![]() |
|
|
Контрольная работа: Понятие национальной экономики, предпосылки ее становленияКонтрольная работа: Понятие национальной экономики, предпосылки ее становленияМинистерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Белорусский государственный аграрный технический университет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине "Национальная экономика Республики Беларусь" на тему "Понятие национальной экономики; предпосылки ее становления, функционирования и развития" Выполнила студент факультета Предпринимательства и управления 4 курса группы 71 зэи (зачетная книжка № 507301) Сергиеня Вероника Федоровна Минск 2010 План 1. Понятие национальной экономик 2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики 3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. 4. Основные задачи второго пятилетия 5. Социальные ориентиры и направления развития экономики 6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулирования экономики 7. Бюджетно-налоговое регулирование 8. Денежно-кредитное и валютное регулирование 9. Инвестиционная политика 10. Прогноз развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства 11. Внешнеэкономическая деятельность Используемая литература 1. Понятие национальной экономик Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений. За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в очень трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР. Но все то время не прекращался процесс создания основ национальном экономики на "руинах" бывшего ЕНХК. И сегодня наша руина сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органы экономической власти, внутренний и внешний рынки, нормы хозяйственного законодательства и т.п. Термин "национальная экономика" активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия "экономика суверенной страны" наряду с терминами "народное хозяйство" (National economy - англ., Volkswirtschaft - нем., Gospodarka narodowa - польск.), "экономика республики". Слово "национальный" акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте. Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики. Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. В качестве объекта национальная хозяйственная система страны исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др. Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий. Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности функционирования, свойства и характеристики, которые проявляются в поведении при взаимодействии с внешней средой. Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализа применительно к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональным подходом, основные положения которого при анализе системных функций экономики состоят в следующем: · экономика рассматривается как одна из подсистем системы "общество"; · системные функции экономики выводятся из структурно-функциональной дифференциации общества и совокупности общественных императивов; · функциональные императивы подсистем общества, в том числе экономики, реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы с помощью специфических механизмов; · процессы в обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированы по функциональной направленности, структурно-функциональному оформлению и сведены к обозримому числу типов; · экономика и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. процесс, звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включая транспортные) и трансакционных действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных благ и доходов. В рамках рассматриваемого подхода модель экономики - это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Данная модель может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупности институтов). Наиболее приемлемым является определение института как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих их в систему социальных ролей и статусов посредством определенных организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учреждений, организаций. Институт также выполняет функцию социального контроля. Системная модель экономики в данном контексте может трактоваться в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономических явлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей. Во втором случае модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы, оптимизационные процедуры, перспективы содержат, прежде всего, нормативные модели. Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, является их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономики определяется, главным образом, источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики. Содержательный аспект раскрывается в анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны. Таким образом, национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия: · суверенитет нации и государства; · территориальная целостность; · единство экономического пространства и юридической среды; · общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности; · наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; · развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; · эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации. Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик (рис.1.1). В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений. В структурном плане - это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др. В функционально-ресурсном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др. В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена). Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы: · формами и правами собственности; · движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда; национальная экономика беларусь · финансовыми потоками (денежной массы - наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.); · юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений). Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат характеризуются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например, в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы. Ключевыми макроэкономическими параметрами являются эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, характеризующие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике. Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы - белорусской экономической модели. 2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономикиДля успешного осуществления процессов становления и развития национальной экономики необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость): Предпосылка - предварительное условие, исходный пункт, отправное положение; условие - основа, требование или правило, установленное в какой-либо области деятельности. Предпосылки и условия подразделяются на общесистемные, системные и внутрисистемные. общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества); системные - включают единство экономического, институционно-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой; внутрисистемные - обуславливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования. В общесистемных предпосылках можно выделить внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из разных стран СНГ и других стран. Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены: построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь); формирование современного гражданского общества; создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Мировоззренческий и идеологический основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентаций народа, менталитет нации, ее нравственные устои. К системным условиям относятся: создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь. Внутрисистемные предпосылки обеспечивают создание условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране. Все описанные группы предпосылок и условий учитываются при разработке программ и прогнозов социально-экономического развития Беларуси. 3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г."Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г." (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", "Основными положениями организации государственного прогнозирования Республики Беларусь", утвержденными Постановлением Совмина Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N 1321. В Основных направлениях проанализирована экономическая ситуация в 1996 - 2000 гг. и выявлены тенденции социально-экономического развития, показаны место и роль Республики Беларусь в мировом сообществе. Дана оценка совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на обеспечение экономического развития (демографический, научно-производственный, ресурсный потенциалы, ожидаемых изменений во внешнеэкономической ситуации, конъюнктуре внутреннего и внешнего рынков). Применительно к прогнозируемому периоду обоснованы приоритеты и целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченные в Национальной стратегии устойчивого развития и Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. Определены перспективы развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства, наращивания экспортного потенциала и расширения внешнеэкономических связей Беларуси. Разработаны предложения по социально-экономическому развитию регионов, государственному регулированию экономики, повышению экономической безопасности страны, совершенствованию системы управления народным хозяйством, улучшению состояния окружающей среды. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. были разработаны по двум сценариям (вариантам) развития. Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования внутренних и внешних факторов экономического развития, показателях уровня жизни и эффективности общественного производства. Основные направления утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 445. 4. Основные задачи второго пятилетия Важнейшей целью второго пятилетия (2006 - 2010 гг.) является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния. Основные задачи второго пятилетия: ü активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающих и экологически чистых производств; ü расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства; ü совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов; ü улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов; ü развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства; ü переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий. При этом предполагается исходить из необходимости учета следующих ограничений, имеющих важное значение для экономической безопасности страны: в социальной сфере - нормализация демографических процессов; недопущение превышения критических порогов безработицы; стабильное повышение уровня жизни, снижение дифференциации доходов населения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства; обеспечение минимальных социальных гарантий самым бедным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг; в сфере экономики и экологии - рациональное использование основного капитала, развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны; сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановление почвенного плодородия, сохранение как растительного, так и животного мира и экологического равновесия. 5. Социальные ориентиры и направления развития экономикиФормирование социально ориентированной рыночной экономики предполагает осуществление эффективной социальной политики. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на прогнозируемый период является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. К числу особо важных проблем, требующих решения в рассматриваемом периоде, относятся: обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем; нормализация демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения; повышение жизненного уровня населения; улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальной сферы. Для решения указанных проблем потребуется: обеспечить рациональную занятость населения; восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников; реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала; пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов; налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.; обеспечить переход на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат; Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |