рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.

Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития. Объективная необходимость использования долгового финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя.

Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Увеличение налоговых поступлений – на первый взгляд кажется наиболее простым способом сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов. Более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не меньшими дефицитами. Это объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят больше. Таким образом, возникают сомнения тезиса о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.

Таким образом, ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

1.3 Сущность государственного долга и методы управления им

Когда расходы бюджета начинают превышать его доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется неэмиссионными методами, возникает долг. То есть Правительство РФ при этом ведет заемную деятельность у юридических и физических лиц, иностранных государств, иностранных финансовых и международных организаций. Заимствование средств бюджетами различных уровней приводит к накоплению задолженности, подлежащей погашению в форме основного долга и накопленным на него процентам.

Государственный долг представляет собой сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисление по ним процентов, и выданные государственные гарантии [4]. Собственно, государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными и международными организациями, другими субъектами права. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в виде:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государственными и международными финансовыми организациями;

• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

• договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;

• договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

• переоформленных договорных обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основании принятых федеральных законов;

• соглашений и договоров о реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, заключенных от имени РФ.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Обязательства погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займов, и не могут превышать 30 лет. Государственный долг субъекта РФ представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемый всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства субъекта РФ осуществляются в виде:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями;

• государственных займов субъекта РФ в виде ценных бумаг;

• договоров с предоставлением государственных гарантий от имени субъекта РФ;

• договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

• переоформленных договоров обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ;

• соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет, заключенных от имени субъекта РФ.

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования, которая обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства муниципального образования осуществляются в виде:

• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

• займов муниципального образования в виде выпуска ценных бумаг;

• договоров о предоставлении муниципальных гарантий;

• договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

• долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Погашение государственного долга производится за счет доходов бюджетов соответствующего уровня или за счет выпуска новых государственных займов. Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов путем проведения тиражей погашения или ежегодных платежей.

В условиях рынка для России наиболее приемлемым способом регулирования бюджетного дефицита является его покрытие исключительно за счет государственного долга, который, в свою очередь, нуждается в централизованном управлении.

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность действий государства, связанных с изучением рынка ссудных капиталов, выпуском займов, выплат процентов по выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту и погашению выпущенных займов [4].

Операции, связанные с подготовкой документов, необходимых для продажи государственных ценных бумаг, изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, размещением займов среди кредиторов, выплатой и начислением процентов, осуществляет Минфин России и другие подразделения при Правительстве РФ.

Расходы по управлению государственным долгом показываются в качестве особых финансовых операций отдельно от бюджета, а в расход бюджета включаются только процентные выплаты по долгу. Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, на котором обращаются ценные бумаги. Операции на первичном и вторичном рынках государственных облигаций осуществляются инвестиционными и универсальными банками (дилерами). Суммы, которые государство получает в займы у кредиторов, а также проценты по ним погашаются в основном за счет бюджетных средств, текущих доходов и выпуска новых займов. Такой способ погашения государственных займов называют рефинансированием.

Операции по управлению государственным долгом связаны с кассовым исполнением бюджета, операции выполняют эмиссионные банки. Банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним и выплате облигаций, подлежащих выкупу.

Государство в целях управления государственным долгом прибегает к уточнению условий займа, касающегося доходности путем уменьшения размера номинального процента (конверсия) или превращает краткосрочные обязательства в средние — или долгосрочные (консолидация) или объединения нескольких займов в один заем (унификация), который образует консолидированный (фундированный) долг.

Одним из методов управления государственным долгом является выкуп займов, обращающихся на рынке ссудного капитала. В данном варианте государство поручает центральным и коммерческим банкам произвести выкуп займов с последующей выплатой им денежных средств. В случае отсутствия у государства денежных средств на погашение государственного внутреннего долга (банкротство) оно может аннулировать заем или отказаться от его уплаты, но данный способ применяется в практике крайне редко.

Управление государственным долгом в РФ осуществляется Федеральным казначейством, входящим организационно в состав Минфина России. На него возлагается решение следующих задач:

• регистрация всех долговых обязательств государства и долговых гарантий (внешних и внутренних);

• подготовка предложений по обслуживанию государственных долгов;

• определение уровней, состава, времени и условий выпуска внутренних и внешних займов, включая эмиссию государственных ценных бумаг.

Минфин России выступает от лица Правительства РФ в качестве заемщика как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке. В этой связи между Минфином России и ЦБ РФ устанавливается сотрудничество в области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним и внешним государственным долгом. ЦБ РФ осуществляет операции по государственным ценным бумагам, а именно, их куплю-продажу, выкуп, выдает кредиты под залог государственных ценных бумаг, выступает в качестве агента Минфина России по размещению новых выпусков государственных долговых обязательств.


2. Анализ бюджетного дефицита федерального бюджета Российской Федерации

2.1 Общая характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета

Суммы источников финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. по статистическим данным Счетной палаты представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Источники финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. (миллиардов рублей)

2005 2006 2007 2008
Общее финансирование -1612,9 -1994,1 -1794,6 -1705,1
в том числе:
внутреннее финансирование -707,4 -1243,6 -1614,1 -1570,0
из него:
долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте РФ 98,1 177,6 223,5 171,6
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 35,0 17,6 19,3 6,7
государственные запасы драгоценных металлов и драгоц камней 9,6 1,6 12,9 -2,1
остатки средств бюджетов -815,7 -1398,2 -1761,1 -1991,3
внешнее финансирование -905,5 -750,5 -180,5 -135,0
в том числе:
долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах указанных в иностранной валюте -108,0 -41,2 -95,3 -80,1
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте -639,3 -681,4 -85,2 -34,5
прочие источники внешнего финансирования -158,2 -27,9 - -20,4

Таким образом, суммы источников общего финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации сильно не изменялись в течение этих четырех лет.

Долевые соотношения представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Доли источников финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. (миллиардов рублей)

2005 2006 2007 2008
Общее финансирование 100,00% 100,00% 100,00% 100,00%
в том числе:
внутреннее финансирование 43,86% 62,36% 89,94% 92,08%
из него:
долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации -6,08% -8,91% -12,45% -10,06%
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности -2,17% -0,88% -1,08% -0,39%
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней -0,60% -0,08% -0,72% 0,12%
остатки средств бюджетов 50,57% 70,12% 98,13% 116,78%
внешнее финансирование 56,14% 37,64% 10,06% 7,92%
в том числе:
долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах указанных в иностранной валюте 6,70% 2,07% 5,31% 4,70%
кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте 39,64% 34,17% 4,75% 2,02%
прочие источники внешнего финансирования 9,81% 1,40% - 1,20%

Из данной таблицы видно, что в 2007-2008 годы основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходилась на внутреннее финансирование и лишь небольшая – на внешнее. Однако в 2005-2006 годах доли внутренних и внешних источников были приблизительно равны, причем в 2005 году внешнее финансирование в сумме было больше внутреннего.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.