рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государственный кредит: экономическая сущность, условия предоставления и основные виды

На рисунке 1.1 показана классификация государственного кредита.


Рисунок 1.1 – Классификация государственного кредита [2, с. 240]

В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:

– государственное заимствование;

– государственная гарантия;

– государственный кредит.

Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств [1, с. 100].

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты и государственные кредиты. Бюджетный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическим лицам своей страны или местным органам власти. Государственный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям [1, с. 101].

Государственные займы можно классифицировать по нескольким признакам. По признаку держателей ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди юридических, так и физических лиц. Специальные займы реализуются или только среди населения или только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если займ эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций за счет более широкого круга потенциальных держателей.

В зависимости от источника заимствования или места реализации займы могут быть внутренними и внешними.

По отношению ко вторичному рынку ценных бумаг займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынке. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми ресурсами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на следующие категории:

– процентные;

– выигрышные;

– процентно-выигрышные;

– беспроцентные (целевые);

– беспроигрышные;

– дисконтные;

– процентно-дисконтные;

– твердодоходные [1, с. 102].

По облигациям процентного займа владельцы получают доход путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. Процентно-выигрышный займ предусматривает выплату части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей.

Беспроцентный займ гарантирует держателю получение соответствующего товара или строительство какого-либо объекта, но выплата дохода по таким долговым обязательствам не производится. Беспроигрышный займ предусматривает выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. Дисконтный займ обеспечивает доход в виде разницы между ценой погашения и ценой покупки облигации. Он называется дисконтом. Процентно-дисконтные займы обеспечивают как выплату процентов, так и дисконт.

По методу определения дохода различают займы с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т.д.).

В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Рентный займ предусматривает выплату дохода без обязательства погасить займ. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни [1, с. 103].

По срокам они делятся на:

– краткосрочные (до 1 года). Краткосрочные кредиты оформляются, как правило, для погашения текущей задолженности, для покрытия текущих затрат, для осуществления относительно небольших платежей, срок погашения которого не представляет сложности в течение года для кредитополучателя.

– среднесрочные (от года до 5 лет). Среднесрочные кредиты могут предоставляться для финансирования краткосрочных инвестиций, погашения крупной текущей задолженности, осуществления финансирования средних по размеру платежей.

– долгосрочные (свыше 5 лет) [4, c. 94].

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

Как правило, долгосрочные кредиты оформляются для осуществления крупных инвестиционных проектов, в том числе и для приобретения предприятия, срок погашения по которым достаточно большой.

В зависимости от организации порядка оформления кредитных отношений различают:

– государственные облигационные займы;

– безоблигационные займы [6, c. 109].

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета – это примеры безоблигационных займов.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке.

По форме выпуска различают документарные и бездокументарные займы. Документарные займы оформляются на бумажных носителях, бездокументарные – существуют в виде записей на электронных счетах [1, с. 104].

Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь [4, c. 92].

Для кредиторов государственный кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: централизованный; децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором – местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг) [9, c. 45].

В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь. По данным платежного баланса Беларуси, в 2009 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 543,1 млн. долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 698,4 млн. долл.). В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков (по основной сумме долга) на долю Китая приходится 8,8 млн. долл. (по состоянию на 1 января 2010 г.). Проведенный в данной главе анализ позволяет сделать следующие выводы: государственный кредит представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита государственного бюджета.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную, которая заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.


2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Республика Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций – Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов – 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга – до 5 лет, процентная ставка – около 8 % у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа – 2,5-7,27 %. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.

По состоянию на конец 2009 г. на займы международных финансовых организаций Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) приходится 25,2 % внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств – 74,8 %. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают кредиты Российской Федерации (50,4 %), Международный валютный фонд (24,4 %), Китай (12,7 %). Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными, т.е. предоставлены на срок более 1 года. При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет – 98,9 %.

В 2009 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 543,1 млн. долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 698,4 млн. долл.). В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков (по основной сумме долга) на долю Китая приходится 8,8 млн. долл. (по состоянию на 1 января 2010 г.).

Рассмотрим условия и цели предоставления кредитов Беларуси ее основными кредиторами.

1. Кредитные линии Германии.

Банки-кредиторы – AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft m.b.H./Frankfurt am Main, Kreditanstalt fur Wiederaufbau/Frankfurt am Main. Минимальный размер кредита составляет 1 млн. немецких марок. Размер кредита равен 85% контрактной стоимости. Одним из основных условий предоставления кредита является то, что от 50 до 70% приобретаемого оборудования должно быть произведено в восточных землях Германии. Кредит выдается путем открытия аккредитива в пользу поставщика на сумму кредита и его раскрытия по мере поставки оборудования. Обеспечением служит гарантия Совета Министров Республики Беларусь. Кредит выдается на период до 11 лет и гасится равными полугодовыми долями. Также возможен мораторий по погашению основного долга – от 6 месяцев после средневзвешенной даты поставок, последней значительной поставки либо готовности оборудования к эксплуатации. Проценты уплачиваются 30 июня и 30 декабря до момента начала выплат по кредиту, а затем вместе с погасительным платежом [17].

В 2004 году за счет кредитов Германии были завершены поставки сельскохозяйственной техники для Брестской области (сумма кредитных средств составила 12,71 млн. евро) и специализированного оборудования по проекту ОАО "Витебская бройлерная фабрика" (сумма кредита 2,97 млн. евро); продолжено финансирование строительства Центра коммерческих связей в Минске СП "БелИнтерЭСТ" ЗАО (кредит в сумме 18,13 млн. евро, фактически получено – 10,02 млн. евро) и корпуса БГУ (сумма кредита – 6,32 млн. евро, фактически получено – 5,38 млн. евро); началась реконструкция подстанции "Колядичи" РУП "Минскэнерго" (сумма кредита – 10,2 млн. долларов США, фактически получено – 1,6 млн. долларов) [17].

В рамках плафонда Германии в размере 75 млн. евро в 2004 году к реализации были одобрены 5 новых проектов ОАО "Могилевхимволокно", РУП "Минскэнерго", ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" на общую сумму 49,8 млн. евро. Позиция немецкой стороны остается неизменной: финансирование новых проектов возможно лишь в случае полного выполнения белорусской стороной обязательств по ранее полученным кредитам.

2. Финансирование по линии Международного валютного фонда (МВФ).

В 2009 – начале 2010 года кредит Международного валютного фонда (МВФ) сыграл одну из ключевых ролей в реабилитации белорусской экономики. Стабильность валютного рынка, устойчивость финансовой системы, поддержка инвесторов и домашних хозяйств – все это стало возможным благодаря кредиту Международного валютного фонда (МВФ).

Совет исполнительных директоров МВФ «отметил соответствие сложившейся в Беларуси макроэкономической ситуации проводимой руководством страны денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики». А Нацбанк Беларуси отмечает: «Исполнительные директора отметили значительный прогресс, достигнутый Республикой Беларусь в работе по восстановлению экономики после глобального кризиса, а также подчеркнули успешную реализацию нашей страной параметров и условий программы
stand-by».

Первый транш кредита Международного валютного фонда (МВФ) в размере 800 млн. долларов Беларусь получила в январе 2009 года. Второй транш поступил в июле 2009 г. – около 680 млн. долларов. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной транш кредита фонда в объеме 699,5 млн. долларов. Четвертый транш кредита в размере более 688 млн. долларов поступил в декабре 2009 г. http://www.oko.by/uploads/posts/2010-03/1270023272_dengi201058037.gifПосле многочисленных конфликтов и скандалов с Европой Беларусь все-таки получила пятый транш кредита МВФ в рамках программы stand-by, который составил около 670 млн. долларов. Таким образом, Беларусь уже получила от МВФ более 3,5 млрд. долларов.

В Республике Беларусь с 12 по 25 мая 2010 г. работала миссия Международного валютного фонда по подведению итогов реализации программы стэнд-бай. Она, как известно, была заключена между нашей страной и МВФ в январе 2009 г. сроком на 15 месяцев и предусматривала выделение стабилизационного кредита Беларуси в объеме около 3,46 млрд. долларов США. В ходе работы миссии обсуждены вопросы социально-экономического развития страны, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, подведены итоги программы и проведена оценка эффективности ее реализации.

Эксперты Фонда позитивно оценили выполнение Республикой Беларусь основных параметров и условий программы, отметили ее положительное влияние на снижение воздействия негативных внешних факторов на нашу страну. При этом было подчеркнуто, что в Беларуси сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам экономического роста.

3. Помощь, полученная от Всемирного банка (ВБ).

История взаимоотношений Беларуси с Всемирным банком (ВБ) условно может быть разделена на три периода: с 1992 г. по 1994 г., с 1995 по 2000 г и с 2000г. по настоящее время. В первый период отношение банка было благожелательным, отличалось оптимистичной оценкой перспектив развития экономики страны в случае реализации соответствующей политики реформ. С начала второго периода начинается похолодание взаимоотношений с их постоянным ухудшением на протяжении всего периода. За это время Беларусь не получает кредитов, ВБ замораживает все проекты, находящиеся в стадии разработки, и не начинает рассмотрения новых. Республика получает минимально возможное финансирование банка. Начиная с сентября 2000 года, наблюдается прогресс в достижении нового уровня сотрудничества с глобальными и европейскими экономическими и финансовыми институтами.

Возобновлены консультации с Международным валютным фондом (МВФ). Правительство Республики Беларусь совместно с МВФ подготовили Программу мониторинга Международным валютным Фондом, которая реализовывалась в республике в период с 1 апреля по 30 сентября 2001 года. Заключено новое Кредитное соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по займу на проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере республики размером в 22,6 млн. долларов США. На Совете директоров Всемирного банка 14 марта 2002 г. утверждена новая Стратегия сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002 – 2004 гг. финансовые годы.

Беларусь с момента вступления в ВБ получает от него гарантовую (безвозмездную) помощь, общая сумма которой достигла на 1.01.1999 г. 12,759 млн. долл. США (таблица 2.1) [17].

Таблица 2.1 – Гарантовая помощь, полученная от Всемирного банка

Дата одобрения Сумма (USD) Источник Содержание проекта
1 2 3 4

Июль

1992 г.

1000000 Глобальный экологический фонд Поддержка проекта сохранения биологического разнообразия лесов (Беловежская пуща и Березинский заповедник)

Май

1993 г.

350000 ФИР Поддержка приватизации и Банковского дела

Июнь

1993 г.

923000 ФППРРЧР (финансирование японского правительства) Поддержка адаптации белорусского рынка труда и структуры социальной защиты к условиям развивающейся рыночной экономики

Апрель

1994 г.

100000 ФИР Иностранная техническая помощь Правительству в разработке усовершенствованного законодательства о государственных закупках и его первоначальной реализации

Апрель

1994 г.

195000 ФИР Помощь в разработке городского земельного кадастра

Июнь

1994 г.

505000 ФППРРЧР Помощь в подготовки проекта приоритетной инфраструктуры для поймы реки Припять
Июнь 1994г. 497000 ФППРРЧР + ГЯП Помощь в детальной разработке согласованных реформ в организационной структуре энергетического сектора и предлагаемых кредитов в поддержку их реализации

Ноябрь

1994 г.

375000 ФППРРЧР Консультационное обеспечение развития сотрудничества между белорусскими предприятиями и потенциальными иностранными партнерами (в рамках программы технической помощи)
Декабрь 1994 г. 328000 ФИР Поддержка белорусской рабочей группы по законодательным реформам в области коммерческого права

Февраль

1995 г.

150000 ГЯП Грант на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы

Апрель

1996 г.

480000 ФИР Помощь Министерству экономики и Институту законодательства и государственного строительства в подготовке новых законодательных норм

Апрель

1996 г.

200000 ГФИ Консультационное обеспечение и переобучение правительственных служащих по вопросам организации госзакупок

Май

1997 г.

6900000 Глобальный экологический фонд Проект прекращения применения озоноразрушающих веществ

Июль

1997 г.

620000 ГЯП Проект по модернизации городского водоснабжения

Июль

1997 г.

49000 ГЯП Информационное сопровождение Меморандума о взаимопонимании путем организации совместно с Правительством Республики Беларусь региональных семинаров

Январь

1998 г.

96000 ГФИ Экономический советник при Администрации Президента РБ

Январь

1998 г.

69000 ГФИ Разработка механизма социальной защиты малообеспеченных слоев населения

Ноябрь

1998 г.

122000 ГФИ Грант на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы
Итого: 12759000
ФИР – Фонд институционального развития; ФППРРЧР – Фонд поддержки политических реформ и развития человеческих ресурсов; ГЯП – Грант японского правительства; ГФИ – Гарантовый фонд Италии

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.