рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансовое право

Финансовое право

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Тема №1: «Финансовая деятельность государства»

1)                финансовая деятельность государства, её понятие и роль;

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач финансово-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны и её безопасности. «Главной, определяющей целью финансовой деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достоянную жизнь чела, его свободное развитие». (ст. 7 КРФ).  Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денег. Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая часть механизма социального управления. Эта функция выражается в том, что аккумулирование государством денежных средств направляется в отрасли народного хозяйства, социальные сферы с учетом определенных приоритетов. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, которая необходима для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны. Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляются не только в форме прямой финансовой поддержки, но и косвенно. А именно, путем предоставления налоговых льгот, применение низких процентных ставок, предоставлении отсрочек по налоговым платежам и т.д. Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. ОТ других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым характером, поскольку аккумуляция, а также распределение финансовых ресурсов затрагивает все сферы и отрасли государственного управления; осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется совместная область ведения общих вопросов между федерацией и её субъектами.


2)                Предмет и понятие финансового права

В ходе ведения финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые регулируются соответствующими отраслями права. Финансовое право распространяется только на финансовые отношения. Т.о. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образование, распределения, использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепления структуры финансовой системы, распределение компетенций между федерацией и её субъектами и регулирование на основе определенных норм отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Круг участников финансовых отношений достаточно широк.

Участники финансовых отношений:

- российская федерация в целом, её субъекты и местные административно-территориальные единицы в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти и связей между ними, которые возникают в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

- связи между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями и организациями, а также учреждениями с другой стороны в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных ресурсов;

- связи между государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;

- связи между государственными или муниципальными предприятиями, организациями или учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного управления с другой стороны

И т.д.

Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Тема №2: «Финансовое право Российской Федерации»


Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения. Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная.

К общей части финансового права относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения субъектов, формы и методы финансового контроля и другие подобные нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, которые включают в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования.

Нормы финансового права Российской Федерации содержаться в большом числе разнообразных нормативно-правовых актах (источниках). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. Т.о. источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, а также Конституции и уставы субъектов Федерации. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года, ФЗ «О центральном банке РФ (банке России)» №86-ФЗ от 10.07.02.

Тема №3: «Виды финансово-правовых норм»


Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, которые составляют финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты прав. Нормам присущи особенности, характерные для данной отрасли права.

Финансово-правовая норма является установляемым и охраняемым государством правилом поведения участников общественных правоотношений, которая выражается в их юридических правах и обязанностях. Особенности обусловлены тем, что она в отличии от других норм отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе плавного образования, распределения и использования государством финансовых ресурсов, необходимых для осуществления своих задач.

Эти особенности заключаются в содержании финансово-правовых норм, в характере установленных в них предписаний, в мерах ответственности за их нарушение, в способе защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Эти правила выражены в предоставлении участникам этих отношений как юридических прав, так и обязанностей, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Классификация финансово-правовых норм:

1 – по способу воздействия на участников финансовых отношений:

- обязывающие;

- запрещающие;

- уполномачивающие.

Обязывающие требуют от участников финансовых отношений совершения определенных действий, устанавливает обязательность в сфере этих отношений (предписывает налоговым органам известить налогоплательщика о суммах и сроках платежей, а гражданам – своевременность уплаты этих платежей).

Запрещающая содержит запрет на совершение определенных действий и устанавливает обязанность участников тношений воздержаться от них.

Уполномочивающая устанавливает права участников финансовых отношений на совершение самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

2 – по содержанию:

- материальные;

- процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, а также источников образования кредитных ресурсов, виды расходов, включаемых в бюджет, т.е. материальное содержание юридических прав и обзанностей финансовых отношений.

Процессуальные устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).


Субъекты финансовых правоотношений.

Финансовое право, регулируя определенные общественные отношения, имеет свой круг участников, или субъектов этих отношений. Наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование денежных фондов, или средств. Носители этих прав и обязанностей и являются субъектами финансового права. Следует различать понятия: субъекты финансового права и субъект финансового правоотношения, хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное стать участником правоотношения.

Субъект финансового правоотношения – реальный участник конкретных правоотношений.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:

- общественно-территориальные образования;

- коллективные субъекты;

- индивидуальные субъекты.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, который закреплен в Конституции РФ.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления, предприятия, организации, учреждения, которые основаны на различных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, которые осуществляют самостоятельные решения финансовых вопросов местного значения.

К юридическим лицам, субъектам финансового права, относятся и индивидуальные частные предприятия, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежей государству, использование дотаций из бюджета по поводу государственного кредита и других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны, главным образом, с налоговыми и другими обязательными платежами, которые поступают в распоряжение государства. Законодательство в данном случае устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению.


Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

- принцип федерализма. Согласно этому принципу финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, которые имеют общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов федерации в целом в рамках Конституции РФ;

- единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъекта федерации не должна выходить за рамки основной федеральной политики, а также устанавливаемых общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, которые взимаются в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения устанавливаются единым федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Соответственно, единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Эмиссия денег осуществляется исключительно Центральным Банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается (ст. 75 Конституции РФ)

- принцип равноправия субъектов (определяется ст. 5 Конституции РФ). На каждого из субъектов федерации распространяется единое финансовое законодательство. Вне пределах ведения РФ каждый из субъектов осуществляет  собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, т.е. утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.;

- принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Данный принцип гарантирован следующими статьями 13, 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации. Они самостоятельно составляют и утверждают местный бюджет, самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законодательством;

- принцип социальной направленности финансовой деятельности (ст. 7 Конституции РФ). Согласно этого принципа предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установлен гарантированный минимум оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и др. способов гарантий социальной защиты;

- принцип разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.  По федеральным налогам и сборам, по финансовому и валютному регулированию, по кредитному регулированию и денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнения, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114)

Тема №5: «Финансовый контроль»


Финансовый контроль – это составная (специальная) часть, осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного экономического развития страны и отдельных регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

- соблюдение установленного правопорядка;

- экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, в соответствии задачам государства.

Финансовый контроль присущ всем государственно-правовым институтам, поэтому имеются нормы, которые предусматривают его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля заключается в следующем:

- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, а также учреждениями и организациями, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

- выявление внутренних резервов производства и выявление и предупреждение нарушений в финансовой сфере.

Виды и органы финансового контроля.

Финансовый контроль включает в себя три вида: предварительные, текущие и последующие.

Предварительные контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д. Смета – это план, по которому производятся расчеты.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.

Последующий контроль – контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В ведение государственной думы передан контрольно-бюджетный комитет, который был создан ранее, при верховном совете, в соответствии с законом Российской Федерации об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от правительства и администрации президента орган. В компетенцию контрольно-бюджетного комитета входят проведение финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности расходование государственных средств, сферы материального производства, обороны и правоохранительных органов при формировании доходов и расходов, и за использовании внебюджетных фондов.

Счетная Палата наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Этот финансовый орган подотчетен Федеральному Собранию Российской Федерации. Деятельность Счетной Палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже проведенных государственных расходов. К её задачам относятся следующие: организация и осуществление контроля за своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета из средств федеральных внебюджетных фондах в банках.

В целях эффективности президентского контроля, создан специальный орган, Контрольное Управление Президента Российской Федерации. Его функции: анализ деятельности специальных органов контроля и надзора; рассмотрение жалоб, обращений граждан, предприятий, организаций, учреждений.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации, и иных актов, регулирующих финансовое отношение, а также принимает меры по устранению их нарушений. Одновременно в полномочия правительства входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. При этом правительство Российской Федерации вправе отменять акты этих органов.

На Министерство Финансов возложен финансовый контроль за целесообразным рациональным расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а также за использованием инвестиций, средств в иностранной валюте, которые выделяются на основании решений правительства российской федерации. В связи с этим министерство  праве проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федерального органа субъекта средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, а также проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств.

Еще к этим органам относятся Налоговая Служба, Государственный Страховой надзор.


Методы финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, а также средства его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля: ревизия, проверка (документации, состояние учета отчетности); рассмотрение финансовых планов, рассмотрение заявок, рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, заслушивание информации должностных лиц и т.д.

Основной метод финансового контроля – ревизия, наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в т.ч. и правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборные (частичные).

По организационному признаку они могут быть плановые и внеплановые, комплексные.

При проведении документальной ревизии проверяются следующие документы: первичные денежные документы (счета платежные ведомости, ордера, чеки, денежные отчеты, сметы и т.д.).

Фактическая ревизия: проверка не только документов, но и наличных денег и материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия за определенный период (3 месяца).

При выборочной ревизии контроль направляется на отдельные стороны организационно-хозяйственной деятельности (пример, проверка командировочных расходов). Срок проверки не должен превышать 30 дней.

По окончании ревизии оформляется акт, который имеет важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации, её главным бухгалтером. Замечания и возражения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации должны быть приложены в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта принимаются меры по устранениям нарушений финансовой дисциплины, разрабатываются положения по предупреждению нарушения государсвтенной дисциплины.

Тема № : «Бюджетное право»

1.                Понятие, социально-экономическая роль бюджета

По российскому законодательству бюджет разделен на государственный и местный. Согласно ст. 214 ГК к государственной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет казну республик в составе РФ, области, края, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.