рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в странах, обладающих развитой рыночной экономикой

Непосредственное управление обществом и протекающими в нем процессами обеспечивает исполнительная власть в строгом соответствии с принятыми законами.

На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления:

•  территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют федеральные, республиканские, местные органы управления);

•  порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);

•  характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);

•  порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единичного управления).

В организационной структуре выделяются институциональные структуры государственного управления, например, банковская система (Национальный центральный банк, государственные, коммерческие банки). Традиционно по объектному признаку различают «блоки органов управления» процессами:

•  экономическими;

•  социально-культурными;

•  административно-политическими.

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

•  Администрацию Президента Республики Беларусь;

•  органы государственного управления;

•  консультативные и иные органы при Президенте. Определяет структуру Правительства Республики Беларусь.

С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. Назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Органы государственной власти Республики Беларусь включают:

•  Парламент - Национальное собрание;

•  Совет Министров;

•  Администрацию Президента;

•  судебные органы и прокуратуру;

•Комитет государственного контроля.

Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий формируются постоянные комиссии:

•  Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам;

•  Комиссия по национальной безопасности;

•  Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

•  Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

•  Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике;

•  Комиссия по аграрным вопросам;

•  Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;

•  Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;

•  Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству;

•  Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи;

•  Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;

•  Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

•  Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;

•Комиссия по международным делам и связям с СНГ.

Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров, структура, порядок его формирования и деятельности, функции, а также руководство деятельностью республиканских органов государственного управления определены Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №516 в состав Совета Министров Республики Беларусь входят:

Премьер-министр Республики Беларусь,

заместители Премьер-министра Республики Беларусь,

Глава Администрации Президента Республики Беларусь,

Председатель Комитета государственного контроля,

Председатель Правления национального банка,

Президент Национальной академии наук Беларуси, министры,

Председатель Комитета государственной безопасности,

Председатель Государственного комитета пограничных войск,

Председатель Государственного таможенного комитета,

Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

•  вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

•  проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

•  основные направления внутренней и внешней политики.

В качестве постоянного органа, обеспечивающего оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует Президиум Совета Министров. В его составе:

Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители,

Глава Администрации Президента Республики Беларусь,

Председатель Комитета государственного контроля,

Председатель правления Национального банка,

министр экономики,

министр финансов,

министр иностранных дел.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Аппарат Совета Министров. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства, он оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органом и иным государственным организациям.

Непосредственное регулирование социально-экономического развития республики осуществляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

К республиканским органам государственного управления относятся:

министерства Республики Беларусь;

государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск,

Государственный комитет по авиации,

Государственный таможенный комитет), председатели которых по статусу являются министрами;

комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Система республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, построена на функциональном и отраслевом принципах. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства:

• экономической сферы;

•социальной сферы;

•внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

•научно-инновационной деятельности;

•природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;

•отраслей народного хозяйства.

Для обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь создается Администрация Президента, осуществляющая информационную, организационно-техническую деятельность и являющаяся рабочим органом Президента. Ее состав и деятельность определяются Президентом республики. Важную роль в системе государственного управления играют территориальные органы - местные органы управления и самоуправления, реализующие государственную политику с учетом интересов населения соответствующей территории, решающие экономические, социальные, экологические и другие вопросы на местах. Управленческая деятельность органов местного управления и самоуправления базируется на действующей Конституции Республики Беларусь и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», принятом в 1999 году.

К местным органам управления и самоуправления относятся: местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы общественного самоуправления. Советы депутатов (сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные, областные Советы) являются представительными органами государственной власти на местах.

В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня местных Советов:

•  первичный (сельские, поселковые, городские - районные в городах районного подчинения);

•  базовый (городские - городов областного подчинения, районные);

•областной (областные и Минский городской Совет).

2.2 Проблемы государственного регулирования и необходимость социально-экономического прогнозирования

Цели государственного регулирования рыночной экономики Беларуси, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования экономики Беларуси являются: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основные задачи государственного регулирования рыночной экономики Беларуси заключаются в росте эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

В системе государственного регулирования рыночной экономики среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно - плановых методов к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные, новые юридические решения, приемы, средства.

Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Поскольку именно от социально-экономических отношений зависит эффективность функционирования государства. Что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения в целом.

Следующей общей функцией является децентрализованное управление.

Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики Беларуси два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

- усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;

- создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Функции государственного регулирования тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, программа приватизации, и др.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики содержат анализ текущего состояния и прогноз развития белорусской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании.

В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов. Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Республики Беларусь - высшем юридическом акте государства.

Кроме этого, важную роль играет контрольно - регулирующая функция системы государственного регулирования.

Косвенные методы - осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Реализация этих форм и методов в Республике Беларусь осуществляется посредством эффективной политики государства.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.