Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
Содержание
Введение. 3
1.
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных
и местных фондов. 4
2.
Правовой режим целевых бюджетных фондов. 10
3.
Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов. 15
4.
Правовой режим целевых фондов Правительства РФ.. 27
Заключение. 30
Список
используемой литературы.. 31
Целевые
государственные и местные фонды денежных средств появились в финансовой системе
России недавно. Первоначально они создавались преимущественно как
государственные внебюджетные фонды. Создание внебюджетных фондов в России
относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд
РФ, затем стали появляться и другие.
С помощью
внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно
использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как
показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно
проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано
с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными
видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило,
оказываются урезанными.[1]
Трансформация отдельных внебюджетных
фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением
государственных средств и на восстановление государственного финансового
контроля за их целевым использованием.
Практически
определились три вида целевых фондов: 1) государственные и местные внебюджетные
фонды денежных средств; 2) целевые бюджетные фонды денежных средств; 3)
государственные целевые фонды Правительства РФ.
В рамках данной
работы будут последовательно рассмотрены каждая группа этих целевых денежных
фондов. Автор будет опираться на действующее законодательство и судебную
практику, а также на научные работы, посвященные данному вопросу.
Целевые
государственные и местные фонды денежных средств характеризуют следующие
отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами со строго
определенной целью, используются сугубо по целевому назначению; правовой статус
целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным
органом.
Государственные и
местные внебюджетные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:
по целевому назначению, по способу образования, по уровню управления фондом,
по юридической природе. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды
делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный
фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального
страхования РФ. Остальные внебюджетные фонды в основном могут быть отнесены к
экономическим. По способу образования целевые государственные фонды
подразделяются на те, которые выделены в составе бюджетов, и те, которые имеют
самостоятельное управление.
В зависимости от
уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные и региональные.
Многие целевые фонды являются одновременно и федеральными, и региональными.
Это обусловлено тем, что многие внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном
уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в
распоряжение территориальных властных структур.
Правовой режим
целевых государственных и местных фондов денежных средств определяется как
законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы Российской Федерации
«Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления»[2],
«О дорожных фондах в РФ»[3],
«О занятости населения в РФ»,[4]
«О медицинском страховании граждан в РФ»[5],
о федеральном бюджете на конкретный год.[6]
В них определены порядок формирования и использования целевых государственных и
местных фондов денежных средств, порядок утверждения бюджетов государственных
внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении.
Средства целевых фондов не могут
расходоваться на иные цели.
Так, прокурор Ивановской области
обратился в суд с заявлением, в котором просил признать пункт 10 статьи 1
Закона Ивановской области от 16.03.2004 № 37-ОЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 год»,
содержащей указание "приобретение жилья для специалистов управления» и
включающей это положение в раздел «расходы» приложения № 24 Закона Ивановской
области «Об областном бюджете на 2004 года», противоречащим федеральному
законодательству и недействующим со дня вступления в силу данного Закона.
Заявленное требование обосновано тем,
что оспариваемое положение Закона принято в противоречие со статьей 17
Бюджетного кодекса РФ и п. 4 ст. 1 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской
Федерации».
Представители администрации и
Законодательного Собрания Ивановской области с заявлением не согласны, считают,
что оспариваемое положение закона Ивановской области не противоречит Закону РФ
«О дорожных фондах в Российской Федерации», так как согласно п. 4 ст. 1 данного
Закона средства дорожного фонда направляются, в том числе, и на финансирование
затрат на управление дорожным хозяйством. Направление средств на приобретение
жилья для специалистов управления является одним из видом расходов на управление
дорожным хозяйством.
Решением Ивановского областного суда от
20 августа 2004 г. заявленное прокурором требование удовлетворено в полном
объеме.
В кассационной жалобе администрация
Ивановской области просит отменить состоявшееся по делу решение, ссылаясь на
неправильное толкование и применение судом ряда положений федерального
законодательства, регулирующих бюджетные отношения.
Проверив материалы дела, изучив доводы
кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации находит вынесенное Ивановским областным судом решение
подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного
разбирательства, оспариваемый прокурором Закон области «О внесении изменений
дополнений в Закон Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 год» №
37-ОЗ был принят 16.03.2004 и опубликован в официальном печатном издании «Собрание
законодательства Ивановской области» № 6 (240) 31.03.2004.
Пунктом 10 ст. 1 Закона области № 37-ОЗ
внесены изменения в приложение № 24 «Доходы и расходы целевого бюджетного
территориального дорожного фонда Ивановской области на 2004 год» к Закону
Ивановской области «Об областном бюджете на 2004 год» путем внесения в раздел «расходы»
строки «приобретение жилья для специалистов управления – 1000». Таким образом,
законодатель определил направление расходов территориального дорожного фонда
Ивановской области в размере 1 млн. руб. на финансирование приобретения жилья.
Соглашаясь с заявленным требованием
прокурора, суд отметил, что в указанной части пункт 10 ст. 1 Закона области №
37-ОЗ противоречит ст. 17 Бюджетного кодекса РФ и п. 4 ст. 1 Закона РФ «О
дорожных фондах в Российской Федерации».
С данным выводом суда следует
согласиться, так как статья 17 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что
средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не
соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ «О
дорожных фондах в Российской Федерации» средства территориальных дорожных
фондов направляются на финансирование, содержание, ремонт, реконструкцию и
строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к
собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным
хозяйством. Расходы на приобретение жилья в данном случае не предусмотрены.
Правильно судом отмечено и то, что в
силу ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ законы Российской Федерации, регулирующие
бюджетные правоотношения, не могут противоречить положениям данного Кодекса.
С учетом приведенного правового анализа
суд обоснованно признал оспариваемое положение, содержащееся в п. 10 ст. 1
Закона Ивановской области № 37-ОЗ, противоречащим федеральному
законодательству, а поэтому являющимся недействующим с момента вступления его в
законную силу.
Довод администрации Ивановской области
в кассационной жалобе о том, что направление средств на приобретение жилья для
специалистов управления является одним из видов расходов на управление дорожным
хозяйством, при этом делается ссылка на п. 4 ст. 53 ФЗ «О государственной
гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ[7], предусматривающий расходы на
улучшение жилищных условий для государственных служащих, судом обоснованно
признан несостоятельным.
Единовременную субсидию на приобретение
жилой площади один раз за весь период гражданской службы, которая
предусматривается пунктом 4 ст. 53 Федерального закона «О государственной
гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, законодатель
рассматривает как дополнительную государственную гарантию гражданских служащих,
относящуюся к социальной сфере.
Понятие «управление дорожным
хозяйством», используемое законодателем в п. 4 ст. 1 Закона «О дорожных фондах
в Российской Федерации», относится к оперативно-хозяйственной деятельности
дорожного фонда по обеспечению содержания ремонта, реконструкции и
строительства автомобильных дорог. Данное обстоятельство находит свое
подтверждение в Указе Президента Российской Федерации от 29.02.1992 № 204 «Об
оперативном распоряжении средствами, поступающими в Федеральный дорожный фонд»[8], где, в частности, к понятию «управление
дорожным хозяйством» отнесены: подготовка предложений по долгосрочным
программам и прогнозам развития автомобильных дорог, организация проведения
конкурсов и заключение контрактов (договоров) с производителями работ по
проектированию, содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных
дорог, контроль выполнения работ в соответствии с нормами и правилами,
обеспечение своевременного применения санкций при нарушении договорных условий,
приемку работ и иные меры, связанные с обеспечением беспрепятственного и
бесперебойного движения транспортных средств на федеральных дорогах.
Таким образом, приобретение жилья для
сотрудников дорожного фонда не может рассматриваться как деятельность по
управлению дорожным хозяйством.
При таких обстоятельствах вынесенное
Ивановским областным судом решение по данному делу является законным и
обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.[9]
Целевые бюджетные фонды могут
создаваться не только на федеральном уровне. Действующая бюджетная классификация
(раздел 3100) предусматривает возможность формирования территориальных дорожных
и экологических фондов, территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой
базы, а также целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации, которые
утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации.
Например, в Красноярском крае действует
целевая программа «Безопасность музейных и библиотечных фондов Красноярского
края» на 2002 – 2006 годы,[10]
небезызвестный (хотя и скандальный) целевой бюджетный фонд «Правопорядок»[11], в городе Красноярске – целевой
внебюджетный фонд развития системы инженерной и социальной инфраструктуры и
благоустройства города Красноярска[12]
и т.д.
Трансформация отдельных внебюджетных
фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением
государственных средств и на восстановление государственного финансового
контроля за их целевым использованием.
Определяя целевой бюджетный фонд,
законодатель выделяет такие его основные характеристики, как:
1) законодательная основа формирования
целевого бюджетного фонда;
2) образование фонда в составе бюджета;
3) пополнение фонда за счет доходов
целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов
доходов или иных поступлений;
4) использование средств фонда по
отдельной смете;
5) использование средств фонда
исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
В разные периоды времени в состав
федерального бюджета включались: Федеральный дорожный фонд Российской
Федерации, Федеральный экологический фонд Российской Федерации, Федеральный
фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции
РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фонд
воспроизводства минерально-сырьевой базы, Целевой бюджетный фонд содействия
военной реформе, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны водных
объектов, Фонд контрольно - ревизионных органов Министерства финансов РФ, Фонд
развития таможенной системы Российской Федерации, Фонд развития Федеральной
пограничной службы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии и др.
Целевой бюджетный фонд – фонд денежных
средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в
составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых
отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по
отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы
на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.[13]
Целевые бюджетные
фонды денежных средств создаются в бюджетах для направленного финансирования
наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ
или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды создаются в основном на
федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий
финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ.
Однако не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне субъектов
Федерации и административно-территориальных образований. Особенностью целевых
бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение
одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
В 1998 г. на
федеральном уровне в соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 1999
год»[14]
были созданы следующие целевые бюджетные фонды: фонд государственной поддержки
завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним
местности, фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства.
Этот фонд
образован впервые в федеральном бюджете в 1993 г. В соответствии с Положением
об этом фонде, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994
г.[15], фонд создан для обеспечения
гарантированного снабжения населения и предприятий северных регионов нефтью,
нефтепродуктами, топливом, продовольствием, медикаментами, лекарственными
средствами, а также продукцией производственно-технического назначения.
Источниками образования этого фонда являются: средства федерального бюджета,
процентные платежи за использование средств этого фонда на возвратной основе,
внебюджетные средства. Основным источником формирования фонда являются
бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федеральном бюджете
на предстоящий год. Использование средств фонда осуществляется путем
предоставления возвратных ссуд регионам, а также предприятиям, производящим
закупку и завоз продукции в порядке централизованных поставок. Средства фонда
аккумулируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные
фонды могут быть созданы на региональных уровнях.
Целевые бюджетные
фонды – весьма подвижное явление в финансовой системе РФ. Правовые нормы,
регулирующие порядок образования и использования этих фондов, составляют часть
правового института «бюджетное право».
Доходы
федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах
федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством
Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными
фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам,
определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год.[16]
Согласно ч. 3 ст. 39 Бюджетного кодекса
РФ в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы бюджетных уровней.
При этом, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего
бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения
Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету)
денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного
внебюджетного органа (ч. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ).[17]
Необходимо отличать целевые бюджетные
фонды от резервных фондов. Согласно ст. 81 БК РФ под резервным фондом бюджета
следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия
потребностей государства и местного самоуправления, носящих случайный, но
вероятный характер. Случайность таких потребностей выражается в том, что при
составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя
предвидеть, возникнут они или нет. Их вероятность состоит в том, что при
составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета допускается
возможность их наступления.
Средства резервных фондов расходуются
на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно -
восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других
чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Необходимо отметить еще одну
особенность целевых бюджетных фондов. Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов предусматривает, что все бюджетные расходы должны покрываться общей
суммой доходных поступлений в бюджет и поступлений из источников финансирования
бюджетного дефицита. При этом устанавливается запрет специализации источников
покрытия расходов бюджета: доходы бюджета и поступления из источников финансирования
его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами.[18]
Бюджетный кодекс РФ допускает три
исключения из упомянутого запрета специализации источников. В том числе, с
определенными расходами бюджета могут быть увязаны доходы целевых бюджетных
фондов.
Пункт 3 статьи 39 БК РФ
предусматривает, что в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы
целевых бюджетных фондов. Речь идет о доходах:
а) территориальных дорожных фондов
(налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных
средств, прочие поступления);
б) территориальных экологических
фондов;
в) территориальных фондов
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
г) всех прочих целевых бюджетных фондов
субъектов Российской Федерации, утверждаемых законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Следует признать, что в последнее время
институт целевых бюджетных фондов на федеральном уровне игнорируется. Согласно
ст. 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 г.» упразднен
последний из существовавших целевых бюджетных фондов – ЦБФ Министерства
Российской Федерации по атомной энергии. Видимо, это связано со стремлением использовать
бюджетные средства по своему усмотрению, что, в целом, может поспособствовать
гибкости финансовой системы РФ, однако может привести и к злоупотреблениям в
определенных сферах.
Государственный внебюджетный фонд –
фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы
и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном
федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом
РФ.[19]
Государственный внебюджетный фонд –
фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы
и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке,
установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом.
Возникновение внебюджетных фондов в
Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных
объемах финансовых ресурсов и целесообразностью их концентрации на
государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных
социально - экономических мероприятий. С помощью внебюджетных фондов можно
оказывать социальные услуги населению (выплата пенсий, финансирование
социальной инфраструктуры и т.д.); влиять на производственные процессы путем
финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий;
финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д. Иными словами,
внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования
финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.
Появление внебюджетных фондов и их
использование в целях перераспределения публичных финансов параллельно с
государственными и местными бюджетами в отечественной науке объясняется
следующим образом:
«Ограниченность финансовых ресурсов в
любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов.
Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом
состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности
средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов.
Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в
частности, особую заботу вызывают урезания расходов именно на эти цели. Поэтому
очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое
направление и использование поступающих средств».[20]
Внебюджетные
фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и
местных фондов денежных средств. Они создаются как на федеральном, так и на
региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства
РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению
компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целевому
назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды.
К числу
социальных внебюджетных фондов денежных средств относятся Пенсионный фонд РФ,
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,
фонд социального страхования РФ.[21]
Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в
целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты
пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.
Страницы: 1, 2
|