рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Духовная сфера жизни

становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и

поведение.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв,

определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически

реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями,

которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием

высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут

осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних

обстоятельствах («среда заела»), происках соперников или врагов или же в

недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека.

Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием,

ориентированным на ее достижение, мы находим в пьесе Шекспира «Гамлет».

Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и

действует, то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы

удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и

потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от

него, герой романа Достоевского Раскольников не только убедил себя в том,

что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает

ее, что влечет за собой глубокое раскаяние.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является

воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека

действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как

внешняя сильная мотивация в форме приказа.

Классификация ценностей. Всякая классификация ценностей по типу и

уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и

культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность,

имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не

менее мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию

ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние,

физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила,

выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности),

практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд,

профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость,

склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к

достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества,

ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или

сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность,

законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность,

бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение

к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать,

ритуал. Священное Писание и Предание, церковь.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал,

стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная

самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Феномен общественного сознания в истории философии.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

Соотношение общественного и индивидуального сознания.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность

идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений

общества, т. е. сознание общества. Как сознание общества, оно имеет своим

предметом .природу, общество и человека. В узком смысле общественное

сознание - это отражение общественного бытия, его осознание. Оно отображает

прежде всего общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее

общие стороны мира (философия), так как их осознание зависит от

общественного бытия.

Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего

мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история

развития общественного сознания есть история последовательного

проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

Одна из особенностей современного кризисного периода истории -

необходимость осознания человеком и обществом своего будущего. Если прежде

большинство проблем мировой истории рано или поздно решались в результате

давления стихийных сил общества, то в настоящее время человечеству не

удастся сохраниться и стихийно преодолеть возникший кризис мировой

цивилизации. Разрешение его возможно лишь посредством формирования

глобального, общечеловеческого мышления, осознания каждым индивидом

истинной сути своего существования, себя как высшей ценности общества,

живущей по критериям совести, добра, ответственности.

Важнейшими составляющими человеческой сущности являются, как известно,

труд и мысль. При этом было бы серьезной ошибкой считать сознание менее

реальным, чем труд. Оно не есть лишь механический отзвук материальных

событий, его сила настолько велика, что создается иллюзия - будто бы в нем

и заключен истинный смысл человеческой жизни. К такому пониманию смысла

жизни в последние годы часто склоняются многие деятели культуры. В

действительности активность общественного (и индивидуального) сознания

вторична, производна от общественного бытия, глубины его отражения.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее

его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени

общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью

индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных

индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе

индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное

ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание

может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида.

Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы

наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием

индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом

важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством

которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором

формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом

общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии

интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания

необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны:

самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей

системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов

общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни.

Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального

сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к

недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию

способности индивида творить самого себя, свое бытие.

В классовом обществе общественное сознание имеет классовый характер,

представляет собой совокупное сознание господствующего и подчиненных

классов. Определяющим в нем являются идеи, взгляды, иллюзии и т. д.

экономически и политически господствующего класса. Индивиды, составляющие

его, господствуют и как творцы мыслей: регулируют их производство и

распределение, а это значит, что их мысли являются господствующими мыслями

эпохи. Однако эти мысли вследствие разделения труда на материальный и

духовный и превращения последнего в привилегию господствующего класса

искаженно отражали самую действительность. Оценивая существующую

историографию, Маркс и Энгельс отмечали, что в объяснении общественной

жизни она не достигла даже уровня, который был присущ обыденному сознанию.

В то время как в обыденной жизни любой лавочник легко различит, за что

выдает себя тот или иной человек и что он собой представляет в

действительности, историография верит на слово каждой эпохе, что бы та о

себе ни говорила и ни воображала. Идеалистическое понимание истории не

рассматривает действительный процесс жизни людей и не выводит из него все

формы сознания. Отсюда - при описании той или иной эпохи идеологи

господствующего класса вынуждены были разделять иллюзию абсолютной

самостоятельности идей, довольствоваться утверждениями, что в эпоху

аристократии господствуют понятия «честь», «верность» и т. д., в эпоху

буржуазии - понятия «свобода», «равенство» и другие. Такое общественное

сознание является иллюзорным, превратным, ставящим все в истории «с ног на

голову». Иллюзии могут сильно влиять на общественное и индивидуальное

сознание. Так, возникшие под влиянием происходящих в мире процессов

социализации и гуманизации иллюзии — отсутствие коренных различий между

капитализмом и социализмом, способность капитализма обезвредить порожденные

его собственной природой мины, отмирание политических революций в условиях

сохранения антагонизма между классами — стали распространенными в

современном сознании. Между тем иллюзии - это всегда тупиковые направления

развития общественного и индивидуального сознания. Они могут быть порождены

также общественным бытием, которое по своей сути не является необходимым

бытием. Не следует думать, что всякое бытие необходимо лишь потому, что оно

есть. Необходимым является лишь такое бытие, которое способствует прогрессу

общества и в большей мере соответствует природе человека. Деформация ее

ведет к деформации общественного бытия и, соответственно, к иллюзорности

общественного сознания.

Структура общественного сознания; обыденный и теоретический уровень;

общественная психология и идеология; массовое сознание; менталитет.

Основные понятия темы. Духовная культура, духовная жизнь, антогенез,

филогенез, идеалы, ценности, сознание, массовое сознание, идеология,

профессиональное сознание, менталитет.

Структура общественного сознания (духовной сферы общества, надстройки)

является в известной мере отражением структуры общественного бытия в его

широком смысле слова. Поскольку общественное бытие имеет две стороны:

непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), общественном сознании

различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное

сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности

людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме

взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Преобладающей в нем

является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания -

здравый смысл - по глубине осознания действительности нередко приближается

к уровню научного сознания. Обыденное сознание - это первичный уровень

осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к

непосредственной действительности, полнее отражает специфику ситуаций, но

включает в себя и так называемое обывательское, весьма ограниченное,

сознание.

С обыденным сознанием тесно связана общественная психология,

являющаяся также непосредственным отражением повседневной жизни людей, их

условий, интересов, деятельности в форме чувств, мыслей, представлений,

настроений, иллюзий, взглядов, традиций, обычаев и т. д. Содержание

общественной психологии многообразно: в нем различают чувственную сторону

(эмоции, настроения, сложные чувства) и рациональную (идеи, представления,

взгляды), а также привычки, обычаи, традиции, устойчивые вкусы и другие

социально-психологические образования. Однако в отличие от обыденного

сознания ведущей стороной в ней является чувственная сторона. Общественную

психологию создает, творит все общество, у нее нет отдельного от масс

носителя. В классовом обществе она приобретает классовый характер, ее

творит весь класс. Маркс отмечал: «Над различными формами собственности,

над социальными условиями существования возвышается целая надстройка

различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений.

Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и

соответствующих общественных отношений». Общественная психология направлена

непосредственно на практическую деятельность и в ней прежде всего

реализуется. Ее основная функция — стимулирование деятельности, воплощение

чувств, идей в реальные отношения, поведение людей. Не имея иного кроме

самих масс носителя и создателя, общественная психология выступает как

массовое сознание, как продукт социальных условий жизни общества, класса,

группы и их побудительная сила. Статус общественной психологии как науки

пока еще точно не определен.

С обыденным сознанием тесно связано общественное мнение, т. е.

состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или

явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и

социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и т. д. и

их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его

объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие

общественный интерес. В качестве источников формирования общественного

мнения могут выступать различного рода информация, поставляемая средствами

массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт,

слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени

истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Взятое в целом общественное

мнение представляет собой сложное переплетение истины и заблуждения. В

развитом обществе привычными каналами и формами выражения общественного

мнения являются референдумы, конференции, совещания, прямое участие масс в

законодательных и исполнительных органах, манифестации и т. д. В таком

обществе его роль в общественной жизни резко возрастает: усложняются

функции, расширяется сфера деятельности, увеличивается степень глубины и

компетентности его субъекта.

Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание,

отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в

нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного

сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность

общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем

теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый

смысл, но идет дальше и глубже его. Взаимосвязь теоретического сознания и

здравого смысла; двусторонняя: с одной стороны, под влиянием развития НТП

обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя

то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается; с другой стороны,

здравый смысл в известной мере контролирует науку, поскольку последняя,

имея дело с абстракциями, может: терять чувство реальности, отрываться от

действительности. Так, в течение десятилетий существовал значительный отрыв

общественных наук от реальной жизни, ее насущных проблем. Возникли элементы

утопизма, в то время как здравый смысл, связанный с обыденной жизнью, все

больше порождал недоверие к развиваемым в них идеям. Однако концепция

перестройки общества, перехода к новой модели социализма может быть

сформулирована только общественными науками, при опоре их на здравый смысл.

С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система,

идей, взглядов, теорий .отражающих сущность, законы общественного бытия под

углом Зрения интересов общества, классов, социальных групп. В отличие от

общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в

целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса,

теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс

приходят практически. Из условий жизни общества или класса стихийно

возникает не идеология, а общественная психология, создающая определенную

почву для выработки, распространения и усвоения идей. Анализируя механизм

формирования и распространения научной идеологии, Ленин показал, что она

возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат

развития науки, культуры, прогресса общественной мысли, и носителем ее

является передовой, сознательный авангард рабочего класса — партия, который

вносит идеологию в массы. Сам рабочий класс не может осознать свои коренные

интересы, цели и задачи борьбы. С тредюнионистским сознанием и стихийной

борьбой он остается до усвоения научной идеологии «классом в себе». Лишь

осознав с ее помощью свои коренные интересы, цели, задачи, он становится

«классом для себя», классом со зрелым самосознанием.

Различают ненаучную и научную идеологию. Последняя, по определению

Ленина, соединяет в теории высшую и строгую научность с революционностью.

Будучи в классовом обществе классовой и партийной, идеология связывает

познание социальной действительности с интересами того или иного класса. На

этом основании утверждают, что научность и партийность не совместимы, и

потому любая идеология представляет собой в значительной мере превратное

отражение действительности. При этом не учитывается, что познание возникает

как выражение и реализация определенных интересов и потребностей. Природа

как объект естественных наук определяет лишь возможность их появления,

которая превращается в действительность тогда, когда формируется

общественный или классовый интерес, общественная и классовая потребность в

его исследовании. «Даже это «чистое» естествознание,— отмечали

основоположники марксизма, — получает свою цель, равно как и свой материал,

лишь благодаря торговле и промышленности, благодаря чувственной

деятельности людей». Вся наука в целом развивается как результат реализации

определенных общественных, классовых или личных интересов, но общественные

науки в большей мере, чем естественные, зависят от них. В «Немецкой

идеологии» Маркс и Энгельс показали, что идеологию нельзя рассматривать вне

истории общества, ибо господствующие идеи, мысли являются идеями и мыслями

людей о себе и об обществе, в котором они живут. Каково общественное бытие,

таковы и взгляды, теории. В материальной жизни общества, основанного на

частном труде и собственности, заложена реальная основа появления

превратного, иллюзорного сознания. Так, овеществление производственных

отношений, происходящее в силу всеобщего обмена, всеобщей купли-продажи,

порождает товарный фетишизм. У людей складывается представление, что вещи

по самой своей природе обладают какими-то таинственными свойствами. Однако

не идеологию вообще определяли классики марксизма как извращенное понимание

истории, а идеологию, господствующую до становления развитого

капиталистического общества. Прежде всего в силу самих условий материальной

жизни она могла быть либо превратным пониманием истории, либо полным

отвлечением от нее. До тех пор пока существуют частный труд и частная

собственность, сохраняется и реальная основа для существования ненаучной

идеологии, дающей в той или иной мере превратное объяснение

действительности. Сознание и самосознание общества всегда таковы, каков

реальный процесс жизни людей.

В последнее время нередко выдвигается требование деидеологизации

общества, его политической, экономической, правовой и других сфер.

Деидеологизация, понятая разумно, есть устранение подмены экономических,

конкретно-научных решений идеологическими, не вытекающими из сути дела.

Однако без идеологии, соответствующей уровню экономического развития

общества, не может существовать ни одно государство. Как уже отмечалось,

структура общественного сознания в значительной степени является отражением

структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости и

многосторонности общественного бытия в общественном сознании как его

отражении и осознании выделяют различные формы сознания: экономическое,

экологическое, политическое и т. д. Общественное сознание и его форма

соотносятся как род и вид. формы сознания различаются по предмету и способу

отражения общественного ; бытия и, соответственно, по свойственному им

содержанию и его глубине. Так, экономическое сознание отражает

экономическую жизнь общества, ее общие и специфические стороны и законы,

выступающие в качестве предмета исследования политической экономии и

экономических наук. Политическое сознание также является концентрированным

выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов

классов, государств и т. д. Отражение общественного бытия этими формами

сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического

сознания, отражающего его в художественных образах.

Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и

идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические

отношения, формируются, проходя через сознание людей, но возникают они не

из сознания, а в результате отражения в нем материальной деятельности и

отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и

выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных

взглядов, идей, теорий, в которых это бытие отражается. Так, политические

отношения возникают на основе политических взглядов, теорий, являющихся

концентрированным выражением экономики, и вне сознания не существуют.

Революция вначале происходит в головах людей, и лишь тогда, когда идеи

овладевают массами, становятся материальной силой, она переносится на

баррикады. Идеологические отношения, в том числе политические, - это

духовные отношения людей к природе и друг другу, отношения сознания людей в

отличие от экономических, материальных отношений, как формы, в которой

протекает процесс труда. Идеологические (духовные) отношения существуют при

помощи материальных средств, средств объективации, реализации сознания

(язык, действия, произведения искусств, средства печати и информации,

финансы и т. д.). Они воплощаются в материальных, практических действиях,

отношениях, но их нельзя отождествлять со средствами объективации.

Признание объективного характера идеологических отношений означает

отождествление их с материальными отношениями по признаку, по которому они

различаются. Материальные отношения не только не осознаются, но прежде

всего находятся вне сознания людей и поэтому не зависят от него. Они

складываются помимо воли, сознания индивидов как форма деятельности

человека, направленная на поддержание его существования. Поэтому

неправомерно отнесение к объективному в истории того, что в самом

общественном сознании складывается как социально-психологическая реакция на

изменение условий общественной жизни независимо от воли и желаний слоев,

групп, классов. Как справедливо заметил Фромм, многие последователи Маркса,

не сумевшие понять «основных концепций своего учителя», отождествляли

объективные экономические условия с субъективными экономическими мотивами.

На этом основании они приходили к выводу, что главным мотивом поведения

людей во все исторические эпохи была страсть к богатству. В

действительности эта страсть характерна лишь для эпохи капитализма.

Таким образом, идеологические отношения являются по своей природе

духовными (субъективными), но имеют объективное содержание и материальные

средства реализации. Они не тождественны ни с заключенным в них объективным

содержанием, ни со средствами реализации. К тому же средства реализации

идей, идеологических отношений, т. е. материальная часть надстройки, изъяты

из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи

объективными, представляют собой специфический компонент общественного

бытия. Эта материальная часть надстройки есть связующее звено объективно-

реального и субъективно-реального существования общества, средство их

взаимного влияния.

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения

общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом,

т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания.

Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной

эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто

употребляют не термин «менталитет», а термин «ментальность». Отличие этих

терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое

значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным

стратам и историческим временам.(18). Следует отметить, что употребление

этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют

их как равнозначные. Именно такой подход мы встречаем в материалах

круглого стола , проведенного журналом Вопросы философии в 1993 году.(19).

Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи

выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2). Групповая ментальность.

3). Национальная ментальность.

4). Цивилизационная ментальность.

Основными функциями общественного сознания и его форм являются

познавательная, воспитательная, регулирования общественной жизни

(деятельности и отношений людей к природе и друг к другу).

Список литературы:

1. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. – Изд-во

Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. – 276 с.

2. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших

учебных заведений. – Издание третье. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 591 с.

3. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д «Феникс»,

1998 – 576 с.

4. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.:

Высшая школа, 1991. - 287с.

5. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:

Политиздат, 1988. - 592с.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.