рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Финансовое планирование и прогнозирование

3.  цикл бюджетирования, в рамках которого на операционные планы начинает влиять цена [13, с. 87].

В рамках первого цикла обычно создаются стратегические и перспективные планы. В рамках второго – бизнес-планы, в рамках третьего – бюджеты и оперативные планы. Иногда бизнес-планы относят к первому уровню планирования.

Помимо уже названных классификаций существует еще одна, наиболее дискуссионная, по сущности финансового планирования и прогнозирования. В рамках этой классификации выделяют перспективные, текущие и оперативные планы. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие планы – это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. При этом, как видно из определения каждого вида планирования, основной упор делается на срок, на который разрабатывается план, и в этом случае перспективные планы тождественны долгосрочным, среднесрочные – текущим, а краткосрочные – оперативным.

Некоторые авторы расширяют эту классификацию, выделяя:

1.  стратегические;

2.  перспективные;

3.  бизнес-планы;

4.  текущие (или бюджетирование);

5.  оперативные [12, с. 10].

Иногда в рамках этой классификации выделяются наравне со стратегическим планированием индикативное и директивное.

Индикативные (направляющие) планы, которые часто называют планами-прогнозами, характеризуются рекомендательным характером и необязательностью ресурсного обеспечения. К их недостаткам относят невозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за их реализацией. Индикативные планы чаще всего составляются на средне- и краткосрочную перспективу. В состав индикативных планов обычно входит концептуальная, прогнозная и планово-регулирующая часть. В последней указываются система индикаторов выполнения или невыполнения плана.

Директивные планы в основном составляются на средне- и долгосрочную перспективу. В них указываются в качестве целей основные показатели и методы их достижения. Директивные планы должны предусматривать многовариантность событий в планируемом периоде и интервалы колебания значения основных показателей в зависимости от наступления того или иного события.

В силу развития мировой экономики и процессов интеграции появилась объективная необходимость в создании стратегического планирования. В рамках стратегического планирования национальная экономика рассматривается как единая система. Этот вид планирования ориентирован на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики. Основной целью стратегического планирования является обеспечение потенциала будущего успешного развития объекта планирования. Стратегическое планирование может осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях [17, с. 21]. Стратегический план может включать в себя следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции. Объектами стратегического планирования могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствования производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д. [4, с. 19].

Бизнес-план деятельности предприятия - это программа его производственно-хозяйственной деятельности на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения ресурсов. Бизнес-план рекомендуется разрабатывать на 3-5 лет (иногда на год), причём основные показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго – поквартально, а начиная с третьего года – на годовой период их функционирования [8, с. 333].

К числу основных целей обращения к процедурам бизнес-планирования следует отнести:

1) создание стратегии развития компании;

2) определение тенденций развития предприятия;

3) совершенствование какого-либо процесса (изделия);

4) моделирование бизнес-процессов [15, с. 59].

В практике планирования в зависимости от решаемых организацией задач можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности организации; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, конъюнктуры рынка;

2) инвестиционный бизнес-план, который является основным документом, позволяющим обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию в будущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. В инвестиционном бизнес-плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им;

3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности, и предлагает финансовое оздоровление организации в период наблюдения или внешнего управления ее имуществом;

4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств организации или для реализации широкомасштабных проектов

развития действующего производства [21, с. 18].

Структуру бизнес-плана определяет сама организация, однако обычно он включает следующие разделы:

1.  Общие сведения;

2.  Резюме;

3.  Прогнозирование производства продукции, оценка рынков сбыта и конкурентов;

4.  План маркетинга;

5.  План организации производства;

6.  Организация и управление предприятием;

7.  Юридический план;

8.  Меры по предупреждению спада производства;

9.  Финансовый план;

10.  Стратегия финансирования.

Финансовый аспект бизнес-плана представлен в дух последних разделах. Финансовый план – важнейшая составляющая бизнес-плана. Финансовый план включает в себя следующие самостоятельные разделы: план по себестоимости, план по прибыли, расчёт точки безубыточности [21, c. 22]. Плановые финансовые расчеты оформляются в виде следующих таблиц: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз потока денежных средств; прогноз баланса.

Бюджеты могут быть краткосрочными (разрабатываются на месяц, квартал) и долгосрочными – на несколько лет вперед. Краткосрочные бюджеты во многом совпадают с понятием оперативного плана. В количественной форме бюджет отражает ожидания по поводу будущих доходов, финансового состояния предприятия и перспективных денежных потоков. Мастер-бюджет (сводный бюджет) представляет собой общий свод всех целей и задач, которые стоят перед предприятием и его структурными подразделениями. Эти цели и задачи охватывают желаемые уровни продаж, производства, реализации, объемов финансирования и административных расходов. Существует множество различных видов бюджетов. Среди них можно выделить основные:

·  гибкие бюджеты – при заданном объеме выпуска продукции сравниваются фактические и бюджетируемые операции;

·  бюджет капитала – долгосрочный бюджет, предназначенный для планирования закупок долгосрочных фиксированных активов;

·  сводный бюджет, который делится на операционный (производственный) бюджет и финансовый бюджет. В первом отражаются расходы, связанные с основной производственной деятельностью предприятия, в него входят бюджеты продаж, производства, затрат сырья, материалов, труда, общезаводских накладных расходов, прибыли и убытков. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежной наличности, бюджета капитала и отбюджетированного баланса [13, с. 90].

Таким образом, финансовые планы взаимосвязаны между собой и представляют собой систему финансовых планов и прогнозов. Планирование невозможно без предварительного прогнозирования, поэтому финансовые планы включают в себя финансовые прогнозы. Существует множество форм финансовых планов и прогнозов: централизованные и децентрализованные, стратегические, перспективные, бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические, социальные, технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы, которые фактически являются финансовыми прогнозами.

3. Финансовое планирование в Беларуси и пути его совершенствования

Появление финансового планирования рассматривают в рамках появления менеджмента, финансового менеджмента, а также в рамках развития экономики различных стран. В первом и втором случае датой возникновения финансового планирования как такового считается конец 20-го века [10, с. 51].

Финансовый план предприятия неразрывно связан с макроуровнем, то есть определяется господствующей на данный момент времени экономической ситуацией в стране. В этом заключается ограниченность первых двух подходов. В третьем подходе дата становления финансового планирования определяется моментом появления административно-командной экономики, поскольку именно ей присуща черта централизации, причем как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий [10, с. 53]. В этом подходе датой возникновения финансового планирования является 1918 год.

В СССР финансовое планирование рассматривалось как составная часть планирования народного хозяйства. Основными задачами финансового планирования на том этапе считалось определение объёмов и источников формирования фондов денежных средств по финансовому обеспечению затрат на развитие экономики, ускорение научно-технического прогресса и более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей населения; выявление резервов дополнительного роста производства и денежных накоплений; соблюдение экономии в использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов; достижение единства всей системы финансовых планов; организация выполнения финансовых планов путём контроля рублём за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций.

Различные звенья финансовой системы разрабатывали свои финансовые планы: балансы доходов и расходов государственных предприятий, объединений и министерств; финансовые планы колхозов и др. кооперативных организаций, а также общественных организаций; сметы бюджетных учреждений; Государственный бюджет СССР; бюджет государственного социального страхования; финансовый план государственного имущественного и личного страхования; сводный финансовый план народного хозяйства, призванный обеспечить координацию ресурсов всех финансовых планов, способствовать взаимной увязке важнейших подразделений народно-хозяйственного плана.

Развитие и совершенствование финансового планирования осуществлялось в направлении более полного учёта в планах общественных потребностей и их удовлетворения при данных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов, усиления сбалансированности экономики, повышения научного уровня и развития перспективного финансового планирования [20].

На протяжении 1918-1921 гг. господствовала жесткая централизация системы хозяйственных отношений, происходила национализация большинства крупных, средних и мелких предприятий. Формой финансирования на этом этапе является предоставление авансов из специального фонда бюджета, которые представлялись государственным предприятиям. На этом этапе как элемент финансового планирования существует проект сметы из бюджета предприятия, который составлялся на сметный период. Смета содержала основные группы расходов, сроки их осуществления, ориентировочный краткий производственный план с указанием количества предлагаемых к выпуску в течение сметного периода изделий и их стоимости.

1922-1925 гг характеризуются переходом к НЭПу, денационализацией мелких предприятий и переходом крупных предприятия на коммерческий расчет с государством. Денежные авансы по истечению операционного периода подлежали возмещению. Бюджетное финансирование предприятий постепенно принимает две основные формы: дотации и казначейские ссуды. Основным документом финансового планирования по-прежнему остаются сметы, однако составляются они на год. В доходной части отражались все поступления предприятия, в расходной – затраты на заработную плату, создание производственных запасов, строительно-ремонтные работы и прочие расходы.

В 1925-27 гг. началось формирование системы распределения доходов между трестами и государством, распределения прибыли по отдельным направлениям деятельности. К сметам доходов и расходов добавляется директивный баланс, который составляется на год с распределением по квартальным датам. По своей форме директивный баланс был близок к бухгалтерскому балансу и состоял из двух частей – активной и пассивной.

1929-1931 гг. характеризуются нововведениями в финансовом планировании – финансовый план предприятий стал разрабатываться в составе промфинплана и включал приходно-расходный план и сравнительную таблицу бухгалтерских балансов на начало и конец планируемого периода.

1930-е гг. характеризуются проведением кредитной и налоговой реформ, формирования централизованного механизма управления экономикой, введения государственной системы краткосрочного кредитования, изъятия основной массы чистого дохода предприятий в бюджет, а также внедрения механизма прямого директивного планирования. Доминирующим документом финансового планирования является финансовый план.

В 1939 году был введен баланс доходов и расходов, который состоял из трех частей – доходы, расходы, взаимоотношения с бюджетом. В 1957 году были внесены существенные изменения в баланс доходов и расходов, основанная на принципе отражения чистых доходов и расходов. До 1990-х гг. баланс доходов и расходов просуществовал в таком виде, все поправки, которые вносились в него, касались только некоторых статей, не затрагивая основных его принципов. Недостатком этих планов были их оторванность от реальной ситуации, а также невозможность отражения всех финансовых отношений в балансе [10, с. 56].

Переход от административно-командной экономики к рыночной системе хозяйствования ликвидировал существовавшую в стране систему долгосрочного планирования, а вместе с тем исчезла и система внутрифирменного планирования. Методы планирования, применявшиеся в СССР, утратили свою актуальность, а новые созданы не были. До 1991 г. практически все государственные предприятия разрабатывали годовой финансовый план с поквартальной разбивкой показателей (баланс доходов и расходов). Методика составления этого документа (в составе техпромфинплана) была рекомендована министерством финансов бывшего СССР в 1988г. Финансовый план в рекомендованной форме позволял сопоставить все плановые доходы и расходы, увязывать направления расходования средств с соответствующими источниками финансирования, а также определять взаимоотношения с бюджетной и кредитной системами. В большей мере баланс доходов и расходов разрабатывался не для самого предприятия, а для вышестоящей организации, финансовых органов и банков. Распад СССР привел к ликвидации существовавшей системы планирования. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения методов хозяйствования. На первом этапе переходной экономики (1991 – 95) намечалось придать управлению демократический характер на основе расширения прав и самостоятельности предприятий. Однако при этом не были задействованы факторы мотивации высокопроизводительного труда. При распаде политической системы и отсутствии научно обоснованной теории управления экономикой в переходный период это привело в определенной степени к потере управляемости социально-экономическими процессами. В этот период практически не было единого государственного плана экономического и социально развития страны. Его заменяли различные прогнозы и программы, система государственных заказов, которые при отсутствии необходимых макроэкономических условий для производства не оказывали существенного влияния на народное хозяйство. Годовое планирование уступило место текущим месячным и квартальным мерам по решению наиболее острых проблем производства, материально-технического обеспечения и распределения ресурсов.

С целью преодоления негативных тенденций в стране были разработаны Программа неотложных по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Планирование и прогнозирование в условиях переходной экономики затруднено в связи с нестабильностью макроэкономических показателей. Кроме того, в условиях переходного периода качественно видоизменяются содержание и функции существовавшего ранее годового планирования и прогнозирования, усиливается его индикативный характер [14, с. 5].

Финансовое планирование осуществляется на макроуровне и микроуровне, и в рамках различных уровней имеет свои особенности. Для составления централизованных финансовых планов все страны разрабатывают собственные модели.

При макромоделировании переходных экономик возникают серьезные стратегические и практические проблемы. Вероятно, самая большая практическая проблема – это узость методологически сопоставимой информационной базы, препятствующая использованию распространенных в рыночной экономике эконометрических моделей и требующая разработки специальных моделей переходной экономики, ориентированных на малые ряды данных.

С 1994 года в Республике Беларусь началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. Результаты модельных расчетов были использованы при обосновании Концепции прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 1998 и 1999 годы. Содержательная логика данной модели состоит в оценке ВВП по факторам со стороны предложения с последующим согласованием спроса и предложения с экономической политикой или макроэкономическими условиями. Работа над моделью ведется и на современном этапе.

Национальным Собранием Республики Беларусь в апреле 1998 года был принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и планов развития страны.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития включает:

1.  на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития на 10 лет;

2.  среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития на 5 лет;

3.  краткосрочную – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь [16, с. 544].

На современном этапе децентрализованное финансовое планирование предполагает два направления – стратегическое и текущее. Стратегический финансовый план определяет основные показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Необходимость осуществлять стратегическое планирование обусловлена развитием научно-технического прогресса, возрастанием финансовых рисков, неопределенностью перспектив научно-технического развития. Одновременно сохраняется необходимость составления долгосрочных, текущих и оперативных планов. Долгосрочные финансовые планы, как правило, тесно связаны с финансовой стратегией предприятия. Они не содержат подробного описания финансовых показателей и отражают концепцию финансового обеспечения. Для текущего управления необходимы годовые финансовые планы, так как именно они в финансовых расчетах должны определять выход на главный финансовый показатель – прибыль предприятия. Годовой финансовый план позволяет собственнику предприятия видеть объем чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. Он является жестким количественным планом [Колпина, 2].

Оперативные финансовые планы в форме платежных календарей необходимы для контроля за выполнением финансовых обязательств и с большей или меньшей детализацией и обоснованием статей используются на многих предприятиях.

Характерными чертами в организации финансового планирования предприятий за рубежом является обязательность разработки планов, определение в текущих планах ответственных исполнителей по операциям, статьям, задачам, последующий анализ выполнения планов и выяснения причин как недовыполнения, так и перевыполнения в разрезе статей поступлений и выплат. Принцип плановости в деятельности отечественных предприятий нуждается в укреплении. В практике можно наблюдать отход от непрерывности финансового планирования и взаимоувязки различных финансовых планов. Проведенное исследование состояния финансового планирования и финансовых расчетов на предприятиях Министерства промышленности Республики Беларусь показало, что не все предприятия определяют финансовую стратегию, составляют долгосрочные финансовые планы, учитывают инфляцию в финансовом планировании. Единицы из них при разработке планов используют приемы финансового менеджмента и многовариантные расчеты, компьютерные программы. Однако в целом интерес предприятий к вопросам финансового планирования возрастает. В практике постепенно происходит формирование новой системы финансовых планов. Поскольку разрабатываемые финансовые планы охватывают различные горизонты планирования, у предприятий возникает потребность иметь плановый документ, в котором бы отражались базовые составляющие основных видов планов и который обладал бы достаточно широким спектром возможного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план. Отечественные предприятия разрабатывают бизнес-планы в следующих целях:

1.  для получения банковских кредитов и бюджетных ссуд;

2.  в случае приватизации государственных предприятий;

3.  для обоснования инвестиционных проектов;

4.  для обоснования программы финансового оздоровления и выхода из экономического кризиса [9, с. 2].

В переходный период бизнес-план занимает центральное место в системе финансовых планов предприятий. Его можно рассматривать как долгосрочный план. Если взять за аксиому разработку скользящих финансовых планов, то наиболее оптимальным горизонтом планирования является срок три года. В таком случае расчет объемов продаж, смету доходов и затрат, баланс денежных расходов и поступлений рекомендуют составлять для первого года с помесячной разбивкой, для второго года с поквартальной разбивкой, а для третьего года на год в целом.

Форма годового финансового плана не изменилась. Как и ранее в практике СССР, он имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из трех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Для обоснования статей финансового плана составляют сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, план финансирования капитальных вложений, расчет потребности в оборотных средствах, сметы образования и расходования специальных фондов денежных средств и др.

Годовой финансовый план долгое время был основным финансовым планом. Его приоритет поддерживался государством, которое посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность поступления денежных средств и их расходованием.

В условиях перехода к рыночной экономике ответственность за результаты деятельности лежит на самих предприятиях. Поскольку многовариантные расчеты с использованием компьютерной техники являются для нашей практики исключением, то ценность текущего финансового плана снижается. Кроме того, плановые расчеты в условиях инфляции требуют постоянной корректировки, что на большинстве предприятий не производится.

Кризисные явления в экономике выявили все недостатки планирования вообще и финансового планирования в частности. Как показала практика, в ряде случаев финансовое планирование на предприятии осуществляется формально и ограничивается расчетом прибыли [2, с. 35]. Мировой финансовый кризис отразился на результатах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что проявилось в остатках готовой продукции на складах, снижении объемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателей платежеспособности. В этих условиях возникает необходимость осуществления мер в организации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию управления выручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью, организации кредитования [1, с. 64].

Экономику нашей страны можно охарактеризовать как переходную. Такие экономики, как правило, характеризуются общей нестабильностью макроэкономических показателей и ситуации в стране в целом, высокими уровнями инфляции, необходимостью реформирования устаревших систем и разработки новой модели экономики и ее элементов (финансы, налоги и другие). В условиях такой экономики планирование вообще и финансовое планирование в частности затруднено и имеет ряд особенностей:

1.  необходимость проведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-, так и на микроуровнях;

2.  затрудненность проведения долгосрочного планирования в связи со сложностями прогнозирования макроэкономической ситуации;

3.  необходимость учета инфляции при планировании.

В рамках децентрализованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.  необходимость учета инфляции при планировании, что большинство предприятий страны не делают;

2.  необходимость внедрения новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов, использование компьютерной техники. На сегодняшний день использование многовариантных расчетов для предприятий Беларуси большая редкость, то же самое касается и различных программных продуктов, хотя интерес к последним увеличивается;

3.  необходимость внедрения новых форм планирования – например, стратегических планов, бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получении кредита, финансирования из госбюджета, при приватизации, а также введения бизнес-плана как обязательного элемента финансовой документации на предприятии с 2005 года их стало разрабатываться гораздо больше, чего нельзя сказать о стратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они по-прежнему разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего использования;

4.  формальность проведения финансового планирования, которое сводится к расчету трех показателей – выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли [3, с. 9];

5.  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами.

В рамках централизованного планирования необходимо решить следующие проблемы:

1.  необходимость разработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования, в которой будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще и финансовую сферу в частности в республике;

2.  несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимоувязки между различными планами. Наиболее слабым местом разрабатываемых в настоящее время прогнозов является нарушение первоначально предусмотренных в них условиях (особенно по денежной массе), что ведет к невыполнению отдельных параметров;

3.  изначально заложенная в прогнозе несбалансированность в части ресурсного обеспечения, нереальность отдельных параметров, их однобокая ориентация на темповые параметры роста производства в реальном секторе экономики, ошибочно выбранные государственные приоритеты, реализовать которые без нарушения макроэкономического равновесия представляется невозможным [14, с. 8].

Выше были выделены проблемы централизованного и децентрализованного финансового планирования. Тем не менее, макро- и микроуровни финансового планирования взаимосвязаны, а поэтому их развитие должно происходить параллельно друг другу и сбалансированно. Для дальнейшего развития финансового планирования необходимо:

·  расширение прав предприятий (в частности – приватизация);

·  сокращение административных методов управления экономикой;

·  усиление экономической свободы предприятий;

·  усиление хозяйственных связей с иностранными предприятиями;

·  снижение налоговой нагрузки;

·  заимствование опыта развитых стран;

·  улучшение макроэкономической ситуации.

По итогам кризиса, для децентрализованного финансового планирования можно выделить такие направления совершенствования финансового планирования, как изменения в управлении выручкой от реализации. Необходимо пересмотреть круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения объемов продаж, а также акцентирование внимания на предвидении изменения себестоимости и прибыли, объемов продаж, обоснование возможности сохранения достигнутых результатов финансовой деятельности.

Для централизованного финансового планирования актуальным еще несколько лет назад было усиление концентрации средств на важнейших направлениях экономического развития и необходимость создания резервных фондов. Так, целевые программы в общем объеме республиканского бюджета 2008 года составляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как в развитых странах большая часть расходов бюджета происходит по целевым счетам. На капитальные вложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета, резервный фонд Президента составлял только 1% от общего объема республиканского бюджета. Низким уровнем резервирования средств характеризовались и местные бюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую деятельность направлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым способом финансировалось около 85% расходов республиканского бюджета [6]. В 2010 году расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в 2010 году составят 530,660 млрд руб, или всего 1% республиканского бюджета, то есть сохранятся на прежнем уровне.

В остальном же структура расходов бюджета претерпела значительные изменения. Так, через целевые программы теперь финансируется около 24% расходов республиканского бюджета, если учитывать инвестиционную целевую программу – 28%. Увеличились расходы на капитальные вложения. Резервный фонд увеличился до 7% от объема республиканского бюджета.

Основными направлениями целевого финансирования является сельское хозяйство, информационные технологии, социальная сфера, энергосбережение и экология, электронная промышленность, медицина и здравоохранение, образование и другие. На финансирование государственной инвестиционной программы будет направлено 4% республиканского бюджета [7].

В условиях административно-командной экономики доминирующее положение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальным стал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так и на микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономике затруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а также необходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. На современном этапе ведется работа по разработке системы планирования и прогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных предприятий и организаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое планирование и прогнозирование является важным элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании. Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной экономики Республики Беларусь.

Финансовое планирование играет значительную роль в экономике – как в командно-административной, так и в рыночной. В рамках рыночной экономики особую роль приобретают финансовые планы предприятий, на которые и опирается государственное финансовое планирование. В командной экономике, наоборот, финансовые планы предприятий опираются на государственные программы. Финансовое планирование и прогнозирование опирается на ряд принципов (адаптивность, научная обоснованность, комплексность, системность и другие) и для его осуществления разработано довольно большое количество различных методов. Роль финансового планирования и прогнозирования велика как для рыночной экономики, так и для плановой. Отличие заключается в том, какой тип планирования играет ключевую роль – директивный или индикативный.

Финансовые планы взаимосвязаны между собой и представляют собой систему финансовых планов и прогнозов. Планирование невозможно без предварительного прогнозирования, поэтому финансовые планы включают в себя финансовые прогнозы. Существует множество форм финансовых планов и прогнозов: централизованные и децентрализованные, стратегические, перспективные, бизнес-планы, текущие и оперативные планы, экономические, социальные, технические и многие другие. Отдельно выделяют индикативные планы, которые фактически являются финансовыми прогнозами, и директивные планы. Финансовые планы различаются в зависимости от того, составляются они для государства в целом или для отдельных субъектов хозяйствования.

В условиях административно-командной экономики доминирующее положение занимало централизованное планирование. После распада СССР актуальным стал вопрос о смене системы планирования и прогнозирования как на макро-, так и на микроуровнях. Планирование и прогнозирование в переходной экономике затруднено из-за нестабильности макроэкономической ситуации в целом, а также необходимости внедрения новых форм планирования и прогнозирования. На современном этапе ведется работа по разработке системы планирования и прогнозирования как на централизованном уровне, так и в рамках отдельных предприятий и организаций. На общегосударственном уровне разрабатывается модель планирования и прогнозирования, разрабатываются планы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. На микроуровне в качестве обязательного элемента финансовой документации предприятия с 2005 года введен бизнес-план. Тем не менее, как на микро-, так и на макроуровнях существует ряд проблем.

В качестве направлений развития финансового планирования и прогнозирования следует выделить расширение прав предприятий, разработку финансовых планов и прогнозов не только для внешних органов, но и для внутреннего использования, расширение методологической базы планирования и прогнозирования (многовариантность расчетов, учет инфляции, увеличение числа рассчитываемых показателей).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Аносов, В. М. Об использовании резервов совершенствования финансового планирования в современных условиях / В. М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2009. - №7. – С. 64 – 68.

2.  Аносов, В. М. Совершенствование финансового планирования – основа финансовой устойчивости и эффективности бизнеса в современных условиях / В. М. Аносов // Планово-экономический отдел. – 2010. - №1. – С. 35-38.

3.  Аносов, В. Совершенствование финансового планирования / В. Аносов // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. - №7. – С. 9-11.

4.  Афитов, Э. А. Планирование на предприятии / Э. А. Афитов. – Минск: «Вышэйшая школа», 2001. – 285 с.

5.  Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. – Москва: «Финансы и статистика», 2001. – 206 с.

6.  Закон Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 26 декабря 2007 г., № 303-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа: 11.11.2010.

7.  Закон Республики Беларусь О бюджете Республики Беларусь на 2008 год, 29 декабря 2009 г., № 73-З // Pravo.by [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Дата доступа: 11.11.2010.

8.  Золоторогов, В. Г. Организация и планирование производства: практическое пособие / В. Г. Золоторогов. - Минск: ФУАинворм, 2001 – 528 с.

9.  Колпина, Л. Г. Формирование новой системы финансовых планов предприятий / Л. Г. Колпина // Предпринимательство в Белоруссии. – 2001. - № 2. – С. 2-3.

10.  Кулик, О. С. Финансовое планирование деятельности на предприятии: история возникновения и развития, современное состояние / О. С. Кулик // Финансовый менеджмент. – 2009. - №5. – С. 51- 57.

11.  Курс предпринимательства / под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/index.htm. – Дата доступа: 27.10.2010.

12.  Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии: учебно-практическое пособие / О. Н. Лихачева. - Москва: Проспект, 2003. – 264 с.

13.  Лобанова, Е. Н., Лимитовский, М. А. Модульная программа для менеджеров / Е. Н. Лобанова, М. А. Лимитовский. – Москва: Инфра-М, 2000. – 212 с.

14.  Матяс, А. А. Методические подходы к разработке годовых макроэкономических прогнозов в Республике Беларусь, / А. А. Матяс // НИРС – 2001: тезисы докладов республиканской научно-практической концеренции, Минск, 28 июня 2001 г.: в 2 томах / Министерство экономики Республики Беларусь; под ред. С. С. Полоник. – том 2. – с. 5-8.

15.  Мелких, Е. Г. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Г. Мелких. ― Мн.: Бнту, 2005. – 80 с.

16.  Национальная экономика Беларуси / В. Н. Шимов, Я. М, Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под ред. В. Н. ШИмова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.

17.  Стратегическое планирование / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов [и др.]; под ред. А. Н. Петрова. - Санкт-Петербург: «Знание», 2004. – 198 с.

18.  Теория финансов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь [и др.]; под общей ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Минск: «Вышэйшая школа», 1997. – 367 с.

19.  Управленческий учет для небольших предприятий // Бухучет [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.bizuchet.tmweb.ru/content/view/56/. – Дата доступа: 24.10.2010.

20.  Финансовое планирование // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article116356.html. – Дата доступа: 24.10.2010.

21.  Чернобривец, А. С. Бизнес-планирование в организации / А. С. Чернобривец // Экономика. Финансы. Управление. – 2006. ― № 3 (75). ― С. 17-23.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.