным. В первую очередь обычно указывают на Джордано 3. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная. Джордано Бруно (1548-1600) делает шаг вперед по сравнению с Николаем В своих размышлениях о природе итальянский философ исходит из тех
принципов, которые были развиты Николаем Кузанским, а именно - из его
рассмотрения Бога как абсолютной возможности. Не будем забывать, что в
терминологии Аристотеля, унаследованной и большинством средневековых
теологов, возможность - это материя. Определение Бога как абсолютной
возможности чревато, поэтому еретическими выводами о том, что чисто
духовное существо, каким является христианский Бог, так же, впрочем, как и Однако тождество возможности и действительности - это принадлежность
одного Абсолюта; в сфере конечного "ни одна вещь не является всем тем, чем
может быть". Тем не менее, отождествление действительного и возможного в Подобно тому, как античное понятие единого уже у Кузанского, а тем
более у Бруно отождествляется с бесконечным, античное понятие материи,
которая, в отличие от единого и в противоположность ему есть бесконечно-
делимое (беспредельное), теперь в свете учения о совпадении
противоположностей получает характеристику "неделимого". При этом, правда, Итак, согласно Бруно, существует материя, которой свойственны количественные и качественные определенности (т.е. материя телесная) и материя, которой чуждо и то, и другое, но "тем не менее, как первая, так и вторая являются одной и той же материей". Материя как неделимая "совпадает с действительностью" и, следовательно, "не отличается от формы". Отсюда легко сделать и следующий шаг: если материя в своем высшем виде (как материя бестелесная) ничем не отличается от формы, то снимается и другое важное различие, которое признавалось и аристотеликами, и платониками, а именно, что форма активна, а материя пассивна. Форма понималась в античности как начало творческое, которое, внедряясь в материю, создает таким образом все оформленное. Бруно не разделяет этого воззрения по вполне понятным основаниям. Он пишет в этой связи: "...Следует скорее говорить, что она (материя) содержит формы и включает их в себя, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы и субстанции". Это - решительная отмена дуализма духовного и телесного начал,
дуализма, который в разных видах имел место и в философии Платона и И вот все понятия античной науки получили не просто иное, а по существу
противоположное содержание. Согласно Аристотелю, материя стремится к форме
как к высшему началу. Бруно возражает: "Если, как мы сказали, она (материя)
производит формы из своего лона, а, следовательно, имеет их в себе, то, как
можете вы утверждать, что она к ним стремится?" Согласно Аристотелю,
материя - начало всего изменчивого, преходящего, временного, а форма -
начало постоянства, устойчивости, вечности. У Бруно все обстоит наоборот: Новое понимание материи и новое соотношение между материей и формой
свидетельствуют о том, что в 16 веке окончательно сформировалось сознание,
составляющее, так сказать, прямую противоположность античного: если для
древнегреческого философа предел "выше" беспредельного, форма совершеннее
материи, завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного, то
для ренессансного сознания беспредельное совершеннее формы, потому что
бесконечное предпочтительно перед имеющим конец, становление и непрерывное
превращение - выше того, что неподвижно. Это - совершенно новый тип
миросозерцания, чуждый античному. И поэтому не следует думать, что если
эпоха Возрождения написала на своем знамени лозунг: "Назад к античности",
то она и в самом деле была возвращением к античным идеалам. Этот лозунг был
только формой самосознания этой эпохи; он лишь свидетельствовал о ее
оппозиции по отношению к христианству церковному и о стремлении к
секуляризации всех форм духовной и социальной жизни. Но это была
секуляризация именно христианского духа, в ней получали своеобразное новое
преломление и трансформацию те начала, которые складывались в сознании
общества на протяжении более чем тысячелетнего господства христианской
религии. И это не могло не сказаться на специфике культуры и науки эпохи Посмотрим теперь, как изменившееся содержание понятий материи и формы сказалось на космологии Бруно, как оно привело к последовательному пересмотру всей физики Аристотеля. Вот космологический аналог размышлений Бруно о тождестве возможности и
действительности, единого и бесконечного, материи и формы. "Итак, Вселенная
едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность,
едина действительность, едина форма или душа, едина материя или тело, едина
вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не
может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым
бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в
пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться,
ввиду того, что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия,
которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Вселенной, таким образом, приписаны атрибуты божества: пантеизм потому
и рассматривался церковью как опасное для нее учение, что он вел к
устранению трансцендентного Бога, к его имманентизации. К этим выводам не
пришел Кузанский, хотя он и проложил тот путь, по которому до конца пошел Но Вселенная Бруно не имеет ничего общего и с античным пониманием космоса: для грека космос конечен, потому что конечное выше и совершеннее беспредельного; Вселенная Бруно бесконечна, беспредельна, потому что бесконечное для него совершеннее конечного. Как и у Кузанского, у Бруно в бесконечном оказываются тождественными все различия. Он выражает это с большой ясностью: "Если действительность не отличается от возможности, то необходимо следует, что в ней точка, линия, поверхность и тело не отличаются друг от друга; ибо данная линия постольку является поверхностью, поскольку линия, двигаясь, может быть поверхностью; данная поверхность постольку двинута и превратилась в тело, поскольку поверхность может двигаться и поскольку при помощи ее сдвига может образоваться тело... Итак, неделимое не отличается от делимого, простейшее от бесконечного, центр от окружности". Все, как видим, берется в течении, изменении, взаимопревращении; ничто не равно самому себе, а скорее равно своей противоположности. Это и значит, что возможность - становление, движение, превращение, изменение - стала теперь основной категорией мышления. Одним из важнейших гносеологических положений философии Бруно является
положение о приоритете разума над чувством, разумного познания над
чувственным восприятием. В этом пункте он считает себя последователем При этом опять-таки мы видим существенное изменение в понятиях по
сравнению с античной философией: если для Платона чувственное восприятие
способно быть направленным на движущееся и изменчивое, а разум - на
созерцание вечных и неподвижных идей, если, таким образом, восприятию
посредством чувств открывается все то, что связано с беспредельным, т.е. с
материей, а уму - то, что очищено от всего материального, текучего,
изменчивого, - то для Бруно дело обстоит значительно сложнее. С его точки
зрения, чувственное восприятие постигает все конечное - а такова, как мы
уже видели, всякая форма - ведь она ограничивает бесконечную материю. Поскольку Вселенная бесконечна, то теперь должны быть отменены все положения аристотелевской космологии. Прежде всего, Бруно выступает против тезиса Аристотеля, что вне мира нет ничего. "...Я нахожу смешным утверждение, - пишет он, - что вне неба не существует ничего, и что небо существует в себе самом... Пусть даже будет эта поверхность чем угодно, я все же буду постоянно спрашивать: что находится по ту сторону ее? Если мне ответят, что ничего, то я скажу, что там существует пустое и порожнее, не имеющее какой-либо формы и какой-либо внешней границы... И это гораздо более трудно вообразить, чем мыслить Вселенную бесконечной и безмерной. Ибо мы не можем избегнуть пустоты, если будем считать Вселенную конечной". Это - уже воображение человека нового времени, который не в состоянии представить себе конечный космос, не поставив тотчас же вопрос: а что находится там, за его пределами? Конечный космос Аристотеля, который сам уже "нигде" не находится, потому что для него уже нет места - объемлющего его тела, - это то, что труднее всего помыслить и вообразить человеку нового времени. Если даже космос конечен, то за его пределами - бесконечное пустое пространство - так мог бы рассудить человек нового времени. Так же рассуждает и Бруно - мыслитель, стоящий у истоков нашего времени. "Я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет бесконечное пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо божественное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны". Насколько бесконечное превосходит конечное, настолько же, продолжает
свою мысль Бруно, наполненное превосходит пустое; поэтому, коль скоро мы
принимаем бесконечное пространство, то гораздо правдоподобнее будет
предположить его заполненным бесчисленными мирами, нежели пустым. Аргумент Утверждение, что Вселенная бесконечна, отменяет аристотелевское понятие
абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.д. и вводит новое для физики
того времени понятие относительности всякого места. "...Все те, которые
принимают бесконечную величину тела, не принимают в ней ни центра, ни
края". Земля, по Бруно, является центром не в большей степени, чем какое-
либо другое мировое тело, и то же самое относится ко всем другим телам: Все движения тел являются относительными, и неправильно различать тела на легкие и тяжелые: "...Та же самая вещь может быть названа тяжелой или легкой, если мы будем рассматривать ее стремление и движение с различных центров, подобно тому, как с различных точек зрения та же самая вещь может быть названа высокой или низкой, движущейся вверх или вниз". Как видим, Бруно не останавливается перед самыми смелыми выводами, вытекающими из допущения бесконечности Вселенной. Он разрушает аристотелевский конечный космос с его абсолютной системой мест, тем самым вводя предпосылку относительности всякого движения. Бруно, как мы знаем, не был ни астрономом, ни физиком; он рассуждает
как натурфилософ. Но его рассуждения, хотя и не непосредственно, оказывают
влияние и на развитие науки: подрывая те принципы, на которых стоит
перипатетическая физика и космология, Бруно, так же как и Николай 4. Заключение. Джордано Бруно, чье смелое воззрение разбило хрустальную твердь «Хоры блуждающих звезд, я к вам свой полет направляю, К вам поднимусь, если вы верный укажете путь. Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованье Пусть вдохновляют мой взлет в бездны далеких миров. То, что так долго от нас время скупое скрывало, Я обнаружить хочу в тёмных его тайниках. » Дж. Бруно. «Диалоги» 5. Список литературы. 1. Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва, 1970г. 2. Джордано Бруно «Диалоги» Москва,1949г. 3. А.Х. Горфункель «Философия эпохи Возрождения» Москва, 1980г. 4. «Краткий курс истории философии» под ред. Ойзермана Москва,1967 г. 5. Б. С. Э. /Большая советская энциклопедия / 6. «Эволюция понятия науки (формирование научных программ нового времени XVII - XVIII вв.)» П. П. Гайденко Москва, 1987.
Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |