рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь

Примечание. Источник: собственная разработка

Для наглядности изменения в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы представлены на рисунке 2.3.2.


Рисунок 2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы

Итак, в 2009 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

- внутреннего финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2008 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.

- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].

В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2008 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.


3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства. Однако в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

Политика государственных расходов, как составной части бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:

1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;

2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;

3. Финансирование целевых государственных программ;

4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.

Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.

Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики [9, с.26].

Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и военно-политической напряжённости выглядит следующим образом:

1.  Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%.

2.  Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.

3.  Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.

4.  Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции и т. д. – 5-10%.

5.  Платежи по государственному долгу – 7-8%.

Доля основных статей в государственном бюджете Республики Беларусь за 2008 – 2009 годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления снизился с 1,87 % до 1,65 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран.

Поэтому, для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.

Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.

Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.

Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

Также в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, и других непроизводительных расходов.

Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета.

2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета.

3. Обеспечить реструктуризацию доходов бюджета на отрасли хозяйства на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.

5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям.

6. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это в первую очередь имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.

7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.

8. Повысить уровень планирования расходов бюджета на основе их собственности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.

Расходы бюджета зависят от его доходов. Между расходной и доходной частями существует органическая связь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов.

Анализ структуры доходов государственного бюджета показал существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.

Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.

Таким образом, анализ доходной части бюджета указывает как на имеющиеся некоторые положительные результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.

В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.

Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

·  повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;

·  упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;

·  обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Таким образом, действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Вопросы управления бюджетным дефицитом актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].

В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета. Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.

Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей ценных бумаг государственного заимствования. Таким образом, стоимость в результате государственных заимствований не теряется.

Наиболее тягостным для государства является внешний долг, ибо его выплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданами государства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет стране расширить государственный сектор без урезания частного сектора.

Доля внешнего финансирования в 2009 году составила 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита. Однако темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %.

Сегодня экономисты в качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита предлагают привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями (МВФ, Всемирным банком и т.п.); необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.

Для сокращения бюджетного дефицита существуют два главных направления:

1. Увеличение доходов бюджета, которое может происходить за счет выявления новых источников поступлений или расширения действующей базы доходов. При этом не следует увеличивать налоговое бремя.

2. Уменьшение объема расходов, которое должно происходить с учетом целесообразности, значимости отдельных затрат и выбранных приоритетов в развитии экономики.

Кроме того, сокращение бюджетного дефицита для Республики Беларусь должно осуществляться по специально разработанной программе, которая предусматривает следующие мероприятия:

– повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника доходов бюджета;

– развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, а также разгосударствление и приватизация собственности;

– расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства;

– оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета в целом;

– совершенствование планирования и рост системы платных услуг в непроизводственной сфере;

– обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

– реформирование бюджетного процесса в целом;

– развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте [6, с.157].

Для оптимизации расходной части государственного бюджета необходимо:

– усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;

– упразднить целевых бюджетных фондов в составе бюджета. Это предотвратит распыление средств, усилит их концентрацию на важнейших направлениях, обеспечит прозрачность бюджетных расходов, усиление контроля за их использованием;

– провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики на базе инвентаризации собственных доходов отраслей, усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций;

– для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ, транспортного хозяйства и др;

– направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;

– разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет и самофинансирование;

– снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;

– повысить уровень бюджета на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;

– закрепить в законодательном порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;

– реструктуризировать источники финансирования расходов на отрасли непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных расходов на основе привлечения внебюджетных источников;

– прогнозировать пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание источников финансирования непроизводственной сферы;

– расширять перечень платных услуг с целью создания условий для формирования собственных доходов учреждений;

– научное обосновать норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы. [6, с. 159]

Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.

Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Подводя итог, можно заметить, что, казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и все проблемы будут решены. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружение и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных государственных программ. Таким образом, решение существующих проблем может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).

Принимаемый бюджет, в его расходной части, является результатом решения задачи максимизации функции полезности государства при заданных бюджетных ограничениях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе по дисциплине «Теория финансов» на тему «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь», финансы представлены как многогранная объективная экономическая категория, без которой не могут эффективно функционировать современные системы хозяйствования.

В данной курсовой работе подробно исследован государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние два года, а именно были освещены:

ü  теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета;

ü  проведен анализ формирования и использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за последние два года;

ü  определены основные направления совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени.

Бюджет – основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.

Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

– сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

– снизить расходы на содержание государственного аппарата;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.