рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Водные ресурсы. Нормирование водопотребления и водоотведения

Абсолютное водопотребление во всех отраслях снижается. Это происходит, во-первых, как уже говорилось, из-за сокращения (а иногда и остановки) некоторых производств, и, во-вторых, за счет оборотного водоснабжения. Оборотным водоснабжением называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий (охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию.

В настоящее время объем оборотной (многократно используемой) воды в процентном отношении к общему объему водопотребления на промышленные нужды составляет 75%. В абсолютном выражении это больше, чем годовой сток Волги. Если бы подобных систем не существовало бы, забор свежей воды для промышленности следовало бы увеличить в 3 раза.

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который сопоставляет объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость.

В масштабах экономики в целом она может измеряться следующим образом:


W = ,

водный ресурс сырье пользование

где    W — водоемкость национального дохода (м³/руб.); R1 — годовое потребление свежей воды; R2 — годовой объем оборотного водоснабжения, V – стоимость годового валового внутреннего продукта.

Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы национального дохода. Динамика этого показателя может служить индикатором эффективности использования водных ресурсов. Аналогичные показатели можно рассчитывать как по отраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям и предприятиям.

Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение ее потребления в основных водопотребляющих отраслях, в особенности это относится к свежей воде — прежде всего за счет внедрения водосберегающих технологий и уменьшения ее использования на хозяйственные нужды. Второе направление — ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, особенно непосредственно у водопотребителей. Только при доведении воды от источников до потребителей ежегодно теряется 8 км3. Большие потери отмечаются также непосредственно у водопотребителей, в частности, в орошении. Из-за применения устаревших технологий коэффициент полезного действия оросительных систем составляет 0,5, что означает практически пятидесятипроцентные потери. Этому же способствовал и хозяйственный механизм, не стимулировавший экономию воды при орошении. 20% от потребляемой воды теряется в коммунальном хозяйстве, а в отдельных городах этот показатель доходит до 40%. Такое положение происходит из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.). К этому следует добавить нерациональное потребление воды в быту (в среднем городской житель РФ потребляет более 300 л воды в сутки, в Москве эта цифра доходит до 400 л. Для сравнения: в США — около 200 л, а в Германии — 130 л) — отсутствия водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей с точки зрения затрат на ее подготовку питьевой воды. Обостряется и проблема ее качества. Вследствие общего загрязнения водоемов, нехватки современных технологий очистки и недостатка средств на нее качество воды по своему физико-химическому составу ухудшается в целом ряде городов России.

Меры по рационализации использования водных ресурсов

Сложившаяся в стране ситуация с использованием природных ресурсов, в частности водных ресурсов, предполагает экономическое регулирование рационального использования и охраны ресурсов. Оно включает в себя:

- планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;

- лицензирование пользования водными объектами;

- установление лимитов водопользования;

- установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

- установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

- предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий;

- покрытие ущерба, нанесенного водным объектам.

Лицензирование пользования водными объектами

На сегодняшний день законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирующее деятельность, включают в себя Водный кодекс РФ, Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, а также детализирующую документацию МПР России.

Водный кодекс РФ (ВК РФ) является основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере пользования водными объектами. Полномочия по государственному регулированию использования и охраны водных объектов осуществляются специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, которым в настоящее время является Министерство природных ресурсов России (Государственная водная служба).

Водным кодексом (ст. 86) использование водных объектов для любых нужд подразделяется на общее водопользование и специальное водопользование. При этом общее водопользование осуществляется без лицензии, свободно, а специальное водопользование (за исключением плавания на маломерных судах и разовых взлетов-посадок воздушных судов) – на основе лицензии на водопользование, выдаваемой МПР РФ или его территориальным органом (БВУ – бассейновым водохозяйственным управлением, или УПР – управлением природных ресурсов в субъекте РФ).

В соответствии с ВК РФ водные объекты могут использоваться для следующих целей:

- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- здравоохранения;

- промышленности и энергетики;

- сельского, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства;

- гидроэнергетики;

- рекреации, транспорта, строительства;

- пожарной безопасности;

- лесосплава;

- добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.

Право пользования водными объектами приобретается после оформления и регистрации соответствующих лицензий на водопользование, осуществляемой МПР РФ и его территориальными органами, и заключения договоров пользования водными объектами с администрациями субъектов РФ и их государственной регистрации органами МПР РФ.

По срокам водопользования, определенным в лицензии, различается:

- краткосрочное пользование – до трех лет;

- долгосрочное пользование – от трех до 25 лет.

По истечении срока действия лицензия может быть продлена пользователем.

Лицензия на водопользование в соответствии со статьей №49 ВК РФ должна содержать:

- сведения о водном объекте;

- сведения о водопользователе;

- указание на способы и цели использования водных объектов;

- указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта (или его части);

- сроки действия лицензии;

- требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей среды;

- другие лицензионные требования и условия.

Для принятия решения о лицензировании пользования водным объектом в соответствии с Правилами предоставления в пользование водных объектов заявитель предоставляет в лицензирующий орган комплект документов с материалами обоснования лицензии.

Приоритетными направлениями работ по лицензированию водопользования являются:

- дальнейшее развитие единой государственной системы лицензирования водопользования.

- предоставление водных объектов в особое пользование.

- разработка системы методических документов по лицензированию водопользования и предоставлению водных объектов в особое пользование.

- обеспечение на территориях субъектов Российской Федерации выдачи лицензий на водопользование только органами МПР России.

- система лицензирования водопользования не требует затрат из бюджета, кроме как на разработку нормативных документов (на 1998 г. - 500 млн. руб.). В то же время, компенсационные поступления на счета органов лицензирования за 1998 г. составят около 20 млрд. рублей.

Плата за пользование водными ресурсами

Объекты и субъекты платы за пользование водными ресурсами

Принцип платности водопользования не только получил признание практически во всем мире, но и широко применяется для получения средств на развитие водного хозяйства и стимулирования рационального водопользования:

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономного использования и надежной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счет средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако, в странах, в которых велика доля водопотребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.

Основным методическим подходом при определении тарифов платы за воду является затратный метод в различных его модификациях. Другие подходы используются преимущественно для отдельных отраслей и имеют ограниченное применение.

Практически во всех странах средства, получаемые от платы за воду, не обеспечивают в полной мере потребности водохозяйственного строительства, которое повсеместно осуществляется с использованием государственных субсидий.

В развитых странах плата за воду существует в виде взносов водопользователей на содержание государственных учреждений, осуществляющих оперативное управление государственными водными ресурсами и их использованием в пределах одного или нескольких соседних речных бассейнов. При организационном построении системы взимания платы за воду возможно использование различных схем. Наиболее распространенными являются две схемы, существенно различающиеся ролью государства в регулировании водных отношений.

Для первой из них характерно жесткое государственное регулирование размеров платы. В этом случае все платежи направляются в государственный бюджет (или в бюджеты субъектов федерации в федеративных государствах). За счет этого формируются финансовые ресурсы, используемые государством для финансирования всей водохозяйственной деятельности, включая содержание и эксплуатацию водохозяйственных систем и сооружений, инвестиции в водохозяйственное строительство, предоставление кредитов, субсидий, налоговых кредитов и т.д. Такой подход используется в настоящее время в ряде стран, преимущественно в Азии и Африке (Индия, Египет, Пакистан, Австралия и др.).

Вторая схема, используется преимущественно в западноевропейских странах, предполагает корпоративное управление использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые осуществляют и ее финансирование. В этом случае государство передает водные объекты в оперативное правление (или концессию) бассейновым объединениям. В объединение, как правило, входят водопользователи, расположенные в одном речном бассейне. Объединение осуществляет на своей территории все виды водохозяйственной деятельности, необходимые для охраны вод и удовлетворения потребности в них водопользователей - участников объединения, включая оценку водных ресурсов, регулирование стока, контроль за сбросами загрязняющих веществ и водозабором, предотвращение наводнений и подтоплений и т.д. Плата за воду при таком подходе приобретает форму взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности.

Функция государства, в последнем случае, ограничивается изъятием в виде налога некоторой части средств, которые затем используются преимущественно для кредитования и субсидирования нового водохозяйственного строительства, а также для компенсации водохозяйственным организациям недополученных в случае предоставления государством льгот по плате за воду отдельным категориям водопользователей.

Основной причиной тяжелого экологического состояния водных объектов государственного водного фонда России, экстенсивного и бесхозяйственного их использования, и как следствие этого, острых проблем обеспечения населения и экономики страны качественной водой в необходимом объеме является фактическая бесплатность пользования водными ресурсами.

К водным объектам относятся:

- реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водотоки и водоемы;

- ледники и снежники;

- гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

- внутренние морские воды и территориальные моря РФ.

Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 г. №71 «О плате за пользование водными объектами» данная плата взимается на всей территории Российской Федерации за пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

- осуществления забора воды из водных объектов;

- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

- использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах, кошелях), а также для добычи полезных ископаемых;

- организованной рекреации;

- размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок, оборудования;

- для проведения буровых, строительных и иных работ;

- осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Плату за пользование водными объектами (ППВО) вносят организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением технических средств, сооружений, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательствам РФ.

Следует подчеркнуть, что согласно ст. 27 Водного кодекса РФ, для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно пользовать водные объекты. В то же время для осуществления предпринимательской деятельности водопользователь-гражданин может использовать водные объекты только после получения соответствующей лицензии на водопользование. Например, частное лицо, имеющее в собственности теплоход, не является налогоплательщиком ППВО только в случае использования теплохода для собственных непроизводственных нужд.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в следующих целях:

- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

- забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

- размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок, оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;

- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

- осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

- осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

- забора воды для санитарных, экологических и судоходных допусков;

- проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

ППВО устанавливается в зависимости от вида пользования водными объектами и определяется как:

- объем воды, забранной из водного объекта;

- объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

- площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.


Ставки платы за пользование водными ресурсами

Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 г. №818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» в следующих размерах:

- 60 р. за 1 тыс. м³ воды – для плательщиков, осуществляющих забор воды для жилого фонда (населения);

- 60 – 176,0 р. за 1 тыс. м³ воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов, – для плательщиков, осуществляющих забор воды;

- 0,8 – 3,3 р. за 1 тыс. м³ воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод для плательщиков, осуществляющих забор воды;

- 0,5 – 5,0 р. за 1 тыс. кВт-ч вырабатываемой электроэнергии – для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

- 320,0 – 665,0 р. за 1 тыс. м³ древесины, сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 км сплава – для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

- 1,3 – 7,3 тыс. р. в год за 1 км² площади использования акватории водных объектов – для плательщиков, осуществляющих добычу полезных, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведения буровых, строительных и иных работ;

- 3,2 – 27,0 р. за 1 тыс. м³ сточных вод – для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФ ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки, установленные постановлением Правительства РФ.

Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатации объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценным металлов, определяются в размере 30% ставок платы.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в 5 раз по сравнению с установленными ставками платы.

При пользовании водными объектами без лицензии (разрешения) ставки платы также увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.

Сроки платы за пользование водными ресурсами

Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. В те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой разрабатывается МНС РФ, а по месту пользования водным объектом – копию налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается:

- для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта – каждый календарный квартал;

- для остальных плательщиков – каждый календарный месяц.

Сумма ППВО включается в себестоимость продукции (работ, услуг налогоплательщика). Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъекты РФ в соотношении 40% - в федеральный бюджет, 60% - в бюджеты субъектов РФ.

При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов РФ, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта РФ по месту регистрации плательщика с последующим распределением между бюджетами остальных субъектов РФ. Поступления сумм платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50%. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты. Размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения не может быть увеличен более чем на 4%.


Заключение

На сегодняшний день вода (водные ресурсы) является одним из основных факторов развития производительных сил. Невозможно себе представить ни одну отрасль народнохозяйственного комплекса, которая бы не использовала бы в своем производстве этот природный ресурс. Да и в бытовом плане вода используется каждым человеком ежедневно. Водные ресурсы используются ежедневно и в неограниченных количествах. Зачастую это использование является нерациональным. Хотелось бы выделить несколько причин, которые, на мой взгляд, являются основными в проблеме истощения водных ресурсов:

- несбалансированность законодательно закрепленных и реальных полномочий, прав и ответственности центра и субъектов РФ;

- неэффективность административных регуляторов отношений водопользования и порочность системы бесплатного водопользования;

- резкое сокращение инвестиций со стороны государства;

- отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов эффективного использования и охраны водных ресурсов;

- низкая экологичность применяемых в народном хозяйстве технологических процессов;

- неудовлетворительное состояние и эксплуатация большинства систем водоснабжения и очистки сточных вод;

- направленность водоохранных мероприятий в основном на строительство сооружений для очистки сточных вод, а не на внедрение водосберегающих технологий, т.е. на борьбу со следствием, а не с причиной.

В своей контрольной работе я затронула тему нерационального использования водных ресурсов. Здесь указаны меры по рационализации использования водных ресурсов, без которых, как мне кажется, существующая проблема была бы еще более усугубленной. Это такие меры, как лицензированное пользование водными ресурсами, и, конечно же, плата за водопользование.

Оптимальное использование водных ресурсов предполагает реализацию комплекса согласованных мер как на водном объекте (водном источнике), так и в системе подачи воды конечному потребителю.

Эффективность использования самого водного ресурса зависит от того, насколько развита система водоотдачи и водоотведения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушкова В. Г. «Экономика природопользования» // Москва, 2005

2. Голуб А. А. «Экономика природных ресурсов» // Москва, 1998

3. Константинов В. М. «Экологические основы природопользования» // Москва, 2001

4. «Основы экономики природопользования» // Москва, 2005

5. Чапек В. Н. «Экономика природопользования» // Москва, 2000

6. Шимова О. С. «Экономика природопользования» // Москва, 2005

7. «Экология и экономка природопользования» // Москва, 1998

8. «Экономика природопользования» // Москва, 2006

9. Яковлев С. В. «Рациональное использование природных ресурсов» // Москва, 1991

10. Яндыганов Я.Я «Экономика природопользования» // Москва, 2005


[1] Источник: Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году», Москва, 2000

За период 1999 – 2004 гг. динамика показателей использования водных ресурсов в сельском хозяйстве существенных изменений не претерпела.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.