рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Влияние государственного долга на экономику Российской Федерации

Глава 2. Погашение государственного долга

2.1 Погашение внешнего государственного долга

На 1 апреля 2011года государственный долг России составляет 38% от объема российского ВВП, что составляет 504 605 млрд. долл. США. Начиная с 1999 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составляют примерно 5.6% от ВВП России. Это сопоставимо с долей в ВВП всего федерального бюджета. По оценкам ведущих российских экономистов, в период до 2013 года платежи по обслуживанию и погашению только государственного внешнего долга составят ежегодно 12 - 17 млрд. долл. В соответствии с международными договорами в ближайший период России предстоит выплатить 70% суммы основного долга и примерно на ту же сумму проценты, т.е. всего 330 млрд. долл..

По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5% от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.

Ежегодные расходы на обслуживание государственного внешнего долга составляют: в 2006 году — 10,9 млрд. долларов, в том числе проценты — 5,9; в 2006 году — соответственно 14,0 и 5,8; в 2008 году — 14,07 и 7,23 2010 – 12.67 и 6.3 млрд. долларов по приблизительным прогнозам, на 2011 сумма составит 14,35 и 7,45млрд. долл. Таким образом, на финансирование процентных расходов требуется от четверти до почти трети доходов федерального бюджета. Причем нарастание платежей по внешнему долгу происходит по монотонной экспоненте (например, задолженность кредиторам Парижского клуба на 1 января 2002 года составляла 42 млрд. долларов, на 1 января 2003 года — 43,6, на 1 января 2004 года — 46,6 млрд. долларов), а это чревато негативными последствиями для экономического развития, так как существенно сокращаются внутренние источники инвестиций (суммы расходов на обслуживание государственного долга — это, по существу, одна треть российских инвестиций в основной капитал, которые в 1999 году составили 670,4 млрд. рублей; в 2000 году — 1165,2; в 2001 году — 1600 и в 2002 году — 1990 млрд. рублей).

29 апреля 2011года Внешэкономбанк по поручению Минфина РФ перевел в Citibank N.A., London Office средства на общую сумму $123 млн 750 тыс. для осуществления платежа в счет погашения государственного внешнего долга РФ.

В том числе перечислено $36 млн 250 тыс. в счет оплаты купонов по облигациям с окончательным сроком погашения в 2015 году, выпущенным на сумму $2 млрд в 2010 году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.

Еще $87 млн 500 тыс. переведено в счет оплаты купонов по облигациям с окончательным сроком погашения в 2020 году, выпущенным на сумму $3,5 млрд в 2010 году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.

Внешние долги банковской системы за первые 3 месяца текущего года возросли со $144,225 млрд до $148,024 млрд.

Внешние долги нефинансовых предприятий увеличились с $297,868 млрд до $309,842 млрд. Из этой суммы $70,353 млрд составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, $221,95 млрд — кредиты, $11,051 млрд — долговые ценные бумаги, $2,271 млрд — задолженность по финансовому лизингу.

Однако внешний долг органов государственного управления за I квартал текущего года сократился с $34,525 млрд до $33,975 млрд, в том числе федеральных органов управления – с $32,166 млрд до $31,455 млрд.

Долг бывшего СССР сократился за январь-март 2011 года с $2,9 млрд до $2,786 млрд. В структуре бывшего союзного долга $1,122 млрд составляла задолженность перед бывшими социалистическими странами. В 2011 году погашение внешнего долга распределено по кварталам достаточно равномерно: на первый квартал приходится 37,7 миллиарда долларов, в том числе 32,3 миллиарда долларов - основной долг и 5,4 миллиарда долларов - проценты. Во втором квартале предстоит погасить внешний долг на 30 миллиардов долларов (25,3 миллиарда долларов и 4,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 26,6 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 4,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 34,3 миллиарда долларов (30,3 миллиарда долларов и 4,1 миллиарда долларов). В 2012 году максимальный объем погашений придется на последний квартал. В первом квартале предстоит погасить 16,2 миллиарда долларов внешнего долга (11,8 миллиарда долларов - основной долг и 4,4 миллиарда долларов - проценты), во втором квартале - 17,6 миллиарда долларов (13,95 миллиарда долларов и 3,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 13,1 миллиарда долларов (9,2 миллиарда долларов и 3,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 25,2 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 3,5 миллиарда долларов).

Оценка внешнего государственного долга.(приложение 1)

2.2 Погашение внутреннего долга

По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3 083 млн. руб.

Структура и динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)

Виды государственных ценных бумаг (млрд. руб.)
ОФЗ-ПД 244,5
ОФЗ-ФК 94,83
ОФЗ-АД 717,16
ГСО-ППС 0,42
ГСО-ФПС 52
Итого 1 108,91

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

На этой диаграмме показан рост внутреннего долга РФ. Как видно, с начала 2011 года, долг лишь увеличивается.

Увеличивается и объем внутреннего долга, касательно ценных бумаг.


ГСО-ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой.

ГСО-ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.

ОФЗ-АД - Облигации Федерального Займа с амортизацией долга, периодическое погашение основной суммы долга.

ОФЗ-ПД - Облигации Федерального Займа с постоянным доходом, Купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения.

ОВОЗ - облигации внутренних облигационных займов РФ.

Один из способов погашения внутреннего долга, это выплаты купонного дохода и погашение гособлигаций. Такие выплаты проводятся раз в две недели Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов.

"Справка по итогам операций Минфина России на рынке государственных ценных бумаг"

27 мая 2011 г.
Произведена выплата купонного дохода  
Выпуск № 39002RMFS, млн. руб. 1 263,99
№ купона 8
Ставка купонного дохода, % годовых  6,5
Купонный доход, руб.  32,41
Перечислено из бюджета, млн. руб.  1 263,99

Частично расплатиться со всеми кредиторами планируется в сентябре 2011 года, из-за вновь взлетевших цен на нефть.

2.3 Списание долга и программа HIPC

долг бюджетный дефицит заем

Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Пример списания внутреннего долга.

Информационное сообщение: О списании государственного внутреннего долга РФ по облигациям федеральных займов.

В соответствии со статьей 86 Федерального закона от 26 декабря 2005г. № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год" и на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3.08.2008 № 103н "О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации по облигациям федеральных займов" Министерством финансов Российской Федерации списан государственный внутренний долг Российской Федерации по облигациям федеральных займов, по которым истек срок исковой давности, установленный законодательством Российской Федерации, следующих выпусков:

Государственный регистрационный номер выпуска Дата погашения Количество облигаций, списанных c государственного внутреннего долга Российской Федерации, штук
27006RMFS 22.01.2003 3 964
27007RMFS 05.02.2003 3 964
27008RMFS 21.05.2003 3 964
27009RMFS 04.06.2003 3 964
Всего:   15 856

Списание государственного внутреннего долга Российской Федерации по выше указанным облигациям осуществлено путем перевода облигаций со счетов "депо" их владельцев на эмиссионный счет "депо" Министерства финансов Российской Федерации.

Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности.

Для участия в программе правительство страны должно продемонстрировать, что текущий уровень внешнего долга значительно превышает максимально возможный объем выплат. Хотя формального определения не существует, среднее отношение чистой приведенной стоимости внешнего государственного долга к экспорту составило 600%. По мнению экспертов МВФ, государства, в которых данный показатель находится в пределах 200-250%, все еще способны обслуживать свои долги. Таким образом, ключевым индикатором наличия у данной страны возможности осуществлять выплаты по внешнему долгу являются доходы от экспорта.

Из рисунка 1 следует, что Россия обладает гораздо большим потенциалом для выплаты долгов из экспортной выручки, чем страны, включенные в программу HIPC. Наличие значительных запасов полезных ископаемых обеспечивает постоянный приток валюты в страну. В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ полагают, что данный критерий не является самодостаточным, поскольку правительство также должно иметь возможность направить часть доходов от экспорта на выплату внешних долгов. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадает с долей налоговых поступлений в российском валовом доходе. Сравнения свидетельствуют о том, что в настоящее время ситуация с внешним долгом России не позволяет включить страну в программу HIPC. Однако российское правительство не в состоянии выполнять обязательства по внешнему долгу по причине своей неспособности контролировать экспортную выручку российских компаний. При этом вышеизложенное не означает, что списание внешних долгов России не достижимо, - как было указано ранее, известны прецеденты, когда прощение долгов происходило в основном по политическим соображениям.


Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Даже небольшой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Наибольшую опасность для финансовой системы РФ представляют процентные платежи по обслуживанию основного долга, поскольку они кумулятивно нарастают ввиду того, что реструктуризации подвергается, как правило, лишь основной долг, не погашаются в первоочередном порядке в нарушение общепринятых стандартов заимствования с высокой стоимостью обслуживания, не ведется переговорный процесс по изменению условий выплаты долгов, или частичному их списанию, или отсрочке погашения. Так, например, за шесть предстоящих лет основной долг уменьшится лишь на 40 %, хотя суммарные платежи на обслуживание и погашение основного долга будут вдвое больше.

Экономические трудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс пробелы правового регулирования не способствуют повышению международно-правового статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требуется системное реформирование национального финансового законодательства, приведение в соответствие с международными стандартами многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах, введение реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различными отраслями законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы.


Список используемой литературы

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

2.  Указ Президента РФ от 31.01.1996 г. № 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 534.

3.  Распоряжение Правительства РФ от 02.11.1995 № 1527-р "О порядке погашения государственного долга Российской Федерации странам - членам бывшего СЭВ товарными поставками" // Российская газета, 1995, 21 ноября.

4.  Постановление Верховного Совета РФ от 30.06.1993 "О государственных кредитах правительствам государств - бывших республик Союза ССР""// Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 28, ст. 1071.

5. Алехин Б.И. государственный долг. – М., 2006. – С. 318.

6. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика // Вопросы экономики. - 1999. - № 5.

7.  Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 101.

8.  Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М., 2007. – С. 510.

9.  Иванова Е.Е. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: правовые аспекты // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2004.

10.  Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2003. - № 2.

11.  Крохина Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия // Финансовое право, № 2, 2003.

12.  Покачалова Е.В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России // Финансовое право, 2005, № 7.

13.  Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право, № 1, 2002.

14.  Постатейный комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации // Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2002.

15. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. - М.: "Издательство БИНОМ", 1997. Стр. 662-678.

16. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник // Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

17. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

18. Научные статьи авторов: Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. //из www.economist.ru – официальный сайт журнала.

19. Макроэкономика: Учебник. // Под общей ред. Тарасевича Л. С.

20. www.mifin.ru - Сайт Министерства Финансов

21. www.cbr.ru – Оффициальный сайт Центрального банка РФ


Приложение

Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года (млрд. долл. США)

  1 января 2010 г. 1 января 2011 г. 1 апреля 2011 г.
(оценка)      
Всего 467 245 488 654 504 605
Органы государственного управления 31 309 34 525 33 975
Федеральные органы управления 29 475 32 166 31 455
Новый российский долг 26 286 29 266 28 669
кредиты международных финансовых организаций 3 788 3 137 2 944
МБРР 3 210 2 617 2 438
прочие 578 520 506
прочие кредиты 1 000 777 688
ценные бумаги в иностранной валюте 20 348 23 111 22 555
еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения 1 786 6 091 6 091
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 18 135 16 590 16 034
ОВГВЗ - VII транш 427 431 431
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) 811 1 914 2 152
прочая задолженность 340 328 329
Долг бывшего СССР 3 189 2 900 2 786
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 11 9 9
задолженность перед бывшими социалистическими странами 1 316 1 125 1 122
задолженность перед прочими официальными кредиторами 1 810 1 714 1 603
ОВГВЗ - III, IV, V транши 1 1 1
прочая задолженность 50 50 50
Субъекты Российской Федерации 1 834 2 359 2 520
кредиты 1 120 1 034 1 099
ценные бумаги в российских рублях 714 1 325 1 420
Органы денежно-кредитного регулирования 14 630 12 035 12 764
кредиты 2 370    
наличная национальная валюта и депозиты 3 365 3 295 3 765
прочая задолженность (распределение СДР) 8 895 8 740 8 999
Банки 127 212 144 225 148 024
Прочие секторы 294 094 297 868 309 842
долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 45 718 63 196 70 353
кредиты 232 096 217 834 221 950
долговые ценные бумаги 9 406 10 650 11 051
задолженность по финансовому лизингу 2 816 2 250 2 271
прочая задолженность 4 058 3 938 4 216

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.