рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы и финансовая система Российской Федерации

Эффективность финансовой деятельности государства является основным фактором справедливой социальной политики. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки - выделения средств на определенные планы, программы и т.п. Вторым способом является косвенное воздействие - предоставления налоговых льгот, применение низких процентных ставок при кредитовании или предоставление беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. Косвенное воздействие применяется для стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Возможно, применение мер не только поощрительного, но и ограничительного характера.

Финансовая деятельность оказывает свое влияние и на федеративные отношения. Распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованьями, имеет большое значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.[13]

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.[14]

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеральных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для России в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств, а также требует единой денежной системы.[15]

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется Конституцией РФ.[16] На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ.[17] Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[18]

6. Разделение законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается Конституцией РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.[19]

8. Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.[20]

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, используются методы обязательных и добровольных платежей (рис. 3).

Основным из них является налоговый метод, который совместно с методом взимания сборов и пошлин приносит подавляющее количество средств в государственные и местные бюджеты. Наряду с налоговым методом применяется метод сбора неналоговых платежей – штрафов, средств от использования имущества и т.п. Использование метода проведения страхования позволяет создать негосударственные фонды денежных средств, которые выполняют функции возмещения материального ущерба, в результате наступления страхового случая. Это позволяет решать социально-экономические проблемы без участия государства. Добровольное привлечение средств заключается в использовании лотерей, займов и пожертвований для дополнительного пополнения государственных и муниципальных денежных фондов. Кроме вышеперечисленных может использоваться метод денежной эмиссии, который обязательно должен применяться для регулирования экономических процессов.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода:

·                   финансирование - безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств - характерно в основном для бюджетных учреждений;

·                   кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности – применяется при отношениях с негосударственными организациями или бюджетами других уровней.

Как уже указывалось выше, для осуществления финансовой деятельности используются расчетные операции, осуществляемые методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами. Безналичные расчеты характерны для предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления. Наличные расчеты применяются для платежей населения. Применение безналичных расчетов является более предпочтительным, поскольку они дешевле для государства и легче поддаются контролированию. В последнее время предприятия и организации в своих расчетах с населением стали переходить на безналичные расчеты, осуществляемые посредством банковских карт. При внешнеэкономических операциях используются валютные операции, посредством которых реализуются различные формы международных расчетов.

Вопрос 4. Предмет и метод финансового права


Финансы регулируются различными отраслями права, однако только финансовое право полностью охватывает данную сферу. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Таким предметом являются финансовые общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Оно четко закрепляет права, обязанности и ответственность участвующих в ней субъектов. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований приводит к возникновению помимо финансовых и других общественных отношений. К ним относятся административные, трудовые, гражданские и уголовные отношения, регулируемые другими отраслями права. Финансовое же право регулирует только финансовые отношения.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.[21]

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов. На основе этих исходных норм финансовое право регулирует порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п. Кроме того, нормы финансового права фиксируют методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.[22]

Данные отношения многообразны и затрагивают почти все области деятельности государства, его территориальных подразделений и муниципальных образований. В процессе финансовой деятельности в различные отношения между собой вступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы, предприятия и организации, физические лица и т.д. Данные взаимоотношения могут касаться бюджета, налогов, страхования и т.д. Эти отношения можно классифицировать по различным критериям. Основной классификацией принята классификация по субъектному составу отношений. При этом возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д.

По субъектному составу можно выделить следующие группы отношений, являющиеся предметом регулирования финансового права:

1.                 между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованьями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

2.                 между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованьями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

3.                 между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

4.                 между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а, также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

5.                 между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

6.                 между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

При всем многообразии этих отношений необходимо отметить, что они всегда возникают при участии или непосредственном воздействии государства и органов местного самоуправления. Государство организовывает финансовую деятельность, требует соблюдения установленных правил и правовых норм. Урегулирование финансовых отношений позволяет не только организовать работу государственных органов и органов местного самоуправления, но и установить ясные, понятные правила и требования для граждан, предприятий, организаций, учреждений.

Методы финансового права

Основным методом финансово-правового регулирования является императивный. Он заключается во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Этот метод характерен и для других отраслей права, например административного или уголовного права, однако в финансовом праве он отличается своим конкретным содержанием. Властные предписания в финансовом праве касаются порядка и размеров платежей в государственный или муниципальный бюджет и внебюджетные фонды, правил использования государственных денежных средств, порядка уплаты налогов и сборов и т.д.

Использование императивного метода правового регулирования позволяет обеспечить исполнение государственных планов и программ полно и в срок. Данный метод не позволяет, например, договориться налоговому инспектору и предпринимателю об объеме и сроках уплаты налогов. Кроме того, применение метода властных предписаний способствует сохранению единого правового пространства на всей территории России – вне зависимости от местонахождения государственной организации или коммерческого предприятия для него будут действовать одни и те же формы бухгалтерской отчетности, порядок уплаты налогов и сборов, правила использования бюджетных средств и т.д.

В случае, когда финансовые отношения имеют добровольный характер, государство или муниципальные образования также используют метод властных предписаний. Правоотношения по поводу государственного кредита (выпуск государственных займов и т.п.), порядок проведения лотерей, правила страхования, аудита и банковского кредитования полностью определяются государством, что является выражением императивного метода. При этом многие участники финансовых отношений не подчиняются органам финансового регулирования и контроля (федеральному казначейству, федеральной налоговой службе и т.д.), однако выполнение их предписаний является обязательным. Одновременно возможно получение финансовых предписаний не только от финансовых органов, но и от вышестоящих организаций. Если негосударственных предприятий данное положение почти не касается, то государственные и муниципальные структуры принимают участие в финансовой деятельности практически ежедневно. Взаимодействие при этом идет сразу в двух направлениях – по линии министерства или ведомства и по линии финансовых и контрольных органов. При этом практически все отношения имеют характер властных предписаний.

Незначительное количество отношений регулируется другими методами. К ним относятся методы рекомендаций и согласований. Например, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано не принимать в 2005 году решения, приводящие к увеличению численности государственных служащих и работников учреждений и организаций бюджетной сферы.[23] В качестве примера метода согласований, можно привести процедуру обсуждения проекта федерального бюджета законодательными органами субъектов РФ, которая заканчивается, как правило, общим одобрением федерального бюджета и предложением о внесении в него поправок.

В целом необходимо отметить, что методы рекомендаций и согласований не получили широкого распространения в Российской Федерации. Как правило, они применяются в том случае, когда нельзя отдать прямое властное предписание, например, при взаимоотношениях Федерации и ее субъектов или субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку нижестоящее звено является по Конституции РФ самостоятельным в финансовой деятельности. Однако даже в этом случае рекомендации имеют, как правило, форму властных предписаний. Согласование же применяется крайне редко.

Взаимодействие финансового права с другими отраслями права

Наиболее тесно финансовое право взаимодействует с административным правом. Это обусловлено еще и тем, что в период с 1917 по 1991 финансовое право не существовало, как отдельная отрасль права, а являлось частью административного права. Начиная с 1991 года, в стране произошли социальные и экономические преобразования, и финансовое право снова обрело самостоятельность и значимость. Финансовое и административное право используют одинаковый метод правового регулирования - метод властных предписаний. Кроме того, субъекты правового регулирования и у финансового права и у административного права одни и те же. Отличие состоит в предмете регулирования. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. При этом отношения, которые непосредственно связаны с финансовой деятельностью органов государственного управления, входят в предмет финансового права. Кроме того, финансовое право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. Часть отношений регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует только вопросы, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.[24]

Другой отраслью права, с которой взаимодействует финансовое право, является конституционное право. При этом конституционное право закрепляет общие основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Конституционное право закрепляет основы общественного строя России, ее федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов в бюджетном процессе, налоговых правоотношениях. Финансовое право устанавливает более подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов.

Третьей отраслью права, с которой взаимодействует финансовое право является муниципальное право. Оно имеет комплексный характер и содержит нормы, относящиеся к другим отраслям права. С финансовым правом муниципальное право связывает общий предмет регулирования - отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности. Поэтому часть норм муниципального права являются одновременно и нормами финансового права.[25]

Четвертой отрасль права, взаимодействующей с финансовым правом является гражданское право. В его предмет входят имущественные и денежные отношения, а государственные органы, осуществляя финансовую деятельность, выступают в качестве юридических лиц. Часто государственным органам приходится вступать в договорные отношения, которые характеризуются равенством и экономической обособленностью сторон. Данные отношения регулируются гражданским правом. При этом нормы финансового права устанавливают общие права и обязанности государственных органов, а нормы гражданского права регулируют конкретные правоотношения.

Пятой отраслью права, с которой связано финансовое право, является уголовное право. В случае нарушения финансово-правовых норм наступает финансовая ответственность, однако в отдельных случаях применяются нормы уголовного права (например, уклонение от уплаты налогов, нарушение порядка оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, неисполнение обязанностей налогового агента).

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. К ним можно отнести банковское право, коммерческое право, трудовое право, предпринимательское право и т.д.


[1] Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. III. С. 338.

Финансы / Под ред. Родионовой В.М. М., 1993. С.11.

Дадашев А.З., Черник Д.Т. Финансовая система России. М., 1997. С. 10-11.

[2] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 6.

[3] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 10.

[4] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.; Юристъ, 2004. С. 19-23.

Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 6-7.

Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2004. С. 20.

Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 10.

Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. С. 10.

[5] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 18.

[6] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), гл. 14.

[7] Там же, ст. 122.

[8]Там же, ст. 9.

[9] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 20.

[10] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 11.

[11] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2004, с изм. от 30.12.2004) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[12] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1 ст. 7.

[13] Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».

[14] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 24.

[15] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 8.

[16] Там же, ст. 5.

[17] Там же, ст. 12, 130-133.

[18] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 7.

[19] Там же, ст. 32.

[20] Там же, ст. 15.

[21] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.; Юристъ, 2004.. С. 33.

[22] Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2004. С. 23.

[23] Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», ст. 35.

[24] Старилов Ю.Н. Административное право. История, наука, предмет, нормы. Воронеж, 1998.

[25] Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации. Воронеж, 1998.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.