![]() |
|
|
Финансовое право Украины (Шпаргалка)Финансовое право Украины (Шпаргалка)1. Понятие финансов и финансовой деятельности Украины.................................................... 2. Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины.................................. 3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной экономике................. 4. Методы финансовой деятельности гос-ва............................................................................ 5. Принципы финансовой деят-ти Украины............................................................................ 6. Состав финансовой системы Украины................................................................................. 7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва........................................................ 8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.................... 9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности...................... 10. Финансово-правовые нормы, их виды и структура........................................................... 11. Место фин. права в системе правовых наук Украины......................................................... 12. Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за нарушение норм фин. права. 13. Система органов, осуществляющих контроль.................................................................... 14. Виды и формы фин. контроля. Санкции, применяемые ГНА за нарушение норм фин. права. 15. Финансовый контроль-специальная отрасль гос-ного контроля........................................ 16. Методы фин. контроля. Обяз-ти главных бухгалтеров по контр. за финансово-хоз-ной деят-тью по Положению об организациях бухгалтерского учета и отчетности в У-не. 17. Источники формирования децентрализованных фондов предпр-тий в свете З-на о предпр-тиях. 18. Порядок распределения прибыли производственных объединений, предпр-тий и орг-ций пром-ти по действующему зак-ву. 19. Порядок образ-ния и расходования фондов: а) развития произв-ва, науки, техники; б) фонда матер-ного поощрения; в) соц-ного развития на предпр-тиях, орг-циях, объединениях. 20. Хар-ка фин. планов предприятий, орг-ций, объединений. Порядок их утверждения....... 21. Понятие бюджета Украины................................................................................................ 22. Бюджетное устройство У-ны по действующему зак-ву....................................................... 23. Порядок составления и рассмотрения, утверждение Гос-ного бюджета............................. 24. Бюджетные права Украины и местных Советов по действующему зак-ву........................... 25. Система доходов Гос-ного бюджета У-ны......................................................................... 26. Роль бюджетной комиссии ВРУ в разработке З-на о Гос-ном бюджете на 1997г.............. 27. Понятие бюджетного процесса. Стадии его. Бюджетный период..................................... 28. Принципы бюджетного процесса Украины....................................................................... 29. Долгосрочное банковское кредитование. Порядок формирования фонда кредитования; источники возмещения полученных ссуд и оплаты процентов. 30. Структура дох-ов и расх-ов Гос. бюджета У-ны (по з-ну «О Гос. бюджете на 1997 г.)..... 31. Бюджетная классификация и ее назначение........................................................................ 32. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами. Мероприятия по усилению финансовой базы местных Советов. 33. Бюджетное регулирование. Его задачи и методы (на примере з-на «О Гос. бюджете на 1997г.). 34. Роспись бюджета. Не правовое значение........................................................................... 35. Исполнение расходной части бюджета. Распорядители бюджетных кредитов, их виды, права и обязанности. 36. Акцизный сбор (плательщики, объекты обложения)......................................................... 37. Понятие налогов. Налоговые правоотношения. Положение о взыскании невнесенных в срок налогов и налоговых платежей. 38. Отв-ть плательщиков и контроль за соблюдением зак-ва о налогах. Порядок применения и взыскания фин. санкций органами ГНА по инструкции ГНА Украины от 20.04.95 №28. 39. Подоходный налог гр-ан У-ны, иностр. гр-ан и лиц без гр-ва (группы плательщиков, порядок обложения и уплаты). 40. Льготы по подоходному налогу с населения.................................................................... 41. Сметно-бюджетное финансирование. Понятие, принципы................................................ 42. Виды иностр. инвестиций по З-ну У-ны от 19.03.96........................................................ 43. Компенсация и возмещение убытков иностр. инвесторам.................................................. 44. Понятие и формы гос-ного кредита................................................................................... 45. Понятие, назначение и принципы банковского кредитования........................................... 1. Понятие финансов и финансовой деятельности Украины.Фин. деят-ть в У-не строится на экономической основе гос-ва. Финансы - это совок-ть эконом. отношений по формированию децентрализованных фондов денежных ср-в в распоряжении каждого из них для осущ-ния деят-ти с целью получения прибыли (дохода). Фин. деят-ть необходима в любом гос-ве. Ее появление связано с появлением гос-ва. Фин. деят-ть обуславливает процесс развития экономики в гос-ве. Все фин. ресурсы в гос-ве представлены централизованными и децентрализованными фондами ден. ср-в. Централиз. фонды принадлежат гос-ву, они представлены-гос. бюджет, бюджеты местных советов, целевыми фондами-пенсионными фондами, фондами соц. страхования, профсоюзов. Все централизован. фонды-ден. ср-ва отраслей нар. хоз-ва фирм, объединений, предприятий всех форм соб-ти. Централиз. фонды образуются за счет ресурсов всех отраслей. Фин. деят-ть-это система ден. отношений, возникающее в связи формирования, распредел., использования централиз. и децентрализов. доходов денежных ср-в. Гос. финансы-это система ден. отношений, к-рые возникли одновременно с гос-вом и неразрывно связаны с его существованием и функционированием. 2. Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины.Фин. деят-ть широко регламентирована в К-ции У-ны, в частности п.4 и 85 относит к полномочиям ВРУ утверждение гос. бюджета У-ны и внесение изменений в него, контроль за его исполнением. Исходя из необходимости обеспечения экономической безопасности гос-ва п. 2 ст. 92 закрепляет, что исключительно законами устанавливается: гос.бюджет и бюджетная система, система налогообложения, налоги, эконом., ден. рынки, статус лиц и иностр. выплаты и т.д. Ст.95 Конституции закрепляет, что бюджетн. Система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения обществ-го богатства между гр-нами и территориальными громадами. Ст. 96 Кон-ии закрепляет за ВРУ утверждение бюджета на определенный срок. Участие КМУ и счетной палаты, НБУ в осуществлении фин. деятельности закреплено в ст. 92, 100. Ст. 99 определяет национальную ден. единицу. Ст. 116 закрепляет за КМУ проведение финансовой, ценовой, инвестиционной политики. Ст.138 относит к ведению Автономной Республики Крым (АРК) разработку, утверждение и исполнение бюджета АРК. Ст. 143 закрепляет участие органов местного самоуправления (ОМСУ), территориальных громад в проведении финансовой деятельности. 3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной экономике.В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам фин. деят-ти придается большое значение, т.к. они вносят определ. вклад в развитие экономики гос-ва. Основной задачей финансовой деятельности государства является: максимальное обеспечение всего финансирования и исполнения задач, стоящих перед государством на разных этапах развития. Отношения, возникающие в процессе финанс. деятельности, являются не только экономическими. Правовое регулирование финанс. деятельности является одной из форм гос. управление экономикой. На данном этапе, когда Украина стоит на пути перехода к рын. экономике, государство осуществляет фин. деятельность, руководствуясь основными принципами государственного управления: плановость, равноправие наций и национальных меньшинств, участие трудящихся в управлении, законность и финансовая дисциплина. Отношения обеспечения финансовых принципов является также одной из главных задач гос-ва фин. деятельности. Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной задачей которой является мобилизация средств для всех отраслей управления. С помощью фин. деятельности обеспечивается финансирование государства. 4. Методы финансовой деятельности гос-ва.Для мобилизации ден. средств гос-во применяет: · Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи, взносы в целевые фонды. · Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство привлекает в свое распоряжение временно свободные средства населения и предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады населения. · Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт страхования). При расходовании средств: · Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой отпуск средств на определенные нужды. · Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный отпуск средств под залог. 5. Принципы финансовой деят-ти Украины.· Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин. планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов), министерства (сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях - смета доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план. · Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета (постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине», т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета. · Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства, органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.) · Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается требования, специфика малых народов. · Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы избрали (депутатский корпус). · Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-ть.). 6. Состав финансовой системы Украины.Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в представляет собой фин. систему У-ны. Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов. Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-ций. Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты нас-ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны, местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд, Чернобыльский фонд, Фонд занятости. Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар. хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий. Институт кредитования: банковские кредиты. Институт гос. кредита. Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховых случаев. Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов, носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого клиента. Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется спец. актами о кассовых операциях. Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с обеспечением внешне-экон. связей. 7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на единицу, с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном выражении, эти нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для конкретных целей. Контингент сеть и штат. Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность студентов. Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного учреждения. Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры подразделения. Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии. 8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации, распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог. систему. Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин. деят-ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных фондов и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти. Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений, отличающихся от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин. права входит теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве, содержание действий фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин. права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль. Теоретическая часть делится на общую и особенную. Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти, изучения прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-нов в настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны, направленные на развитие общ-ва. Отличие науки фин. права и фин. правом: · фин. право действует на основе действ. зак-ва; · наука фин. права-это теоретические обоснования; · наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин. права и базируется на нормах фин права. Источники фин. права: · нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не ограничены в пространстве и во времени. · все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве (бюджет, кредитные планы банков и т.д.) 9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С ними связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К фин.-правов. отношениям относятся: · отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы, конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны. · отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных отчислений из гос. бюджета, дотаций ). · отношения между Минфином, Казначейством и Мин-вами и ведомствами по поводу составления проекта гос. бюджета. · отношения между фин. и налог. органами и физ. и юр. лицами по уплате налогов, обяз. платежей и сборов в доход гос. и местного бюджетов. · отношения между Минфином, Казначейством и юр. лицами, получающие бюджетное финансирование. · отношения между фин. органами и кредитной системой (НБУ, Укрсоцбанк и др. установленных 10 коммерческих банков У-ны). Матер. содержание фин. правоотношений явл. поведение субъектов (уплата налогов, сборов, платежей). Юр. содержание-субъективные права и обяз-ти, установленные фин.-правовыми нормами. 10. Финансово-правовые нормы, их виды и структура.Фин.-прав. Нормы - это обязательные предписания гос. органами по поводу мобилизации, распределении и использования центр. и децентр. фондами, выраженные в категорической форме и обеспеченной принудительной силой закона. Ф-п нормы установлены на основании законодательных актах. Они носят обязательный, императивный х-р. Эти нормы по своему содержанию определяют х-р финансовой деятельности. Виды норм: ·обязывающие нормы - нормы, которые устанавливают обязательный характер выполнения предписаний, и в случае их невыполнения применяются принудительные меры законов в форме санкций. ·запрещающие нормы (носят х-р запрета, например, запрещается хранить наличку в кассах, превышающих лимит). ·уполномачивающие нормы (например, банк устанавливает проценты от пользования кредитом по своему усмотрению). Структура: норма состоит из 3-х элементов: ·гипотеза - наличие условий, с которыми связываются возникновение финансово-правовых отношений. ·диспозиция - это установленные правила дозволенного поведения юр., физ лиц с одной стороны и гос-ва с другой. ·санкция - это форма ответственности за нарушение этой нормы. 11. Место фин. права в системе правовых наук Украины.В число отраслей Украинского права входит финансовое право. Оно регулирует определенный круг общественных отношений, отличающихся от других общественных отношений своими особенностями. Сфера действия финансового права — отношения, возникающие в результате применения государством такого экономического рычага, как финансы, и осуществления им в связи с этим финансовой деятельности. Поэтому для определения места финансового права, требуется выяснить, что такое финансы Украины. Финансы — одна из стоимостных экономических категорий (к ним относятся также деньги, прибыль, себестоимость, и др.), свойственных социалистической системе народного хозяйства. С помощью этих категорий определяется мера труда и мера потребления, производится оценка результатов работы предприятий и стимулирование производственной деятельности работников и трудовых коллективов. На этапе развития рынка, в который вступила Украина, роль экономических рычагов усиливается. Необходимость активного -применения их стала требованием Конституции Украины. Все это говорит о все повышающейся роли фин. права в системе правовых наук Украины. 12. Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за нарушение норм фин. права.Санкции по налогам применяются последовательно: 1. Пеня - за несвоевременную уплату налогов (0,3% за каждый день просрочки /письмо ГНА № 19-0211/10-1877 от 14.03.97/) · подоходный налог-5% · с прибыли-учетные ставки НБУ на день исчисления пени (ставки по кредиту). 2. Принудительное взыскание со счета не внесена в срок платежей и налогов. Если нет ср-в на счету, НА предусматривает арест на счет, лишает предприятие возм-ти пользоваться счетом до момента начисления задолженности. Обращение взыскания на сумму дебитора-недоимщика. Те предприятия, к-рым недоимщик перечислил деньги, на эти деньги утан. арест. В случае укрытия дохода. Админ. способ защиты применяется ко всем юр. лицам. Санкция-это механизм этого способа. С суммы укрытого дохода исчисляется налог и 200% штраф от размера доначисленного дохода. Адм. штраф в этом случае применяется к руководителям и гл. бухгалтеру в размере от 2 до 5 необл. минимумов. Если же на протяжении года у предприятия установлено повторно укрытие дохода, на него налогается штраф в размере 500% от исчисленной суммы налога. На д. лиц-размер от 5 до 10 необл. минимумов. В случае злостного укрытия дохода в крупн. размерах примен. угол. отв-ть (ст. 1482 УКУ) · Укр. дохода в крупн. размерах до 100 необлагаемых минимумов (угол. отв-ть до 3 лет). · Укр. доходов в особо крупных размерах 1000 минимумов. До 10 лет с конфискацией им-ва либо без него. При привлечении к угол. отв-ти устанавл. пеня с момента возникновения и при инфляции принимается индекс инфляции. По кредитам: примен. последовательность: · повышение ставки на 10% за несвоеврем. возврат очередных сумм · за несвоеврем. возврат, а также за нецелевое использование-санкция: прекращение кредитов, досрочный отзыв сумм полученного кредита. По ден. обращению: по положению о кассовых операциях о порядке использования наличных ден. ср-в, санкция состоит в том, что устанавл. кол-во сверхлимитной суммы наличных ден. ср-в подлежат изъятию в доход бюджета и штраф 200% от изъятой суммы. 13. Система органов, осуществляющих контроль.Контроль за фин. деят-тью в У-не осуществляют: · Гос. налоговые администрации · Контрольно-ревизионная служба У-ны З-он «О ГНА» определил полномочия ГНА-ций по взысканию налогов и др. обязательных платежей, осущ-нию контроля за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, и соблюдению налогового зак-ва. Для осущ-ния гос-ного контроля за финансово-хоз-ной деят-тью действует Гос. КРС. Перед ГКРС поставлена осн. задача: контроль за расходованием ср-в и матер. ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухучета и отчетности в Мин-вах и ведомстывах, Госкомитетах и фондах, бюджетных учреждениях, в предприятиях и орг-циях, получающих ассигнования из бюджетов всех уровней. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |